double arrow

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Психолого-педагогический факультет


Кафедра психологии

Психолого-педагогический факультет

Костанайский государственный педагогический институт

Краткий словарь специальных терминов

Литература

Литература

Культура второй половины XIX в.

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ

Культурологические и художественные взгляды Кандинского были весьма сложны и многообразны. Творческая личность, по мысли художника — это «пророк», ведущий искусство вперед. Задача авангарда — выразить духовные абсолюты в нормах, соответствующих глубинам человеческой психики (его полотно «Импровизация»). Для этого художник должен был стремиться к внутреннему синтезу искусств будущего, к их сосуществованию и взаимодействию. Именно этому замыслу служит вся знаковая система художественной культуры — от цвета до звука. Выявить импульсивное, подсознательное — одна из главных целей авангарда.




Малевич не ограничился только теоретическими заявлениями и постарался дать философское обоснование идеям супрематизма (теории Шопенгауэра, Бергсона, эмпириокритицизма). В отличие от теоретиков декаданса он утверждал, что в основе мира лежат не некие мистические начала, а своеобразное беспокойство, «возбуждение», как скрытая сила, управляющая состоянием природы и самого художника. В сочинениях «От кубизма к супрематизму», «О новых системах в искусстве» Малевич утверждал, что именно это «возбуждение» и есть единственный предмет художественного постижения. Оно как бы улавливается художником в его собственном внутреннем мире и преобразуется благодаря творчеству в иное видимое состояние (живопись), не обретая при этом предметного выражения.

В теории и практике супрематизма нашел свое завершение процесс постепенного отхода художника от реальной жизни, выхода на первый план его замкнутого в себе внутреннего мира — изолированного от каких-либо связей с действительностью, мира «предчувствий» и «прозрений» как единственного предмета художественного отражения.

Гуманизм и гражданственность, народность и демократизм, высокая образность и глубокая духовность — вот отличительные черты русской культуры на всех этапах ее истории. В канун революционных событий 1917 г. она обладала богатейшим художественным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.



2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.

3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

4. Ионов Н. Российская цивилизация XIX — начала XX века. М., 1995.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

6. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1997.

7. Мир русской культуры. М, 2004.

8. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1997.

9. Серебряный век. Л., 1991.

10. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.

11. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.

Заключение. Культура XX века: основные направления

В современном мире сосуществуют, иногда взаимодействуя, а порой, практически не пересекаясь друг с другом, различные культуры. Миллионы людей ориентируются на самые разные системы ценностей, руководствуются подчас взаимоисключающими принципами, стереотипами, правилами. Однако в XX в. набирает силу тенденция к историческому становлению универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в сфере культуры в XX в., приобрели глобальный характер, затронув все народы и цивилизации. Оценки этих процессов в культурологии неоднозначны.

Сторонники одной точки зрения убеждены, что все народы, нации и этносы развиваются по общим законам. При этом одни вырываются вперед в своем экономическом, социальном, культурном развитии, а другие отстают, переживая даже периоды обратного движения. Каждую культуру отличают также существенные региональные и национальные особенности. Но в конечном счете человечество движется в одном направлении, и это обстоятельство было определяющим в развитии мировой культуры в XX в., именно в русле этого единого общемирового движения сближались и постепенно сливались нации, народы, сближались национальные культуры, сливаясь в единую общемировую культуру.



Сторонники другой точки зрения исходят из прямо противоположных убеждений. По их мнению, вообще нельзя говорить ни о единой человеческой цивилизации, ни о единой человеческой культуре. В истории человечества было и остается немало различных цивилизаций, и каждая из них, будучи по-своему уникальной, двигается по собственному пути, только заимствуя у других какие-то элементы культуры. Но все-таки определяющим выступают не эти заимствования, а то особенное, что лежит в основе общечеловеческой, или мировой, культуры.

Стороны, эта ситуация художественного плюрализма активизирует творческую свободу человека, который теперь может совмещать в своей художественной практике рациональность и мифологичность. Это также позволяет человеку быть более восприимчивым к новому, расширяет горизонты художественного творчества. Но, с другой стороны, безграничный плюрализм делает современную культуру неустойчивой, хрупкой, создает некие зоны напряжения, способные ввергнуть культуру в хаос всеобщего разлада. Ситуация, когда сосуществуют разнородные, противоречивые установки и способы отношения к миру, может разрешиться двумя способами: культура не сумеет выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато апокалипсисом; произойдет плавная адаптация друг к другу всех явлений, что обеспечит переход культуры к какому-то новому состоянию, означающему смену культурной парадигмы в XXI столетии.

1. Актуальные проблемы культуры XX века М., 1993.

2. Батракова С.П. Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

3. Западное искусство XX а: Классическое наследие и современность. М, 1992

4. Козловский П. Культура постмодерна. М, 1997.

5. Мировая культура и современность. М, 1991.

6. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

7. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М, 1997.

8. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

9. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М, 1993.

10. Современное западное искусство. XX век Проблемы и тенденции. М, 1982.

А

АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.

АВАНГАРДИЗМ — общее название разных течений в искусстве XX в., порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма

АВТОПОРТРЕТ — портрет художника, выполненный им самим.

АГИОГРАФИЯ — литература о жизни и деяниях святых.

АГОН — соревнование, состязание.

АГОРА — торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах.

АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVII— XIX вв., догматически следовавшее канонам классического искусства античности и Ренессанса.

АКАФИСТ — молитвословие, церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя.

АКВАРЕЛЬ — живопись водяными красками.

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

АКМЕИЗМ — литературное течение в русской литературе XX в., провозгласившее освобождение от символизма.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.

АЛТАРЬ — восточная часть христианского храма, где находится престол

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, например любовь и ненависть.

АМВОН — в христианском храме — возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди.

АМПИР — художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

АМФИТЕАТР — в древнегреческом театре — места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

АМФОРА — сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

АНАЛОГ — нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию.

АНАХОРЕТ — отшельник, пустынник.

АНАХРОНИЗМ — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.

АНИМАЛИСТ — художник или скульптор, изображающий животных.

АНИМИЗМ — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии души у людей, животных и растений.

АНТИЧНОСТЬ — период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима

АНТРОПОМОРФИЗМ — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

АПОКАЛИПСИС — последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

АПОКРИФ — произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому не вошедшее в Новый завет.

АПОФЕОЗ — прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

АРАБЕСКИ — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

АРХАИКА — ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

АРХЕТИП — исходный первообраз (в сознании, искусстве).

АРХИТЕКТОНИКА — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

АРХИТЕКТУРА — искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.

АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии.

АСКЕТИЗМ — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

АТАРАКСИЯ — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремиться человек.

АУРА — особая атмосфера, которую создают произведения искусства, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику.

Б

БАЗИЛИКА — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Основной тип христианского храма.

БАРЕЛЬЕФ — рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более чем на половину объема).

БАРОККО — художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

БАТАЛИСТ — художник, изображающий военные сюжеты.

БЕЛЬВЕДЕР — вышка, надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

БИБЛИЯ — собрание христианских книг, составляющих Священное писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

БОГИ — могущественные, сверхъестественные существа, выступающие главными персонажами большинства мифов.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК — условное название исторического периода в развитии человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным.

БУДДИЗМ — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).

БЮСТ — скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

В

ВАНДАЛИЗМ — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.

ВАРВАРСТВО — средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость — варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

ВДОХНОВЕНИЕ — психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения.

ВЕДИЗМ — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс. до н. э. в Индии, основы религии изложены в Ведах.

ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие художественной выставки.

ВИДЕОАРТ — одна из современных форм искусства.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — первоначально культура Неточной Римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.

ВИНЬЕТКА — украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста при начальных буквах текста.

ВИРТУАЛЬНЫЙ — кажущийся, нереальный.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.

ВОСЬМЕРИК — в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму.

Г

ГАЗЕЛЬ — стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

ГАРНИТУР — комплект предметов, служащих для какой-либо одной цели, например мебельный.

ГЕДОНИЗМ — этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение.

ГИМН — в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня.

ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ — преувеличивать, чрезмерно преувеличивать.

ГОБЕЛЕН — декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом.

ГОРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ стиль — художественный стиль в западноевропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения, готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

ГРАВЮРА — произведение искусства, выполненное посредством печатания с доски.

ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанного на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями.

ГРОТЕСК — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

ГУМАНИЗМ — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Д

ДАДАИЗМ — модернистское направление в искусстве, представители которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — 12 главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

ДЕИЗМ — религиозно-философское учение, распространенное в XVII— XVIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.

ДЕИСУС — название композиции из икон: в центре — Иисус Христос, справа — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНСТВО — собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX — начала XX в., их характерные черты — мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

ДЖАЙНИЗМ — одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.

ДИЗАЙН — вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров.

ДИКОСТЬ — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.

ДИФИРАМБ — в древнегреческой поэзии — восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

ДУХОВНОСТЬ — специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

ДХАРМА — одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — направление русской философской и культурологической мысли 20—30-х гг. XX в. Возникло в среде эмигрантской интеллигенции, выводило специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

ЕВХАРИСТИЯ — причащение, одно из семи христианских таинств.

Ж

ЖАНР — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж) ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись на бытовые темы. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, создание картин.

З

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

ЗОЛОТОЙ ВЕК — мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

ЗООМОРФИЗМ — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

И

ИДЕАЛ — совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

ИЕРОГЛИФЫ — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.

ИКОНА — живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

ИКОНОГРАФИЯ — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.

ИКОНОСТАС — ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма.

ИМАЖИНИЗМ — декадентское литературное направление начала XX в., исходившее из представления, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами; культивировало игру ритмов.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения.

ИНКРУСТАЦИЯ — украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета.

ИНКУНАБУЛЫ — первые печатные книги начальной поры книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

ИПОСТАСЬ — в христианском вероучении — название каждого лица троицы.

ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

ИСКУССТВО — процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира.

К

КААБА — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит; считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

КАМЕННЫЙ ВЕК — древнейшая эпоха развития человеческой культуры — период пользования каменными орудиями труда.

КАМЕРНЫЙ — в искусстве — предназначенный для небольшого помещения, для узкого круга слушателей и зрителей.

КАМЕЯ — резной камень с выпуклым изображением

КАНОН — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).

КАРМА — закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях.

КАСЫДА — риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой.

КАТАРСИС — термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

КАТОЛИЦИЗМ — одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.

КВАТРОЧЕНТО — итальянское название периода раннего Возрождения XV в. — в итальянской культуре.

КЕРАМИКА — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).

КИЧ — синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.

КЛАССИЦИЗМ — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.

КОЛЛАЖ — технический прием в изобразительном искусстве; заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КОЛОННА — архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны.

КОЛОННАДА — ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие.

КОЛОРИТ — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

КОМЕДИЯ — в Древней Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение; характеры, положения и диалоги его героев вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

КОНТРКУЛЬТУРА — одно из направлений развития современной культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

КОНФОРМИЗМ — социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей.

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием; позже стало китайской религией.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций.

КОРАН — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов.

КОСМОПОЛИТИЗМ — отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из видов скульптуры; в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон.

КУБИЗМ — течение в изобразительном искусстве начала XX в.; основано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах.

КУЛЬТ — совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

КУЛЬТУРА — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — достижения различных областей культуры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — процесс зарождения материальной в духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Л

ЛАБИРИНТ — в древности — здание со сложными, запутанными ходами, из которого трудно найти выход.

ЛИБРЕТТО — литературный текст или литературное содержание оперы, оперетты, балета.

ЛИТУРГИЯ — важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе.

М

МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

МАДОННА — название Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

МАНЬЕРИЗМ — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы.

МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды.

МЕДРЕСЕ — средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ — в Германии XIV—XVI вв. — члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

МЕЛОДИЯ — осмысленно-выразительная, благозвучная последовательность звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы.

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ — умонастроение, определенный тип сознания.

МЕТАМОРФОЗА — видоизменение, превращение, полная перемена.

МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении.

МЕЦЕНАТ — богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам

МЕЧЕТЬ — мусульманский храм.

МИМ — в Древней Греции и Риме — короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении.

МИМЕЗИС — способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

МИНАРЕТ — высокая башня при мечети, с которой муэдзин сзывает мусульман на молитву.

МИНИАТЮРА — живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д.

МИНИАТЮРИСТ — художник, пишущий миниатюры.

МИННЕЗИНГЕРЫ — поэты-певцы при германских дворах XII—XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

МИСТЕРИЯ — тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

МИСТИЦИЗМ — мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.

МИСТИЧЕСКИЙ — загадочный, таинственный.

МИФ — сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

МИФОЛОГИЯ — совокупность мифов какого-либо народа.

МОДА — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в одежде, предметах быта и т.п.

МОДЕРН — стиль в европейском искусстве конца XIX — начала XX вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого.

МОДЕРНИЗМ — совокупность относительно самостоятельных художественных течений XX в.; их общий признак — решительный отход от традиций классического искусства.

МОЗАИКА — вид монументального изобразительного искусства; мозаичные произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней, керамических плиток.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род пластического искусства: памятники, монументы, элементы убранства зданий.

МУЗЫ — в греческой мифологии богини искусств и наук.

МУЭДЗИН — служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву.

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности человека, направлен на создание и восприятие произведений литературы и искусства.

Н

НАМАЗ — ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусульман.

НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве второй половины XIX в.; возник на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовал тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображение неодушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.).

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение живописи, возникшее во Франции около 1885 г.; придал живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

НИГИЛИЗМ — полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм.

НИМБ — изображение сияния вокруг головы Бога, ангелов, святых в христианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности.

НИРВАНА — в буддизме — достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей; в состоянии Н. душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

НЮ — обнаженное тело в изобразительном искусстве.

О

ОБЕЛИСК — памятник, сооружение в виде суживающеюся кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отражение действительности.

ОДА — стихотворение в честь какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

ОЙКУМЕНА — совокупность областей земного шара, которые, по представлению древних греков, были заселены человеком.

ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, воплощает содержание в сценических музыкально-поэтических образах; сопровождается инструментальной и вокальной музыкой.

ОРГИЯ — особые тайные культовые обряды и празднества в честь некоторых богов, разнузданное пиршество.

ОРДЕР — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

ОРНАМЕНТ — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства.

ОРХЕСТРА — в древнегреческом театре — круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними.

П

ПАГОДА — буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни.

ПАЛАЦЦО — дворец, особняк, в первую очередь применительно к итальянской архитектуре.

ПАНАГИЯ — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви, знак их сана

ПАНЕГИРИК — речь, восхваляющая подвиги героя.

ПАНТЕИЗМ — отождествление Бога с мировым целым, с природой.

ПАНТЕОН — у древних греков и римлян — храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства; использует для передачи содержания, создания художественного образа пластически выразительные движения тела, жест, мимику; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом.

ПАРАДИГМА — совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование; модель, образец постановки и решения исследовательских задач.

ПАРОДИЯ — смешное, искаженное подобие чего-либо или кого-либо.

ПАСТЕЛЬ — мягкие цветные карандаши, приготовляются из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами.

ПАСТОРАЛЬ — форма поэзии, описывающая мирные, часто любовные сцены пастушеской жизни.

ПЕЙЗАЖ — в искусстве — изображение природы.

ПЕЙЗАЖИСТ — художник, пишущий исключительно пейзажи.

ПЕРИПТЕР — здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой.

ПИНАКОТЕКА — картинная галерея.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — ваяние, скульптура; искусство телодвижений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

ПОДТЕКСТ — внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

ПОЛИФОНИЯ — вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий.

ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусствах.

ПОП-АРТ — течение в авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций и претендующее на общедоступность и демократизм

ПОП-КУЛЬТУРА — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-х гг. XX в.; отрицала опыт предшествующих поколений.

ПОП-МУЗЫКА — понятие, охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательной эстрадной музыки.

ПОРТАЛ — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.

ПОРТРЕТ — изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

ПОРТРЕТИСТ — художник, специализирующийся в жанре портрета

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX—XX вв.; возник как реакция на импрессионизм, ратовал за чистоту и звучность цвета и, в отличие от импрессионизма, стремился создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70—80-х гг. XX в.; во многом противоположное модернизму.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английская школа живописи середины XIX в.; подражание итальянскому искусству раннего Возрождения.

