Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, 1 страница

Тема 4.Административное право Российской Федерации.

Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации.

Тема 2. Содержание правовых отношений в обществе

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.

2. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации.

З. Правонарушения, их признаки, виды и принципы. квалификации. Юридическая ответственность и ее виды.

1. принятие нормативных правовых актов, призванных регулировать те или иные общественные отношения, еще не означает, что эти отношения подвержены реальному правовому воздействию. Нормы права создаются для их реализации.

Реализация норм права - это воплощение содержащихся в них предписаний в поведение людей. Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей, где норма обретает свое истинное бытие. Лишь став частью мировоззрения человека, норма права может стать нормой его поведения. В идеале это есть не что иное, как процесс самореализации норм, означающий, что каждый, на кого направлена норма, сам без дополнительных мер осуществляет свои права и исполняет обязанности по совершению или несовершению действий, которые предписываются или запрещаются данной нормой. Процесс самореализации правовых норм называют неnосредственной реализацией. Реализация права обеспечивается законностью.

Законность - строгое и точное исполнение законов всеми участниками общественных отношений. Результатом законности является правопорядок.

Правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, наступившее в результате практического осуществления требований права и режима законности.

Практика реальной жизни показывает, что далеко не все нормы права воплощаются в поведении людей путем непосредственной реализации. В ряде случаев возникает необходимость в особой процедуре, называемой применением норм права.

Применение норм права - это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкре т ных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т. п. '

Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Границы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования.

Правоотношение – регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

Таким образом, правоотношение является средством "перевода" объективного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т. е. в плоскость их личностных установок).

Как известно, одной из функций права является регуляция мировоззренческих ориентаций личности. Речь идет об особой форме восприятия действительности, которое формирует правосознание человека.

Правосознание - особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному сознанию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по отношению к индивидуальному сознанию - в виде правовой психологии. С субъективной стороны категория правосознания характеризует психофизическое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоззрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санкциями).

Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой - возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан, в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

Дееспособность - способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность - способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке. Общим понятием для правоспособности дееспособности является понятие правосубьектности.

Правоспособность и дееспособность являются важными, но не единственными предпосылками возникновения правоотношений, Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты - это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События - юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).

Действия - юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.

Юридические поступки ~ правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства).

Юридические акты - правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т. е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.

Административные акты - действия органов государственного управления и органов местного самоуправления..

Гражданско-правовые акты - правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т. п.

Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юридических фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъекты правоотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участников правоотношений.

Субъекты правоотношений - отдельные индивиды, обладающие право субъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.

Объекты правоотношений - определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений.

Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и. обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.

2. Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

Система права - структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли).

Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т. д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

Гражданское право - самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права при меняются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполпительным правом; нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права: 1) гражданское и арбитражное процессуальное право; 2) административно-процессуальное право; З ) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету - что регулируется;

б) по методу - как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

Понятие "система законодательства" близко к понятию "система права". Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию. Система права более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство - это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право - это еще и отрасль научного знания, т. е. теоретическая и учебная дисциплина.

Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию. Что и позволяет говорить о системе законодательства.

Формы систематизации законодательства:

кодификация - деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространенный вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Президента и Правительства");

б) систематической, когда прошлые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но, по сути, консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т. е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства. Обычно выделяют три отрасли законодательства:

1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.

3. Как было отмечено, непосредственным итогом правового регулирования и конечным результатом действия права является правопорядок. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т. е. на их правомерном поведении. Антиподом правомерно го поведения является правонарушение..

Правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), которое представляет определенную опасность для общества.

Признаки правонарушения. Первым признаком правонарушения является общественная опасность. Она выражается не только в причинении вреда другому или другим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.

Вторым признаком правонарушения является противоправность. Противоправным считается действие, запрещенное законом, или бездействие, если лицо должно было совершить определенные действия, предусмотренные законом, но не совершило.

Третьим признаком правонарушения является виновность. Это значит, что правонарушением признается деяние, совершенное по вине конкретного лица, которое осознает, что совершает неправомерное действие, и руководит своими поступками. (Понятие и формы вины подробно рассматриваются в лекции по уголовному праву.) Данный признак указывает на то, что понятие правонарушения применимо только к дееспособным лицам.

Четвертым признаком правонарушения является наказуемость. Это значит, что правонарушение. Влечет за собой применение мер государственного воздействия к лицам, совершившим. Неправомерное деяние.

Таким образом, правонарушение - общественно опасное виновное действие или бездействие, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. К ним относятся административные и дисциплинарные проступки.

Административные проступки - правонарушения, посягающие на установленный законом порядок в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, а также посягающие на общественный порядок и спокойствие граждан.

Дисциплинарные проступки - правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений. Как правило, это деяния, посягающие на установленный распорядок деятельности определенных групп людей: рабочих, учащихся, военнослужащих и т. д.

Гражданские правонарушения - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и связанных е ними неимущественных отношений, выражающиеся в причинении вреда, невыполнении обязательств по договору, нарушении авторских прав и т. д.

Преступления - правонарушения, отличающиеся большой степенью общественной опасности, влекущие за собой применение мер уголовного наказания. Поэтому понятие преступления относится к компетенции уголовного права.

Особую группу правонарушений составляют процессуальные правонарушения. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав одной из сторон, с которой право нарушитель состоит в правоотношении.

Можно выделить также международные правонарушения. Это противоречащие нормам международного права деяния субъектов международного права, приносящие ущерб или нарушающие права другого аналогичного субъекта. Международные правонарушения подразделяются на. Международные деликты (например, нарушение международных торговых обязательств) и международные преступления (международный терроризм, геноцид, военная агрессия и т. д.).

Квалификация правонарушений представляет собой процедуру, в рамках которой необходимо ответить на четыре вопроса:

1. На какую область общественных отношений направлено неправомерное деяние?

2. Имеется ли причинная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями?

3. Является ли лицо, совершившее неправомерное деяние, деликтоспособным (дееспособным)?

4. Является ли лицо, совершившее правонарушение, виновным, и если да, то какова степень и форма его вины?

Ответив на эти вопросы, можно определить основные параметры правонарушения, которые называются юридическим составом правонарушений. Элементами состава правонарушений являются: объект правонарушения; объективная сторона; субъект правонарушения; субъективная сторона.

Таким образом, квалификация право нарушений есть не что иное, как определение элементов их юридического состава. (Наибольшую значимость определение элементов состава правонарушения имеет при квалификации преступлений, поэтому подробный анализ указанных элементов предлагается в лекции по уголовному праву.)

Юридическая ответственность. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения, является основанием привлечения к юридической ответственности. Юридическая ответственность, является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере правового регулирования. В широком смысле юридическая ответственность понимается как отношение лица к обществу, государству и другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязанностей перед ними. В более узком, специальном смысле, юридическая ответственность понимается как реакция государства на совещенное правонарушение. Реализация юридической ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер государственного воздействия, содержащихся в санкциях правовых норм.

Признаки юридической ответственности:

1. Содержание юридической ответственности составляет государственное принуждение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель – как обязанная.

2. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Другими словами, юридическая ответственность представляет для правонарушителя юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало (например, обязанность уплатить штраф, неустойку, возместить причиненный ущерб и т. д.).

3. Юридическая ответственность наступает только за совершившееся правонарушение. Это значит, что не подлежит юридической ответственности лицо, заявившее о намерении совершить правонарушение, но не совершившее его. Аналогичным образом юридическая ответственность не применяется за неоконченное правонарушение, если оно не повлекло за собой причинение вреда. В юридической науке идут споры, какое право нарушение считать совершившимся. В необходимых случаях этот факт может устанавливаться в судебном порядке..

4. Применение мер юридической ответственности возможно лишь при соблюдении норм процессуального права (гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права, процессуальных норм, содержащихся в законодательстве об административных право нарушениях).

Юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с юридической ответственностью к мерам государственного принуждения относятся:

- принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество);

- меры защиты (принудительное взыскание алиментов, признание гражданско-правовой сделки недействительной, обязанность выполнения решений суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и др.).

Виды юридической ответственности соответствуют названиям отраслей права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Обычно выделяют следующие виды юридической ответственности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: