Правовые основы защиты информации и государственной тайны

Раздел 9. Информационное право РФ

Задание № 2

Задание № 1

Дайте правовую квалификацию следующего деяния:

Гражданин Николаев, вооружившись охотничьим ружьем, отправился в заповедник, где устроил отстрел редких животных. Материалы о совершенном правонарушении попали к районному прокурору, который возбудил уголовное дело по ст. 258 УК РФ («Незаконная охота»).

Правильный вариант решения задачи:

Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. В вышеприведенной ситуации таковым объектом являются редкие животные, причинение вреда которым можно рассматривать, как причинение вреда природной среде. Это деяние является экологическим преступлением, его можно квалифицировать по ст. 258 УК РФ (пункт «в» данной статьи гласит: незаконная охота, если это деяние совершено «в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена»; пункт «г» данной статьи имеет следующее содержание: «на территории заповедника, заказника и т.д.»). Следовательно, возбуждение уголовного дела по ст. 258 УК РФ правомерно.

Решите кроссворд.

                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

1. Особо охраняемый природный объект.

2. Нормативный акт, содержащий большинство составов административных правонарушений.

3. Самая незначительная административная санкция.

4. Субъект экологических правоотношений.

5. Административное взыскание, применяемое к иностранцам.

6. Орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях.

7. По горизонтали: административное правонарушение.

По вертикали: документ, составляемый при совершении административного правонарушения.

8. Материк – объект международного экологического договора.

9. По горизонтали: санкция в административном праве.

По вертикали: объект экологического права.

Правильный вариант решения кроссворда:

1. Заказник. 2. Кодекс. 3. Предупреждение. 4. Государство. 5. Выдворение. 6. Суд.

7. По горизонтали: проступок. По вертикали: протокол. 8. Антарктида.

9. По горизонтали: взыскание. По вертикали: воды.

Тест по восьмому разделу

1. Объектом экологических правоотношений является:

а) природа;

б) окружающая среда;

в) совокупность материальных объектов;

г) совокупность культурно-исторических объектов.

2. Метод экологического права предполагает:

а) соблюдение экологического интереса ненарушения природы как системы экологических систем;

б) соблюдение требований экономических интересов;

в) соблюдение требований отраслевых интересов;

г) соблюдение требований интересов предпринимательской деятельности.

3. Конституция РФ устанавливает главные задачи по охране окружающей среды, среди которых:

а) право на качественные продукты питания;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека экологическим правонарушением;

в) право на чистую питьевую воду;

г) право на охоту.

4. К основным видам экологических правонарушений относятся:

а) уничтожение дикорастущих наркосодержащих растений;

б) вандализм;

в) несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке, захоронении отходов;

г) уничтожение или повреждение памятных знаков.

5. Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся окружающей среды, влечет за собой:

а) конституционную ответственность;

б) общественное осуждение;

в) имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную ответственность;

г) моральную ответственность.

Вопросы для повторения восьмого раздела

1. Какие отношения регулирует экологическое право?

2. Каковы объекты правового регулирования нормами экологического права?

3. Какие основные признаки присущи экосистемам, как объектам экологического права?

4. В чем заключается особенность метода правового регулирования экологических общественных отношений?

5. Какие институты включает в себя Общая часть экологического права?

6. Какие институты включает в себя Особенная часть экологического права?

7. Какой нормативно-правовой акт, будучи основным, специально направлен на эколого-правовое регулирование отношений человека с природой?

8. Какие существуют другие базовые нормативно-правовые акты экологического регулирования?

9. Что понимается под эколого-правовой ответственностью?

10. Какие виды юридической ответственности установлены за экологические правонарушения?

11. Каковы субъекты экологической ответственности?

12. Какие нормы Конституции РФ имеют эколого-правовую направленность, в чем их суть?


1. Понятие информации, структура информации

2. Государственная тайна

3. Конфиденциальная информация

Под информацией закон понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Конституция РФ гарантирует гражданам право на доступ к информации (ст. 29). При этом основной закон страны увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (имеется в виду – информацию с открытым доступом) с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. В частности, законом о средствах массовой информации запрещено использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую и т.д.). Основные принципы защиты информации содержатся в федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Этот нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать реквизитами, информации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит понятие информации с ограниченным доступом. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную информацию. При этом к информации с ограниченным доступом запрещено относить: 1) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; 3) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Закон «О государственной тайне» базируется на тех же основных положениях, что и Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Понимая государственную тайну как защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, закон дает эскиз сведений соответствующего перечня. В частности, к вышеназванной категории сведений законом отнесены сведения о стратегических и оперативных планах, документы боевого управления по подготовке и проведению операций; о направлениях развития вооружения и военной техники; об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья; о государственных запасах драгоценных металлов и камней, финансах и бюджетной политике страны (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов); о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; о государственных шифрах и т.д. За нарушение законодательства о государственной тайне должностные лица и граждане, виновные в содеянном, несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

К категории конфиденциальной информации относятся прежде всего персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Законодательство запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Ограничение прав граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Конфиденциальная информация помимо персональных данных включает следующие объекты: коммерческую тайну; банковскую тайну; профессиональную тайну; служебную тайну.

В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческая и служебная тайна защищаются одинаковым образом, а банковская имеет свои отличия и свой специфический порядок охраны и защиты. В соответствии с уголовным законодательством преступления в отношении коммерческой и банковской тайн имеют одинаковые составы и одни и те же нормы возможной ответственности (в силу их упоминания в одной статье УК РФ – ст. 183); служебная тайна имеет отличия в правовой защите (ст. 153 УК РФ).

Коммерческая тайна, согласно ГК РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на свободном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Банковская тайна представляет собой защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни. За разглашение банковской тайны Центральный банк РФ, кредитные организации, иные органы, которым сведения, составляющие банковскую тайну, стали известны в силу выполнения возложенных на них функций, а также их должностные лица и другие работники несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Служебная тайна представляет наибольшую сложность с точки зрения определения ее понятия и правового режима. Нормативное регулирование этого явления позволяет отнести к категории служебной тайны несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Правовой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Законом установлен следующий режим защиты информации: 1) в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, – уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне»; 2) в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: