double arrow

Раннехристианский период


Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации

Литература

Культура поздней империи

В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис и охватывает все стороны жизни. Его наиболее яркими проявлениями стали: новые гражданские войны, частая смена императоров, «варваризация» импе-

1. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

2. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

3. Древние цивилизации. М., 1989.

4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

5. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985.

6. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

8. Мировая художественная культура Древние цивилизации. Тематический словарь. М., 2004.

9. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

10. Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992.

11. Штаерман ЕМ Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

Кризисное состояние и упадок римского общества одновременно стали началом процесса формирования новой культуры. По сути дела, отправной точкой стал перенос в 330 г. столицы Римской империи в древнегреческое поселение Византий, которое впоследствии было переименовано в Константинополь. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Новая столица империи — Константинополь — успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красивейшим городом своего времени. Однако византийская культура не стала простой копией римской культуры. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах, делало эту империю своего рода связующим звеном между Востоком и Западом Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием то одних, то других) стало историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.




В истории как европейской, так и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Именно христианство оказалось тем решающим фактором, который определил все характерные черты и особенности византийской культуры.

Тогда же окончательно складываются основные принципы византийской эстетики. В художественном творчестве начинают преобладать традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, а активно служит им.

Эпоха правления императоров династии Палеологов (XIII—XV вв.) вновь стала временем тяжелых испытаний и последнего расцвета культуры. Тогда после ряда войн была восстановлена и укреплена империя, что стимулировало развитие прогрессивных тенденций культуры поздней Византии; византийские художники контактировали с итальянскими учеными, писателями, поэтами и тем самым оказали влияние на формирование раннеитальянского гуманизма.

Раннехристианский период, длившийся два столетия, был ознаменован тем, что сильная государственная власть, сосредоточившая с помощью церкви в своих руках всю полноту управления экономикой и культурой, сыграла роль централизующей силы в становлении основ византийской культуры как стройной и целостной системы мировоззренческих представлений, выраженных в предметах искусства.



В это время возникает искусство книги — так называемого пергаментного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Согласно преданию, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа рукописей в библиотеке Пергамского царства, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Тогда Пергамская библиотека стала пополняться за счет рукописей, написанных на пергаменте, т.е. на обработанной особым образом коже телят или ягнят. Пергамент прекрасно впитывал краску, что позволяло красочно оформлять текст. Поскольку для пергамента художники использовали чаще всего красную краску — минимум, то книжные иллюстрации стали называться миниатюрой. Самостоятельные композиции, заключенные в рамки и выделенные из строк текста, располагались на отдельных листах либо занимали его большую часть.

Другой областью культуры, где происходили большие изменения, стала культовая архитектура.

Для его стиля были характерны драматизация действия, введение диалога. В поэзии Романа Сладкопевца нашли отражение лучшие черты христианской поэзии: монолитность настроения, духовность, высокие нравственные ценности, и, хотя впоследствии кондаки были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из них исполняются до сих пор, в том числе Акафист — хвалебный гимн в честь Божьей Матери.

С VII в. самым популярным жанром литургического песнопения становится канон, утренний гимн, состоящий из девяти песен. Каждая из них представляла собой поэтический пересказ одной из песен Ветхого Завета, состояла из нескольких строф (обычно четырех) и имела свою мелодию. В XI в. каноны, вошедшие в литургию, были строго определены: введение новых в религиозную практику было запрещено. Не менее популярным жанром литургической поэзии был тропарь, из краткой молитвы после псалма превратившийся в завершающую часть крупного музыкального произведения.

17.2 Культура «Македонского Возрождения»

После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII — начало IX столетия вошли в историю византийской культуры как «темное время». Особенно значительным событием для византийской культуры в этот период явилось иконоборчество.

Основанием для иконоборчества стало мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения Бога, так как духовное невозможно выразить через материальное. Оппозиция иконам с момента их распространения в VI в. на территории Византии всегда была довольно сильной. Поскольку христианское искусство всегда испытывало влияние, с одной стороны, языческой греко-римской религии, допускавшей изображение богов, а с другой — иудейской, запрещавшей их изображение, то культ икон имел своих противников даже среди деятелей церкви. Кроме того, возраставший авторитет монастырей, хранящих чудотворные иконы, усиление их мощи и богатства настораживали светскую власть.

По сути дела, иконоборчество представляло собой борьбу военной земледельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и раздел ее имущества. В 730 г. император Лев III Исавр издал эдикт (предписание), запрещавший иконы. Эдикт действовал более ста лет, и в соответствии с ним во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались краски фресок.

Этот образ перекликается с образом Пантократора. Красный ромб символизирует земную сущность Бога Сына. Престол окружен серафимами и херувимами, представляющими образ космоса; • Спас Нерукотворный — один из самых ранних иконографических образов. Его возникновение связывают с преданием, повествующим, как во время шествия Христа на Голгофу он обратился к женщине по имени Вероника с просьбой дать ему воды. Выпив воды и умыв лицо, он промокнул его полотенцем, протянутым этой женщиной, и на ткани запечатлелся нерукотворный лик. На всех этих изображениях Христос всегда одет в хитон. От плеча хитона до низа подола проходит полоса — клавт (знак царской власти), поверх хитона накинут гиматий — плащ синего цвета.

Славу и авторитет византийской культуре IX—XII вв. создали не только шедевры архитектуры и иконописи, но и художественные ремесла, достигшие высокого совершенства. Произведения византийских ремесленников отличались изысканной тщательностью и ювелирностью. Среди ремесел процветали инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости, книжная миниатюра, мозаичная икона и др. Высочайшим достижением художественного ремесла этого периода стали перегородчатые эмали на золоте. Техника эмали пришла в Византию с востока еще при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмаль, подобно мозаике, имела особую ценность в глазах византийцев не только благодаря золоту: прежде чем стать изображением, эмаль и смальта проходили очистительное действие огня. Кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы украшались эмалями, и среди этих произведений ювелирного искусства самым выдающимся принято считать знаменитую Пала д'Оро — огромная пластина (2 3 м) из золота и серебра, декорированная эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, библейских сцен.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: