Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

CОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Примечание №2

Примечание №1

Раздел – II. Философия науки.

План учебных занятий.

I. Тематический

Г. Архангельск – 2012

Вступительное занятие -2 часа.

Вводная лекция – Философия науки, ее предмет и особенности -2 часа.

Раздел – I. История науки.

1). Генезис науки. Наука в античности. (В Древней Греции) - 4 часа.

2). Наука в средние века – 4 часа.

3). Формирование опытной науки в новоевропейской культуре и в эпоху Возрождения. -4 часа.

4). Наука в новое время (XVII-XVIII века) – 8 часов.

5). Наука в XIX веке -12 часов.

__________________________________________________________________

Итого: 36 часов.

1). Структура научного познания. – 12 часов.

2). Развитие научного знания.-12 часов.

3). Методология научного познания.- 4 часа.

4). Глобальные научные революции.- 8 часов.

5). Особенности современного этапа развития науки. – 4 часа.

6). Наука как социальный институт. – 4 часа.

__________________________________________________________________

Итого: 44 часа. // Всего: 80 часов.

III. Основные учебники и учебные пособия по курсу «История и философия науки».

1). Философские науки под ред. А.И. Липкина. М. 2007.(604 стр.)

2). Философия науки и техники. (Конспект лекций). М., 2008.(192 стр.)

3). «Философия науки»-журнал Сибирского отделения Российской академии наук» (выходит с августа 1995 г.)

4). В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Ростов – на Дону, 2004.

5). Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук под редакцией доктора философских наук, проф. В.В. Миронова. М; 2006.

Философия науки. Общий курс под ред.С. А. Лебедева. М.,2005.

6). В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Философия для аспирантов.( Учебное пособие). Изд. 2-е. Ростов - на – Дону. 2003.

7). В.С.Степин. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Философия и методология науки. Учебник для вузов под ред. В. И. Купцова. М. 1996.

8) В.А. Канке. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М., 2004.

9). В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Ростов – на - Дону.2004.

Философия и методология науки. Учебно – методические материалы кафедры философии и методологии науки филос. ф-та МГУ под ред. проф. В.Г. Кузнецова, проф. А.В. Панина, доц. Ю.Д. Артомоновой М.,2009.

10). Философия науки под ред. С.А. Лебедева. (Учебное пособие) М., 2005.




11) В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Философия науки в вопросах и ответах. (Учебное пособие для аспирантов) Изд. 4-е. Ростов-на-Дону, 2007.

12). П.П. Гайденко. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

13). Философия и методология науки. Учебник для вузов. Под ред. В.И. Кузнецова. М., 1996. (551 стр.)

14). Философия и методология науки (учебно-методические материалы кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) Под ред. В.Г. Кузнецова и др. М., 2003.

15) Философия естествознания (Выпуск первый) М., 1966.

16). Л.А. Никитич. История и философия науки. (Учебное пособие) м,, 2008.

17). В.Ф. Берков. Философия и методология науки.(Учебное пособие)М.,2004.

18). В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006

19). В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М., 1996.

20). Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М. Ю. Опенков. М. 1997.

21). Л.А. Микешина. Философия науки. М., 2005.

22). Ильин В.В. Философия науки. М., 2003.

23). Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

Дополнительная литература.

1). Дж. Бернал. Наука в истории общества. М., 1956.

2). П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII –XVIIIвв.) М., 1987.

3). П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление и развитие новых научных программ. М., 1980.

4). Л.Н. Косарева. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

5).В.И. Купцов Развитие естествознания в контексте мировой истории. М., 1998.



6). Техника в ее историческом развитии. М., 1979.

7). В.В. Ильин Критерии научности знания. М., 1989.

8). А.В. Кезин. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.

9). С.А. Лебедев. Понятие науки//Философия: проблемный курс. М., 2002.

10). Основы науковедения. М., 1985.

11). Социальная динамика современной науки.(под ред. В.Ж. Келле) М., 1995.

12). Философия и наука. М., 1972.

13). Философия. Методология. Наука. ( Под ред. В.А. Лекторского и др.) М., 1972.

14). В.С. Швырев. Научное познание как деятельность. М.,1989.

15). В. И. Вернадский. Философская мысль натуралиста. М., 1989.

16). А. Пуанкаре. О науке. М., 1983.

17). Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1991.

18). Философия и наука. М., 1973.

19). А. Эйнштейн. Собрание научных трудов. М., 1967.

20). Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

21). А.Н. Кочергин. Методы и формы научного познания. М., 1990.

22). С.А. Лебедев. Индукция как метод научного познания. М.,1980.

23). И.П. Меркулов. Методы гипотез в истории научного познания. М., 1984.

24). Е.П. Никитин. Открытие и обоснование. М., 1988.

25). Природа научного познания. Минск., 1979.

26). А.И. Ракитов. Анатомия научного познания. М., 1969.

27). Г.П. Рузовин. Методы научного познания. М.,1989.

28). В.С. Степин. Теоретическое знание. М..2000.

29). Г.Д. Гачев. Наука и национальная культура. Ростов – на - Дону, 1992.

30). Т. Кун. Структура научных теорий. М., 1985.

31). Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

32). Наука в культуре. М.,1998.

33). М. Полани. Личностное знание. М., 1985.

34). К. Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1987.

35). Принципы историографии естествознания. М.,1993.

36). Современная философия науки. (Хрестоматия). Составитель:

А.А. Печёнкин. М., 1991.

37). Социокультурный контекст науки. М., 1998.

38). Структура и развитие науки. М., 1978.

39). Ст. Тулмин. Человеческое понимание. 1984.

40). П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.,1990.

41). Дж. Холотон. Тематический анализ науки. М., 1980.

42). Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.

43). В.Г. Борзенков, С.А. Лебедев. Основные философские проблемы современного естествознания. М., 1975.

44). Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

45). В.Гейзенберг. Физика и философия. Часть и целое. М., 1984.

46). Глобальный эволюционизм. Ижевск., 1994.

47). Я.Б. Зельдович, И.Д. Новиков. Строение и эволюция Вселенной. М., 1975.

48). Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. Закон эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

49). Р.С. Коршенская, А.П. Огурцов. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.,1995.

50). И.К. Кудрявцев, С.А. Лебедев. Синергетика – парадигма нелинейности современного естествознания. «Вопросы философии». М., 2002 №12.

51). Н.Н. Моисеев. Судьба цивилизации. М.,1998.

52). А.И. Панченко. Философия, физика, микромир. М.,1988.

53). Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенка. Введение в системный анализ. М., 1989.

54). И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М.,1986.

55). В.Н. Садовский. Смена парадигм системного мышления. //Системное исследование. Ежегодник. 1992-1994., М., 1996.

56). Фундаментальная структура материи. М.,1984.

57). Введение в социологию науки. Учебное пособие в 2-х частях (под ред. Кучеля С.А., Черняковой Н.С.) М.. 1998.

58). В.Ш. Келле. Наука как компонент социальной системы. М.,1980.

59). Социальная динамика современной науки.(под ред. Келле В.Ж.). М., 1995.

60). Социология науки. Хрестоматия (сост. Мирский Э.М.) под ред. Лебедева С.А. электронное издание 2000 г. http://www. Courier.com.ru

61). А.А. Юркевич. Социальная психология науки. М., 2002.

62). А.Н. Авдулов. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония) М., 1992.

63). А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. Власть, наука, общество. М.,1994.

64). Н.М. Иванов, С.Р. Колупаева, С.Р. Кочетков. США: управление наукой и нововведения. М.,1990.

66). Наука в России на пороге XX века: проблемы организации и управления (под общей редакцией Лебедева С.А. ) М., 2000.

67). В.Л. Рабинович. Алхимия как феномен средневековой культуры. М..1979.

68). К. Флек. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999

68). В.С. Швырев. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

69). Л.Б. Баженов. Строение и функции естественнонаучной теории. М.,1978.

70). Дж. Холтон Тематический анализ науки. М., 1980.

71). В.А. Штофор. Введение в методологию научного познания. Л.,1972.

72). И. Лакатос. Методология исследовательских программ. М..2003.

73). К. Поппер. Ломка и рост научного знания. М., 1983.

74. К. Поппер. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

75). Е.В. Брызгалина История биологии как смена парадигмального знания. М., 1998.

76). В. И. Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

77). А. Агацци. Моральное измерение науки и техники. М.. 1998.

IV. Экзаменационные вопросы.

1.Философия науки в Древней Греции. Общая характеристика.

2.Натурфилософские идеи Платона и Аристотеля.

3.Атомистика Демокрита и Эпикура.

4.Философия науки в Средневековье. Общая характеристика.

5.Теологическая картина мира в Средние века. Средневековая схоластика.

6.Система образования в Средние века.

7.Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

8.Опытная наука в эпоху Возрождения. Николай Кузанский, Леонардо да Винчи и др.

9.Крушение антично - средневековой философии науки и возникновение собственно науки в XVII – XVIII вв.

10.Переворот в естествознании Николая Коперника, Тихо Браге, Иоганна Кеплера.

11.Естественнонаучные взгляды Галилео Галилея как формирование основ современной механики.

12.Исаак Ньютон – создатель классической механики.

13.Эмпирицистская материалистическая эпистемология в Новое время.

Фрэнсис Бэкон, Джон Локк.

14.Эмпирицистская идеалистическая эпистемология. Джон Беркли, Давид Юм.

15.Рационалистическая методология в Новое время. Рене Декарт, Готфрид Лейбниц.

16.Рационалистическая методология И. Канта.

17.Сущность механистической картины мира XVII – XVIII веков и ее подрыв в первой половине XIX века. М.Фарадей, Д.Максвелл, геолог Ч. Лайель, биологи Жан Ламарк и Жорж Кювье.

18.Три великих открытия XIX века: открытие клетки, эволюционная теория Ч. Дарвина и закон сохранения и превращения энергии и их значение для диалектизации естествознания.

19.Развитие эмпирицистской методологии в XIX веке. Первый и Второй позитивизм. Умеренный конвенционализм Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема.

20.Развитие рационалистической методологии в XIX веке. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Неокантианство: марбургская школа (Герман Коген) и баденская школа (В.Виндельбанд и Генрих Риккерт).

21.Марксизм как философия науки второй половины XIX века.

22.Революция в естествознании конца XIX начала XX веков и становление идей и методов неклассической науки. М. Фарадей, М.Планк, А. Эйнштейн, Луи де Бройль, Вернер Гейзенберг и др.

23.Формирование науки как профессиональной деятельности. Античность, Средние века, Эпоха Возрождения, Новое время.

24.Формирование технических наук. Четыре этапа в развитии технического знания.

25.Философия науки, ее предмет, содержание и функции.

26.Развитие научного знания: модели его роста. Концепции К. Поппера, Т. Куна.

27.Развитие научного знания: концепции

Ст. Тулмина, И. Лакатоса, П.Фейерабенда.

28.Развитие научных знаний как становление первичных теоретических моделей и законов.

29.Развитие научных знаний как становление развитой научной теории.

30.Проблема включения новых теоретических взглядов в культуру.

31.Общие закономерности развития науки.

32.Основные ступени в познании человеком мира: чувственное и рациональное.

33.Основные уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

34.Особенности и структура эмпирического уровня познания.

35.Особенности и структура теоретического уровня познания.

36.Структура и функции научной теории. Закон как ее основной элемент.

37.Единство и взаимосвязь эмпирического и теоретического, теории и практики в познании. Материализация теории.

38.Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования.

39.Постижение истины как цель научного познания.

40.Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

41.Понятие научной революции. Первая и Вторая глобальные научные революции.

42.Третья и Четвертая глобальные научные революции.

43.Главные характеристики современной постнеклассической науки.

44.Новые этические проблемы науки в конце ХХ - начале ХХI веков.

45.Наука и паранаука. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов: экологических, энергетических, демографических, угрозы ядерной войны.

46.Наука как социальный институт.

47.Понятие научного метода и методологии. Классификация методов познания. Принципы диалектического метода.

48.Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.

__________________________________________________________________

Дополнительно читаются лекции: «Философские проблемы естественных и технических наук – 12 часов (А.Г. Деменев) и «Философские проблемы» социально-гуманитарных наук»- 8 часов. (В.Б. Пугин)

Общее количество лекций:

80+12+8 = 100 часов.

Тема реферата подбирается по истории соответствующей отрасли науки по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии. Тематика рефератов по ответствующим отраслям наук и рекомендуемая литература к ним предлагается в брошюре В.А. Колосова и А.Г. Деменева «История и философия науки» (методические рекомендации к написанию реферата). Архангельск, 2010 г.

№ n/n     СОДЕРЖАНИЕ Кол - во Часов  
Тема-1. Философия науки, ее предмет, содержание и особенности. 1. Предмет философии науки. Содержание философии науки. Соотношение философии науки с ближайшими областями научного знания. Философия науки и социология науки, науковедение и др. Главные проблемы философии науки: точки зрения Ф. Франка, К. Поппера и др. Социентистская и антисциентистская версии философии науки. Изменение проблематики философии науки в связи с развитием научного знания. 2. Понятие науки. Ее особенности и структура. 3. Наука и ненаука. Основные виды вненаучного знания: мненаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, девиантная наука, вульгаризированная наука, околонаучная экзотика. 4. Возникновение науки. 5. Классификация наук.    
  Раздел – I. История Тема -2. Генезис науки. Наука в античности (в ДревнейГреции). 1. Генезис науки. 2. Древняя Греция VI – IV вв. до н.э. как колыбель науки. Особенности науки в Древней Греции. Наука в Древней Греции как наука доказывающая. Математика Пифагора и его учеников. Первые геометрические модели Космоса, Эвдокса, Калиппа, Аристотеля. Поиск первоосновы (субстанции), единого, сущего – архэ. Вода - у Фалеса, Воздух - у Анаксимена, Апейрон – у Анаксимандра, Огонь –у Гераклита, атомы – у Левкина и Демокрита, Гомеомерии – у Анаксагора, Корни – у Эмпедокла, бытие – у Парменида, Числа – у пифагорейцев. Научные идеи в трудах Платона, Аристотеля, Эпикура, Евклида, Архимеда. 3. Демократизация общественной жизни в Древней Греции как основная причина расцвета в ней философии и науки.Принцип «трех и» - исегории свободы слова; истоми – гражданской свободы участия (равенства в занятии должностей); исономии – гражданского равенства (равенства перед законом).  
  Тема – 3. Наука в средние века. 1. Период средневековья (начало IIвека нашей эры и его завершение XIV –XV вв.) как период формирования и утверждения теологической картины мира. Сущность теологической картины мира и ее особенности. 2. Специфика познания в условиях средневековья. Схоластика как характерная черта средневекового познания. Дедукция как универсальный метод познания. Алхимия, натуральная магия, астрология и другие области знания, в которых формировались возможности рождения науки. 3. Система образования в средние века. Монастырские и епископские школы. Университеты. Семь свободных искусств –триумвиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Достижения в познании и образовании в Арабском Халифате.   4. Арабоязычные ученые: Мухаммед ибн Мусса аль Хорезми (780 – 850); аль – Баттани (855 – 927); аль Фараби (870 – 950); аль Хайсам аль – Газен (965 – 1039); аль – Бируни (973 -1048); Закария Рази (864 -925); Омар Хаям (1048 -1131); Абу Али ибн Сина (Авиценна) –(980 -1037 0 ибн – Рушд (1126 -1198) и др. 5. XV век как период заката научных знаний на Востоке и перемещение центра разработки проблем естествознания и математики в Западную Европу.    
  Тема -4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре и в эпоху Возрождения. 1. Разработка проблем естествознания и математики с XY века в Западной Европе. Особенности познания в этот период. Роль Оксфордской школы в развитии естествознания. Роберт Гроссетест (1175 – 1253) и его научные достижения. Научные заслуги Роджера Бэкона (ок. 1214 -1292). Роджер Бэкон о двух видах наук: реальных и рациональных. Труды Альберта Великого (ок. 1193 – 1280) 2. Эпоха Возрождения (XIV –XVI вв.) Гуманизм, восстановление интереса к античности и разрыв со средневековой культурой, отрицание схоластики, вера в возможности человека, в его разум как характерные черты эпохи Возрождения. Формирование нового типа мыслителя в этот период, связанного с секуляризацией (освобождением сознания людей от религии и церкви). Осмысление сущности человека и в связи с этим развитие гуманитарного знания. Технические изобретения (компас, порох, механические часы. Печатный станок) и их роль в формировании новой эпохи.   3. Идеологи Возрождения: Николай Кузанский (1401 0 1464); Леонардо да Винчи (1452 – 1519); Лоренцо Валла (1405 или 1407 -1457); Пико – дела Мирандолла Джованни (1463 -1494); Помпонацуы Пьетро (1462 -1525); Бруно Джердано (548 – 1600); Кампонелла Томмазо (1568-1639); Макиавелли Никколо 91469 -1527); Монтень Мишель де (1533 -1592);Рабле Франциа(1494 -1533 0; Томас Мюнцер (ок. 1490 -1525); Кеплер Иоганн (1571 -1630); Эраз Ротердамский 91469 -1536) и их роль в становлении эпохи Возрождения. 4. Разработка философских и научных проблем в работах натурфилософов: Телезио, Патриции, Кампанеллы, Бруно, Парацельса; представителей атомистической концепции: Валлы, Монтеля, Галилея; пантеистов: Кардано, Николая Кузанского, Бруно. 5. Основные достижения в науке и технике в период эпохи Возрождения.  
  Тема -5. Наука в новое время (XVII – XVIII). 1. Крушение антично – средневековой науки и возникновение собственно науки. Экспериментально- математическое естествознание как исходная черта, характеризующая возникновение науки в собственном смысле. Механистическое естествознание и его два периода: доньютоновский и ньютоновский. Механическая картина мира и механицизм как разновидность метафизического метода. Основные составляющие нового стиля мышления в новое время.   2. Переворот в науке Н. Коперника и революции Г. Галилея и Ньютона. Гелиоцентрическая система мира. Иоганн Кеплер (1571 – 1630) и его открытие законов движения планет.. Исаак Ньютон (1643 -1727) – создатель классической механики. 3. Эмпирицистская эпистемология XVII – XV вв. Френсис Бэкон (1561 – 1626) как основоположник эпистемологии в Новое время. Разработка им индуктивного метода познания. Учение Ф. Бэкона об идолах или призраках познания. Джон Локк (1632 -1704) как систематизатор эмпиризма в философии нового времени. Идеалистический сенсуализм Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма (1711 -1776) и рационалистическая методология в новое время. Рене Декарт (1596 – 1650) и разработка им дедуктивного метода познания. Научные достижения Рене Декарта. Готфрид Лейбниц (1646 -1716) и его рационализм. Разработка им рационалистического метода познания. Механизм и объективный идеализм Лейбница. Иммануил Кант (1724-1804) –выдающийся представитель рационалистической методологии Нового времени. Докритический и критический периоды в творчестве Канта. Разработка Кантом методологии научного познания и диалектика процесса познания. Категорический императив Канта как всеобщий моральный закон. 4. Основные черты рационализма Нового времени.    
II III IV V Тема – 6. Наука в XIX веке. I. 1. Сущность механистической картины мира XVII –XVIII веков и ее подрыв в первой половине XIX века. Влияние механистической картины мира на развитие науки. 2. Удары по механистической картине мира в первой половине XIX века: 1. Со стороны физики . 2. Со стороны геологии и биологии. М. Фарадей (1791 – 1867) и Д. Максвелл (1831 – 1879) и их роль в создании новой электромагнитной картины мира, в результате чего материя предстала не только как вещество( как в механистической картине мира) но и как электромагнитное поле. 3. Удары по механистической картине мира геологом Ч. Лайелем (1797 – 1875) и биологами Ж.Б. Ламарком (1744 -1829) и Ж. Кювье (1769 -1832). II. Развитие эмпирической и рационалистической методологии в XIX веке. 1. Эмпирическое направление: первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль и др.) и второй позитивизм (Э.Мах, Авенариус и др.) Конвенциализм (Дюгем, Пуанкаре и др.) 2. Рационалистическое направление ( И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи представителей этих направлений. Наиболее крупная программа философии науки Г. Гегеля (1770 – 1891). Рационалистические подходы представителей неокантианства, Марбургская школа (Герман Коген и др.); Баденская школа (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др.) 3. Марксизм как философия науки. Сущность марксизма как философской системы. Отличие марксистской философии науки от гегелевской. III. Революция в естествознании конца XIX – начала XX веков и становление идей и методов неклассической науки. 1. Противоречие между электромагнитной картиной мира и опытными фактами. 2. Новые научные открытия. В 1895 -1896 гг. – открытие лучей Рентгена, реактивности А. Беккереля и М. и П. Кюри; в 1911 г. открытие Э. Резерфордом ядер в атомах. 3. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. 4. Квантовая модель атома Резерфорда Бора. 5. Удар по классическому естествознанию А. Эйнштейна, создавшему специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. 6. Гипотеза (1924) Луи де Бройля, что частица материи присущи свойства волны (непрерывность) и дискретность (квантовость). 7. В. Гейзенберг и формирование им соотношения неопределенностей (1927). 8. Основные выводы из открытий конца XIX начала XX веков. IV. Формирование науки как профессиональной деятельности. История формирования науки как профессиональной деятельности: античность, средние века, эпоха Возрождения, Новое время, XIX – начало XX века. V. Технологическое применение науки. Формирование технических наук. 1. Формирование потребностей в применении естественнонаучных дисциплин на производстве. 2. Становление технических наук на базе экспериментальной науки и в результате практических потребностей. Две функции в формировании технических наук: 1. Исследование и 2. Проектирование. Социально – технические характеристики объектов в техническом знании. 3. Основные этапы развития технологического знания. Главная особенность зарождения технических наук – превращение технических знаний в научные. Естественные науки как основа становления научно-технического знания. Решающая стадия в становлении технических наук – рубежа XVIII – XIX веков. Важнейшая характеристика зрелости технических наук – применение научного знания в создании новой техники. Начало неклассического этапа в формировании технических наук – с середины XX века. Формирование технических наук   неклассического типа на этом этапе – этапе комплексных наук: системотехники, эргономики, теоретической геотехнологии, дизайн систем и др.    
  Раздел II. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.  
  Тема-7. Структура научного познания. 1. Основные ступени познания: чувственное и рациональное. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения. Единство и взаимосвязь этих уровней и рационального познания. Критика сенсуализма и рационализма.   2. Основные уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Единство и взаимосвязь этих уровней познания. Критика голого эмпиризма и схоластического теоретизирования.   3. Особенности и структура эмпирического уровня познания. Важнейший элемент эмпирического исследования – факт. Основные значения понятия «факт» Взаимосвязь факта и теории. Две крайности в этом: фактуализм и теоретизм. Основные уровни эмпирического познания.   4. Особенности и структура теоретического уровня познания. Основная цель теоретического познания – постижение истины. Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение абстрактного к конкретному и др. Рассудок и разум как виды рационального познания. Их единство и взаимосвязь. Основные структурные элементы теоретического познания: проблема, гипотеза, теория и закон. Теория как наиболее развитая форма научного познания. Ее критерии по А. Эйнштейну.   5. Структура и функции научной теории. Закон как ее основной элемент. 1). Основные элементы научной теории: основополагающие понятия, принципы, законы, аксиомы и т. д. ; идеализированные объекты: логика теории; философские установки и ценностные факторы; совокупность утверждений, выведенных как следствие из основных положений теории. 2). Виды теорий: описательные, математические, индуктивные, дедуктивные, прикладные, фундаментальные, формальные, содержательные, объясняющие и описывающие. (феноменологические, физические, химические, биологические, социологические и др.) 3). Основные функции теории: синтетическая, методологическая, предсказательная, практическая. 4). Формирование научных теорий. Роль в этом дедукции и интуиции. 5). Открытие законов как главная задача науки. Определение закона. Классификация законов: 1. По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные); 2. По основным сферам действительности (законы природы, общества, мышления); 3. По степени общности широте действия (вообще законы диалектики общие [особенные], частные [специфические]; 4. По механизму формирования (динамические, статистические, причинные, непричинные); 5. По их значимости и роли (основные и неосновные); 6. По глубине и фундаментальности (эмпирические, теоретические); 7. Законы объективной действительности и законы науки. 6). Критика идеализма, агностицизма и метафизики в понимании законов. 7). Единство и взаимосвязь эмпирического и теоретического, теории и практики. Материализация теории. Переход эмпирического в теоретическое, а теоретического в эмпирическое. Соотношение практики и теории. Условия для материализации теории. 8). Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Основные определения науки:1. Как специфической формы духовной деятельности; 2. Как системы, совокупности знаний; 3. Как социального института.   Основные модели основания науки в западной философии науки:   1. Конвенциализм Анри Пуанкаре (1854-1912); 2. Психофизика Эрнста Маха (1838 -1916); 3. Анализ протокольных предложений Морица Шпика (1882 -19360 и других представителей Венского кружка; 4. Критический рационализм Карла Поппера (1902 -1994); 5. Личностное знание Майкла Полани (1891 – 1976); 6. Эволюционная эпистемология Стивена Тулмина (1922 -1997 ; 7. Парадигма Томаса Куна (1922 -1995); 8. Научно – исследовательская программа Имре Лакатоса (1922 – 1974); 9. Тематический анализ науки Джеральда Холтона (1922 - ) ; 10. Анархический плюрализм Пола Фейерабенда (1924 – 1994).   8). Постижение истины как главная задача научного познания. Различные концепции истины: марксистская (диалектико – материалистическая) –К. Маркс и ее современные сторонники; прагматическая(Ч.Пирс, У Джемс, Д. Дьюи); конвенциалистская (А. Пуанкаре, П. Дюгем); неопозитивистская (Б.Рассел и др.). 2. Другие подходы в понимании истины: представителей рационализма (Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница); позиция И. Канта; точка зрения В. Соловьева и т.д.); 3. Истина и заблуждение. Истина и ложь. 4. Истина относительная и абсолютная и их соотношение (позиции: диалектико-материалистическая; конвенциализма, релятивизма, догматизма). 5. Основные принципы истины: принцип объективности и принцип конкретности. 6. Общественно – историческая практика как основа и цель познания. Определение общественно-исторической практики и ее структура. Основные функции общественно-исторической практики : как сферы приложения знаний, как движущей силы процесса познания; как критерия истины. Общественно историческая практика и теория. 9). Научная картина мира, ее исторические формы и функции. 1. Научная картина мира и мировоззрения. 2. Критерии научной картины мира: объективность, достоверность, доказательность, обоснованность, строгость и др. 3. Исторические формы научной картины мира: классическая, неклассическая, постнеклассическая. 4.роль синергетики в формировании и развитии постнеклассической картины мира. 5. Основные функции научной картины мира.  
  Тема -8. Развитие научного знания. Модели его роста. 1). Историчность идеи о развитии научного знания. Концепции его роста. Основные черты логического позитивизма, когда научные знания в философии и методологии науки первой половины XX века рассматривалось без учета его развития. Развитие научного знания как его движение: от мифа к логосу; от логоса к преднауке; от преднауки к науке XVI-XIVвв.; от классической науки XVII –XIX вв. – к неклассической первой половины XX в.; от неклассической – к постнеклассической второй половины XX века-начала XXI века. Другие подходы к развитию знания. Западная философия второй половины XXвека (Эволюционная эпистемология) о развитии научного знания. Проблема развития научного знания, научное с 60-х годов в постпозитивизме: К. Поппера, Г. Куна, С. Тулмина, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.   2) Основные черты постпозитивизма. Основные концепции роста знаний представителей постпозитивизма: К. Поппера, Т. Куна, С. Тулмина, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Развитие научного знания после постпозитивизма: линия альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К.     Хучер и др.); линия синергетического подхода (Г. Хакен) и др.   2). Становление первичных теоретических моделей и законов. Понятие теоретической модели, ее черты: структурность и возможность переноса абстрактных объектов из других областей знаний. Имре Лакатос об основных структурных элементах теоретической модели 1. жестком ядре, 2. поясе защитных гипотез. 3. Положительной и отрицательной эвристике. Выбор абстрактных объектов. Роль аналогий при переносе абстрактных объектов из одной области знаний в другую. Виды аналогий: неравенства, пропорциональности, атрибуции. Строгая и нестрогая аналогии. Ложные аналогии. Использование метода аналогий в технических науках. Формирование законов как развитие теоретического знания. Процедура обоснования теоретических знаний, в том числе и законов.   3). Становление и развитие научной теории. Понятие зрелой научной теории. Язык научной теории. Основные классы языков научной теории: 1. Ассерторический.2. Модельный. 3. Процедурный. 4. Аксиологический. 5. Эротетический. 6. Эвристический. Значение и знак как основные составляющие языка. Виды знаков: качества, обслуживания, почета, стоимости, товарные, астрономические, математические, отличия, препинания, различия военнослужащих, химические. Принцип верификации и фальсификации научной теории. Принцип фальсифицируемости К. Поппера. Особенности построения развитой научной теории. Прогностическая функция развитой научной теории. Движение научного знания как движение от вопроса к проблеме, далее к гипотезе и в итоге – к теории. Проблемные ситуации современной научной теории.   4). Проблема включения новых теоретических взглядов в культуру. Понятие культуры. Взаимосвязь науки и культуры. Просвещенческий и когнитивный (интеллектуальный) аспекты включения научных идей в культуру и его этическая составляющая.   Включение научных идей в отечественную культуру: идеи И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и др.   Проникновение ненаучных и вредных идей в культуру. Антропологический аспект включения новых идей в культуру.   Модели поведения руководителей научно-исследовательского процесса: Прометея, Колумба, Сизиора. Типы руководителей: новаторы, энтузиасты, рационалисты, скептики, нейтралы, консерваторы, ретрограды.     3) Общие закономерности развития науки. Преемственность. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Противоречивые процессы дифференциации и интеграции наук. Математизация и компьютеризация науки. Диалектизация и теоретизация науки. Ускорение развития науки. Недопустимость монополизма и догматизма.    
  Тема 9. Методология научного познания. 10. Понятие метода. Классификация методов. Принципы диалектического метода. Развитие учения о методе. Метод и методология. Философские методы, общенаучные и частнонаучные. Другие классификации методов. Принципы диалектического метода: 1. Принцип взаимосвязи; 2. Принцип развития; 3. Принцип детерминизма, причинности; 4. Принцип всесторонности при рассмотрении объектов. 2). Общенаучные методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. 3). Общенаучные методы теоретического познания: абстрагирования, идеализация, мысленный эксперимент, индукция и дедукция, системный метод, структурно-функциональный метод, вероятностно-статистический и метод обобщения. 4) Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях: сравнения, анализ и синтез, аналогия, моделирование (физическое, мыслимое[идеальное], символическое, математическое, численное моделирование на компьютере). Развитие научной методологии как важнейшее условие дальнейшего познания мира, законов природы и общества.    
  Тема -10. Глобальные научные революции. 1) Понятие научной революции. Понятие парадигмы. Т. Кун о научной революции, как процессе смены парадигм. Понятие научного сообщества. Научная революция как процесс. Период нормальной науки. Период кризиса. Победа одной из конкурирующих теорий и формирование новой парадигмы.     Глобальные научные революции и революции в отдельных науках. 2). Первая глобальная научная революция XVI-XVII веков. Радикальные изменения миропонимания, возникновение классической механики как основы механистического миропонимания. Открытия Н. Коперника (1473 – 1543), Джордано Бруно (1548 – 1600), Галилео Галилея (1564 -1642), Иоганна Кеплера (1571 -1630), Исаака Ньютона (1643 -1727). Три основных закона Ньютона и закон всемирного тяготения. Их роль в утверждении механистической картины мира. 3). Вторая глобальная научная революция второй половины XVIII – XIX веков. Основные ее особенности: 1. Постепенная утрата прежней механистической картины мира своего общенаучного характера; 2. Постепенный переход от механистического понимания мира к диалектическому; 3. Выбрасывание из естествознания старых натурфилософских представлений и замена их новыми естественнонаучными представлениями. Два основных философских метода в понимании природы: метафизический и диалектический и их представители. В Древней Греции: Ксенафан, Парменид, Зенон как представители первого; Гераклит как представитель второго. Господство метафизического подхода к природе в науке нового времени. Работа И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» как начало диалектизации естествознания. Космогоническая гипотеза Канта –Лапласа. Научные идеи Жоржа Кювье (1769-1832), Жана Батиста Ламарка (1744-1829), Чарльза Лайеля (197-1875). Основной удар по метафизическим взглядам на природу – три великих открытия: 1. Открытие клетки (клеточного строения организмов растительного и животного мира (Якоб Шлейден (11804-1881), Теодор Шван (1810-1882); 2. Учение Ч. Дарвина (1808-1882) о развитии растительного и животного мира; 3. Закон сохранения и превращения энергии (Роберт Майер (1814-1818) Джеймс Джоуль (1818-1889) Герман Гельмгольц (1821-1894).   Открытия в химии, как вклад в диалектизацию естествознания Фридрих Велер (1800-1882) и получение им мочевины; Д.И. Менделеев (1834-1907) и открытие им периодического закона химических элементов. Очищение науки от теории «Флогистона» /Антуан Лавуазье (1743-1794), теории «теплорода» в связи с открытием в середине XIX века закона сохранения и превращения энергии.   Отказ от натурфилософских понятий «электрическая и магнитная жидкости» Анри Ампер (1775-1836) и «мирового эфира» (Опыты Майкельсона). Диалектико-материалистическая картина мира 70-80-х годов XIX в.   Ф. Энгельса. 4). Третья глобальная научная революция. (с конца XIX до середины XX века). Основные характеристики третьей глобальной научной революции: 1. Окончательное преодоление механистических взглядов на мир; 2. Раскрытие сложной структуры атома. Рождение квантовой и релятивистской физики. Открытие электрона в 1897 г. Джозефом Томсоном (1856-1940); Модель атома Эрнеста Резерфорда(1871-1937), Нильса Бора (1859-1906); открытие радиоактивности – Антуан Беккерель(1852-1908), Пьер Кюри (1867-1934); измерение давления света – П.Н. Лебедев (1866-1912); выдвижение идеи в 1924 г. о волновых свойствах материи – Луи де Бройль (1892-1987) и ее подтверждение американскими физиками Клинтоном Дэвиссоном (1881 -1958) и Лестером Джермером (1896-1971); Создание Альбертом Эйнштейном(1879-1955) в 1905 г. специальной теории относительности. 3. Создание релятивистской космологии. (Открытие А.А. Фридмана в 1922 г. о том , что искривленное пространство должно или расширяться или сжиматься, открытие «красного смещения в 1929 г. Эдвином Хабблом, открытие Арно Пензиасом и Робертом Вильсоном фонового (реликтового) радиоизлучения, теория «Большого взрыва». 4. Становление и развитие генетики и молекулярной биологии. Достижения биологии второй половины XIX в. (эволюционное учение Ч.Дарвина, исследования Л. Пастера, Р. Коха, И. Мечникова в области микробиологии и иммунологии. Труды К. Бернара в области физиологии, работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова в области высшей нервной деятельности, работы Г. Менделеева – открытие законов наследственности. Прогресс в биологии в XX в. Вторичное открытие законов наследственности в 1900 г. Х. де Фризом, К.Э. Корренсом, Э. Чермак –Зейзенггом. Введение в науку понятия «ген», выдвинутого Вильгельмом Иогансоном в 1909 г. Разработка хромосомной теории наследственности Томасом Морганом(1866-1945). Открытие мутаций и введение этого понятия Хуго де Фризом в науку. Открытие радиоизлучения в 1925 г. Г.А. Надсоном на наследственную изменчивость грибов, Г. Меллером – сильного влияния рентгеновских лучей на дрозофил. Введение понятия «молекулярная биология» У. Астбери.   Открытие в 1944 г. О. Эвери, К. Маклеодом, М. Маккарти, что генетические функции в клетке выполняет не белок, ДНК. Раcшифровка молекулы ДНК в 1953 г. Ф. Криком и Д. Уотсоном. 5. Создание кибернетики. Возникновение кибернетики в 40-х годах XX века. Факторы, способствовавшие ее формированию (статическая физика, математическая логика и др.) Н. Винер и его книга «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» (1994).   6. Интенсивная математизация науки.   Четвертая глобальная революция. Радикальные научные достижения последних трех десятилетий XX века как четвертая глобальная научная революция, в ходе которой происходило формирование постнеклассической науки. Основные черты этой революции: 1. Ориентация постнеклассической науки на изучение сложных, исторически развивающихся систем; 2. Одно из основных направлений постнеклассической науки - это объекты биотехнологии и в первую очередь –генной инженерии; 3. Новый уровень интеграции научных исследований – комплексные исследовательские программы. Факторы, способствующие возникновению четвертой глобальной научной революции: новая космология последних десятилетий XX века(«Концепция большого взрыва» и «Раздувающейся Вселенной»), релятивистская теория гравитации (Р.Т.Г.). Идеи А. А. Логунова, Ю. М. Лоскутова, М. А. Мествиришвили и др. Революционные достижения в молекулярной биологии (расшифровка генома человека, успех в клонировании и др.), возникновение синергетики (идея самоорганизации в неживой природе, эксперименты Б.Н. Белоусова, А.М.Жаботинского, математическая модель самоорганизующихся процессов в бельгийской школе И.Р. Пригожина, работы немецкого ученого Г. Хакена и его группы. Претензии синергетики на статус нового миропонимания как основы процессов глобального и космического эволюционизма.  
  Тема -11. Особенности современного этапа развития науки. (Постнеклассическая наука) 1). Основные характеристики современной постнеклассической науки: 1. Широкое распространение идей и подходов синергетики; 2. Осознание идеи о необходимости глобального, всестороннего взгляда на мир; 3. Укрепление идеи (принципа) коэволюции, взаимообусловленного, сопряженного изменения систем или частей внутри целого; 4. Изменение характера исследований и усиление роли междисциплинарных, комплексных подходов к исследованию; 5. Возрастание роли философии и ее методов во всех науках; 6. Осознание ограниченности любой методологии(включая диалектико-материалистическую), методологический плюрализм пр изучении мира; осознание роли (значения) внерациональных подходов к действительности; 8. Соединение объекта и субъекта исследования, объективного мира и человека; 9. Внедрение времени во все науки, идеи развития; 10. Усиление математизации научных теорий и увеличение уровня их абстрактности и сложности; 11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе глобального эволюционизма, соединяющего системный и эволюционный подходы; 12. Формирование нового –«организмического видения (понимания) природы; 13. Понимание мира не только как саморазвивающейся ценности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенного.   2). Новые этические проблемы науки в конце XX столетия – начале XXI. Две точки зрения на соотношение науки и морали: 1. Все, что не делает наука – благо; 2. Наука и мораль противоречат друг другу как доводы разума и сердца. Развитие взглядов на эту проблему в истории философии и науки. Этическая составляющая науки в настоящее время. Взаимосвязь этических и общенаучных ценностей. Общечеловеческая и профессиональная оставляющие науки и ученых. Ущербность принципа нейтральности науки в XX веке и в настоящее время. Важнейший этический принцип науки в настоящее время – наука для человека. Социальная ответственность ученого перед обществом – жизненная необходимость такого подхода.   3). Наука и паранаука. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Основные типы паранаучных (квазинаучных, изотерических) знаний: 1. Связанных с отказом от основополагающих принципов и требований науки( закона сохранения и превращения энергии, требования эмпирической проверки выводов и гипотез и т.д.); 2. Связанных с допущением потусторонних, мистических сил, с попытками вновь превратить науку в служанку религии и богословия.; 3. Связанных к отнесению к паранаучному знанию всего непонятного, но реально существующего в природе и обществе 4). Роль науки в решении глобальных кризисов. Глобальные кризисы: экологические, демографические, продовольственные, сырьевые и др. Наука и решение экологической, энергетической, демографической и других глобальных проблем.  
  Тема 12. Наука как социальный институт. 1. Развитие науки как социального института. Научные сообщества и их исторические темы. Понятие науки как социального института. Основные составляющие науки как социального института. Связь науки как социального института с другими социальными институтами: производством, политикой, искусством и т.д. История науки как социального института. Роль науки в жизни общества в настоящее время. Научные школы. Их основные виды Задачи ученого как организатора и руководителя научной школы.   2). Наука и экономика. Связь науки и экономики. История формирования и развития этой связи. Пределы распространения науки в экономику, степень влияния экономики на науку. Развитие экономики как научной дисциплины – важный фактор роста экономического и научного потенциала страны.   3) Наука и власть. Влияние науки на политику, власть и влияние политики, власти на науку. Решение этой проблемы в Советском Союзе и в настоящее время в России. (Российской федерации).    




Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1430; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9236 - | 7270 - или читать все...

Читайте также:

 

18.204.227.250 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.015 сек.