ПРИМИТИВИЗМ — в искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.

ПРИТЧА — назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории.

ПРОПИЛЕИ — монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например — в древнегреческой архитектуре — вход в афинский акрополь.

ПРОТОРЕНЕССАНС — период истории итальянской культуры XIII — начала XIV вв.

ПСАЛТЫРЬ — одна из книг Библии (Ветхий Завет), состоящая из 150 псалмов.

Р

РАКУРС — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета.

РАМАЗАН, РАМАДАН — девятый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост от восхода до захода солнца (уразу).

РАТУША — орган самоуправления в некоторых средневековых европейских странах, а также здание, в котором он помещался.

РЕАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое изображение действительности; характеры героев и обстоятельства в художественных произведениях объяснялись социально-историческими условиями.

РЕКОНКИСТА — отвоевание европейскими народами Пиренейского полуострова в VIII—XV вв. территорий, захваченных арабами.

РЕЛЯТИВИЗМ — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

РЕНЕССАНС — эпоха Возрождения — общественно-политическое и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы в XIV— XVI вв.; декларировалось возвращение к античным идеалам и ценностям; породил жизнеутверждающее мировоззрение, замечательные образцы реалистического искусства

РИФМА — созвучие, ритмический повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога

РОКАЙЛЬ — орнамент в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII в.; то же, что рококо.

РОКОКО — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается изяществом форм и причудливой асимметричной орнаментацией.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль эпохи Средневековья (X—XII вв.), в архитектуре отличается простотой, строгостью и массивностью.

РОМАНТИЗМ — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII — начала XIX вв., стремящееся к фантастическому осмыслению действительности.

С

САКРАЛЬНЫЙ — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

САНСАРА — понятие индийской философии и культуры, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело.

САРКОФАГ — в древних захоронениях — гроб, гробница; позднее — надгробие в форме каменного гроба

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — художественная культура в Нидерландах, Германии, Франции эпохи Возрождения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — европейское литературное направление конца XVIII — начала XIX в.; культивировал, в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника), противопоставленного испорченным аристократам.

СИМВОЛ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

СИМВОЛИЗМ — антинатуралистическое течение в европейской и русской культуре конца XIX — начала XX в.

СИМФОНИЯ — высший род инструментальной музыки, главным образом для симфонического оркестра; сформировался в XVIII в.

СИНКРЕТИЗМ — нерасчлененность, отражающая неразвитое состояние какого-либо явления, его изначальную целостность.

СКЕПТИЦИЗМ — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

СКУЛЬПТУРА — один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса.

СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ.

СМЕХ, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА — культурно-психологический феномен; выражал способность человека к комической оценке действительности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА — период развития европейской культуры с V по XVII в.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, имеющий самостоятельное значение; выражался в форме картин, обрамленных рамой.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период.

СУБЛИМАЦИЯ — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на культурное и художественное творчество.

СУННА — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммеде, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

СУННИЗМ — основное направление в исламе, сторонники которого, наряду с Кораном, признают сунну источником веры.

СУПРЕМАТИЗМ — разновидность абстрактного искусства, формалистическое течение в живописи начала XX в.; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм; создана Казимиром Малевичем.

СУФИЗМ — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII в. и отрицающее мусульманскую обрядность.

СЮЖЕТ — последовательность и связь описания событий в произведении литературы; в изобразительном искусстве — предмет изображения.

СЮРРЕАЛИЗМ — модернистское направление в искусстве XX в., ставившее своей целью отражение сверхреальных, алогичных связей реального мира, существующих только в подсознании человека.

Т

ТАБУ — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок; нарушение Т. карается сверхъестественными силами.

ТАЛАНТ — высокая степень творческой одаренности человека, выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

ТАШИЗМ — разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками; выражает бессознательную активность художника.

ТЕАТР — род искусства, художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

ТЕРМЫ — общественные бани в Древнем Риме, служившие также местом для занятий спортом, собраний, увеселений.

ТЕРРАКОТА — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия, разновидность керамики.

ТОТЕМ — животное, растение, предмет или явление природы; у родовых групп служили объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода.

ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом.

ТРАГЕДИЯ — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии; как правило, оканчивалось гибелью героя.

ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями; не требует обязательной гибели героя.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира.

ТРИПТИХ — складная икона с тремя створками; три картины, объединенные одной идеей, темой и сюжетом.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА — архитектурное сооружение с одним или несколькими пролетами для украшения улицы, дороги, площади, возникла в Древнем Риме для увековечения триумфа полководца, императора.

ТРОПАРЬ — краткое церковное песнопение, посвященное празднику или святому.

ТРУБАДУРЫ — в средневековой культуре — провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

ТРУВЕРЫ — средневековые поэты-певцы северной Франции, культивировавшие жанр эпических песнопений.

У

УВЕРТЮРА — музыкальное вступление к опере, балету; самостоятельное произведение для оркестра.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — исторически обусловленная система категорий и способов осмысления мира; черты, общие для культур всех народов мира.

УПАНИШАДЫ — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера.

УРАЗА — пост у мусульман в течение месяца рамазан; запрещено есть и пить от утренней до вечерней звезды.

УТИЛИТАРИЗМ — узкий практицизм, стремление извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии.

Ф

ФАБЛИО — народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах.

ФАСАД — наружная сторона здания; может быть передним, задним и боковым.

ФЕТИШ — неодушевленный предмет; по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения.

ФЕТИШИЗМ — поклонение фетишам; часть большинства религиозных культов.

ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни).

ФОРМАЛИЗМ — искусствоведческое направление в XIX—XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры; совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (кубизм, футуризм, дадаизм и др.).

ФРЕСКА — живопись на сырой штукатурке водяными красками.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ — в скульптуре и живописи — построение человеческой фигуры; обязательно обращение ее лицом к зрителю, в фас, с соблюдением симметрии в расположении частей тела.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ — направление в архитектуре 20—30-х гг. XX в., требовавшее обусловленности внешнего облика сооружения его конструкцией и внутренней планировкой.

ФУТУРИЗМ — авангардистское течение в итальянском и русском искусстве 10—20-х гг. XX в.; отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в.

X

ХАРИЗМА — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая другими людьми как сверхъестественная сила, недоступная им.

ХИДЖРА — переселение Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину в 622 г.; год хиджры принят за начало мусульманского летосчисления.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — мера эстетической ценности произведения искусства, степень его совершенства.

Ц

ЦЕННОСТЬ — положительная значимость предмета или явления для человека.

ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующееся презрительным отношением к общепринятым нормам нравственности и морали.

ЦИРК — в Древнем Риме — место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, кулачных боев и т.д.; здание с манежем (ареной) в центре и амфитеатром для зрителей, в котором происходят цирковые представления.

Ч

ЧЕТВЕРИК — в древнерусском храме — ярус, имеющий в плане четырехугольник.

ЧИНКВИЧЕНТО — итальянское название (XVI в.) периода Высокого Возрождения.

Ш

ШАРИАТ — совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

ШЕДЕВР — выдающееся произведение искусства, высшее достижение художественной культуры; в средневековых цехах — образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера.

Э

ЭКЛЕКТИЗМ — механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в., для которого характерны броскость, гротескность художественного образа

ЭКСПРЕССИЯ — повышенная, обостренная эмоциональность, выразительность, яркое проявление чувств.

ЭКСТАЗ — состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.

ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ — расходящийся с общепринятыми нормами, необычный, причудливый.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО — искусство, ориентированное на восприятие элитой, т.е. группой людей, обладающей особой художественной восприимчивостью.

ЭПОС — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС — способность человека к восприятию и оценке красоты.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные культуры сквозь призму культурных традиций и ценностей собственного народа.

ЭТОС — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Я

ЯМБ — двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (короткий) и ударный (долгий) слог.

ЯЗЫК ИСКУССТВА — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа.

Садохин Александр Петрович

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Ответственный редактор И. Ескевич

Редактор В. Егорова

Художественный редактор П. Ильин

Технический редактор О. Куликова

Компьютерная верстка А. Колесников

Корректор Н. Бирюк

ООО «Издательство «Эксмо»

127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел. 411-68-86, 956-39-21.

Home page: www.eksmo.ru E-mail: info@eksmo.ru

Оптовая торговля книгами «Эксмо»:

000 «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное,

Белокаменное ш., д. 1, многоканальный тел. 411-50-74.

E-mail: reception@eksmo-sale.ru

Оптовая торговля бумажно-беловыми и канцелярскими товарами для школы и офиса «Канц-Эксмо»:

Компания «Канц-Эксмо»: 142702, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное-2,

Белокаменное ш., д. 1, а/я 5. Тел./факс +7 (495) 745-28-87 (многоканальный).

e-mail: kanc@eksmo-sale.ru, сайт: www.kanc-eksmo.ru

Полный ассортимент книг издательства «Эксмо» для оптовых покупателей:

В Санкт-Петербурге: 000 СЗКО, пр-т Обуховской Обороны, д. 84Е. Тел. (812) 365-46-03/04.

В Нижнем Новгороде: 000 ТД «Эксмо НН», ул. Маршала Воронова, д. 3. Тел. (8312) 72-36-70.

В Казани: 000 «НКП Казань», ул. Фрезерная, д. 5. Тел. (8435) 70-40-45/46.

В Ростове-на-Дону: 000 «РДЦ-Ростов», пр. Стачки, 243А. Тел. (863) 268-83-59/60.

В Самаре: ООО «РДЦ-Самара», пр-т Кирова, д. 75/1, литера «Е». Тел. (846) 269-66-70.

В Екатеринбурге: ООО «РДЦ-Екатеринбург», ул. Прибалтийская, д. 24а. Тел. (343) 378-49-45.

В Киеве: 000 ДЦ «Эксмо-Украина», ул. Луговая, д. 9. Тел./факс: (044) 537-35-52.

Во Львове: Торговое Представительство ООО ДЦ «Эксмо-Украина», ул. Бузкова, д. 2.

Тел./факс (032) 245-00-19.

Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и канцтоварами «Канц-Эксмо»:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (495)411-50-76.

127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 2. Тел.: (495) 745-89-15, 780-58-34.

Полный ассортимент продукции издательства «Эксмо»:

В Москве в сети магазинов «Новый книжный»:

Центральный магазин — Москва, Сухаревская пл., 12. Тел. 937-85-81.

Волгоградский пр-т, д. 78, тел. 177-22-11; ул. Братиславская, д. 12, тел. 346-99-95.

Информация о магазинах «Новый книжный» по тел. 780-58-81.

В Санкт-Петербурге в сети магазинов «Буквоед»:

«Магазин на Невском», д. 13. Тел. (812)310-22-44.

По вопросам размещения рекламы в книгах издательства «Эксмо» обращаться в рекламный отдел. Тел. 411-68-74.

Подписано в печать 18.01.2007

Формат 60x90 1/16. Гарнитура «Лазурская». Печать офсетная.

Бумага тип. Усл. печ. л. 39,0.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ №244

Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Размещено на Allbest.ru

«Рекомендовано»

Советом естественно -

математического факультета

Протокол № __10____

от « 25 » июня 2011г.

(SYLLABUS)

по дисциплине Самопознание

специальность 5В010500 – «Дефектология», 5В010200 «ПМНО», 5В010100 –

(шифр специальности)

«Дошкольное обучение, 5В050300 – «Психология», 5В010300 – «Педагогика и психология»

форма обучения очная

всего кредитов 2

  Форма обучения
  очная очная сокращенная заочная заочная сокращенная ускоренная
Всего часов по РУПв том числе  
лекций          
семинарский (практических)  
лабораторных          
СРОП   - - -
СРС  
экзамен (семестр)   2, 3 2, 3 2, 3

Программа дисциплины составлена

старшим преподавателем кафедры психологии Усембаевой А.Х.

(Ф.И.О., должность, ученая степень и звание составителей)

На основании инструктивного письма МОН РК от 2010 г., ГОСО РК 6.8.065 – 2010, методического пособия для преподавателя ВУЗа: Самопознание. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры психологии «10» июня 2011г.

Протокол № _10_

Зав.кафедрой _________________________________ Смаглий Т.И.

(Ф.И.О.)

Одобрено методическим бюро психолого-педагогического факультета «14» июня 2012г.

Протокол № _6_

Председатель _________________________________ Демисенова Ш.С.

(Ф.И.О.)







Сейчас читают про: