Вариант 2
Вариант 1
Восстание под руководством Б. Хмельницкого.
Восстание Хмельницкого — вооружённое казацко-крестьянское восстание на западнорусских[уточнить] землях Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи Посполитой, польских магнатов и их сторонников. Война велась под лозунгами освобождения православного населения от социального, национального и религиозного гнёта в обществе Речи Посполитой.
Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Начавшись с бунта казаков Запорожской Сечи, оно вскоре было широко поддержано православным населением Левобережной иПравобережной Украины, Белой Руси, Волыни и Подолья[1]. Активное участие в восстании также принимали крымские татары, которые то поддерживали Хмельницкого, то выступали на стороне поляков. Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как выдающиеся победы казаков, так и разгромные поражения. После заключенияПереяславского договора в 1654 году и добровольного[2] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в Русско-польскую войну 1654—1667 годов[3].
В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году, некоторые историки (в частности В. Смолий и В. Степанков) придерживаются мнения, что восстание закончилось после падения гетмана П. Дорошенко.
Южные и юго-западные уделы Киевской Руси в XIV в. оказались под влиянием Великого княжества Литовского. Постепенно на этих территориях сформировалась украинская народность. В XIV — XVI вв. Литва все больше интегрировалась в европейскую культурную и политическую жизнь. Ярким примером этого может служить принятие католицизма в качестве государственной религии, создание Речи Посполитой (польско-литовского государства) в 1569 г. В таких условиях украинскому народу было сложно сохранять национально-культурную самобытность. Однако украинцы ревностно защищали свое православие, придерживались традиционного образа жизни.
Власти Речи Посполитой насильственными мерами пытались ополячить малороссиян (украинцев). Именно с этой целью в 1596г. была создана греко-католическая (униатская) церковь. Религиозный гнет дополнялся социальным, экономическим и политическим давлением на украинский народ.
Многие украинцы покидали свою родину и скрывались в районах, недосягаемых для польской администрации. В низовьях Днепра (Запорожье) постепенно сформировалось казачье войско, окружившее свою территорию засеками (укреплениями). Так во второй половине XVI в. возникла Запорожская Сечь. Запорожцы официально состояли на королевской службе, охраняя южные границы государства от набегов крымских татар. Но в то же время Сечь была эпицентром социального недовольства и национально-освободительной борьбы (1595 — 1596 гг. — восстание атамана Северина Наливайко, 1630 г. — восстание гетмана Трясило, 1637 — 1638 гг. — восстание гетмана Остряницы и т. д.).
В 1648 г. на Сечи вспыхнуло очередное антипольское восстание. Запорожцев возглавил чигиринский казацкий сотник Богдан (Зиновий) Хмельницкий, избранный гетманом.
В мае 1648 г. его отряды в союзе с крымскими татарами разгромили польские войска под Желтыми водами и Корсунью.
В декабре 1648 г. повстанцы, к которым присоединились многие украинские крестьяне и горожане, заняли Киев.
В августе 1649 г. после победы под Зборовом между Хмельницким и королем Яном II Казимиром был подписан мирный договор. По нему численность реестровых казаков (получавших жалованье) увеличилось до 40 тыс., в трех воеводствах — Киевском, Черниговском и Брацлавском — должности могли занимать только православные.
Чувствуя непрочность союза с татарами, Хмельницкий стремился заручиться поддержкой мощного соседнего единоверного государства. В июне 1648 г. он впервые официально обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением принять его казаков «под высокую государеву руку». Однако Россия в тот момент опасалась открытого конфликта с Польшей.
В 1651 — 1653 гг. поражения войск Богдана Хмельницкого подтвердили эти опасения (Белоцерковский договор сократил реестр до 20 тыс. и оставил православным лишь Киевское воеводство). Появилась реальная угроза полного разгрома сил восставших.
Московское государство, собравшееся к этому времени с силами, решило удовлетворить просьбы Богдана Хмельницкого и оказать помощь повстанцам. Земский собор 1653 г. одобрил идею присоединения Украины к России. Важную роль в этом сыграл патриарх Никон, призывавший вывести единоверцев из-под власти «безбожных латинян». В свою очередь, Украинская Рада в Переславле в январе 1654 г. приняла решение о вхождении в состав Московского государства.
В соответствии с «мартовскими статьями» 1654 г., Украина сохраняла широкую автономию в составе России. Во главе Малороссии стоял избираемый населением гетман, в распоряжении которого находилась собственная администрация (русский воевода назначался только в Киев). Украинцы не платили налогов в царскую казну. Киевская митрополия не подчинялась Московской патриархии.
Постепенно выяснилось, что эти компромиссные условия не устраивают ни ту, ни другую сторону. Московское правительство начало нарушать малороссийскую автономию. В свою очередь, украинские гетманы (И. Выговский, И. Брюховецкий, П. Дорошенко, И. Мазепа) искали покровительства соседних государств, стремясь освободиться теперь уже от гнета Москвы.
Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска — оставалась под властью Польши. Под ее же властью находилась и Белоруссия. Усиление феодальной эксплуатации в Речи Посполитой и рост политического влияния магнатства с особой силой проявились на украинских и белорусских землях.
Сопротивление украинского народа натиску польско-литовских феодалов, а также наступлению Католической и Униатской Церкви усилилось в конце XVI и в первой половине XVII в., когда на Украине одно за другим вспыхивали восстания крестьян, казаков и мещан. Перевес сил в этот период был на стороне магнатско-шляхетской Речи Посполитой, которой удалось потопить народные восстания в крови. Однако, несмотря на жестокие расправы панов, борьба народных масс Украины не прекращалась. В 1648–1654 гг. она вылилась в широкую освободительную войну, возглавленную выдающимся государственным деятелем и полководцем Богданом Хмельницким.
В мае 1648 г. его отряды в союзе с крымскими татарами разгромили польские войска под Желтыми водами и Корсунью.
В декабре 1648 г. повстанцы, к которым присоединились многие украинские крестьяне и горожане, заняли Киев.
В августе 1649 г. после победы под Зборовом между Хмельницким и королем Яном II Казимиром был подписан мирный договор. По нему численность реестровых казаков (получавших жалованье) увеличилось до 40 тыс., в трех воеводствах — Киевском, Черниговском и Брацлавском — должности могли занимать только православные.
Чувствуя непрочность союза с татарами, Хмельницкий стремился заручиться поддержкой мощного соседнего единоверного государства. В июне 1648 г. он впервые официально обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением принять его казаков «под высокую государеву руку». Однако Россия в тот момент опасалась открытого конфликта с Польшей.
В 1651 — 1653 гг. поражения войск Богдана Хмельницкого подтвердили эти опасения (Белоцерковский договор сократил реестр до 20 тыс. и оставил православным лишь Киевское воеводство). Появилась реальная угроза полного разгрома сил восставших.
Московское государство, собравшееся к этому времени с силами, решило удовлетворить просьбы Богдана Хмельницкого и оказать помощь повстанцам. Земский собор 1653 г. одобрил идею присоединения Украины к России. Важную роль в этом сыграл патриарх Никон, призывавший вывести единоверцев из-под власти «безбожных латинян». В свою очередь, Украинская Рада в Переславле в январе 1654 г. приняла решение о вхождении в состав Московского государства.
В соответствии с «мартовскими статьями» 1654 г., Украина сохраняла широкую автономию в составе России. Во главе Малороссии стоял избираемый населением гетман, в распоряжении которого находилась собственная администрация (русский воевода назначался только в Киев). Украинцы не платили налогов в царскую казну. Киевская митрополия не подчинялась Московской патриархии.
Постепенно выяснилось, что эти компромиссные условия не устраивают ни ту, ни другую сторону. Московское правительство начало нарушать малороссийскую автономию. В свою очередь, украинские гетманы (И. Выговский, И. Брюховецкий, П. Дорошенко, И. Мазепа) искали покровительства соседних государств, стремясь освободиться теперь уже от гнета Москвы.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное прогрессивное значение для исторических судеб обоих народов. Украинский народ был избавлен от порабощения панской Польшей, поглощения султанской Турцией и разорения ордами крымского хана. Отныне русские и украинцы совместными силами стали бороться против иноземных захватчиков. Воссоединение Украины с Россией способствовало укреплению Российского государства и подъему его международного авторитета.
Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития украинского народа. Украина включилась в складывавшийся всероссийский рынок.
Укрепление экономических связей с Россией способствовало росту украинских городов и распространению поташного, железоделательного, мукомольного и других промыслов.