Заключение
В 30-с годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического метода и гештальтеории в русле психологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии, или микросоциологии.
Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление социологической науки, изучающее содиопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.
Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974).
Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: "Математическое учение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результата, подученные при применении количественного качественного метода".
В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии Морено называл: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно.
В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая часть эмоциональных влечений ("предпочтений") приходится на немногих членов группы ("звезд"), в то время как большинство участников се оказываются как бы "эмоционально обездоленными" (такие зачислялись Морено в разряд "социометрического пролетариата").
Вехой, обозначившей рождение новой традиции или школы, были вышедшие вскоре после первой мировой войны работами У. И. Томаса и Ф. Знанецкого (5 т. 18-21) «Польский крестьянин в Европе и Америке». Поражала масштабность исследования. Использовалась вся совокупность данных при изучении социальной реальности. Роберт Парк и Эрнст Бёрджесс («Введение в науку социологию») (21) способствовали унификации понятийного аппарата, введя такие понятия как социальное взаимодействие, коммуникация, социальный процесс, конкуренция, конфликт, ассимиляция, приспособление, личность, групповое поведение. Теория дала толчок к широкой интерпретации и проведению различного вида эмпирических исследований.
Одним из основоположников индустриалбной социологии и аналитиком эксперимента, положившего начало массовым исследованиям в промышленности, явился американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880—1949). Эксперимент получил название Хоторнского — от названия города Хоторн близ Чикаго, где располагались предприятия "Вестерн Электрик Компани", на которых проводились исследования (1927—: 1932).
Чтобы была понятнее сущность эксперимента, необходимо напомнить о господстве в то время в сфере производства концепции Тейлора-Форда, согласно которой человек — это придаток механизма, призванный его обслуживать, и не более того. На этом, собственно, базировалась поточно-конвейерная система. Именно такое представление о человеке и его месте на производстве и попытался разрушить Э. Мэйо, доказывая, что иной подход сулит не только возникновение новых социальных отношений (названных им "человеческими"), но и рост производительности труда.
Последнее как нельзя более соответствовало устремлениям деловых кругов, особенно если учесть специфику этого периода — времени самого крупного за всю историю капитализма кризиса. Председатель правления "Дженерал ФуДз Корпорейшн" Кларенс Френсис существо нового подхода к человеку выразил гак: "Люди состоят из тела, ума и души, и каждая из этих составных частей, особенно душа, должна быть использована для максимального увеличения производительности".
Первоначально эксперимент на заводах "Вестерн Электрик" не имел никакого отношения к социологии. Речь шла о том, чтобы доказать справедливость гипотезы: чем лучше освещение рабочих мест, тем выше производительность труда.
Однако в ходе изменения освещенности в экспериментальной
комнате (как в лучшую, так и в худшую сторону) производительность труда непрерывно повышалась. Тогда стало ясно, что дело в иных факторах, связанных не с влиянием света, а с отношениями между людьми в бригаде. Эти отношения Мэйо определил как "человеческие", поскольку они базировались На стремлении людей понять друг друга. Наблюдения Мэйо Показали, что члены бригады хотят быть включенными в группу и при этом чувствовать себя свободными. Желание быть включенным в определенную общность он назвал чувством "социабильности".
Отсюда был сделан вывод, что необходимо стремиться к созданию на производстве "социабильных" образований, то есть неформальных групп, работники которых чувствовали бы свою причастность к важным решениям. Таким был один из выводов Э Мэйо, имевший сугубо практический характер и давший немалы экономический и социальный эффект. Не менее важен был еще один вывод: лидеры производства должны ориентироваться не столько на выпуск продукции, сколько на человека, его потребности и интересы, стремиться удовлетворить хотя бы некоторыеиз них. В конечном итоге это обеспечит эффективную деятельность производства, его социальную стабильность и стабильность общества в целом.
Как видно, эмпирические исследования в промышленности
|показали, что социально-психологические факторы играют
большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты в 30-е гг. стали энергично этим заниматься.
Возникланужная, модная и хорошо оплачиваемая профессия социолога.
Появилась прикладная социология в области социологии труда. В 1927 г. Гастев выдвигает проект превращения современного предприятия в огромную социальную опытную лабораторию, что было невозможно без проектирования социальной жизни трудовых коллективов в результате чего появляется социальная инженерия. Гастевым по сути дела было предложено перейти от макросоциологии и социологической теории к микросоциологии. В основе производственного успеха лежали социальная солидарность в процессе труда, а это НОТ и социальное управление. В первом случае это правильное отношение людей к орудиям труда, во втором, правильно организовать между ними взаимоотношения в процессе производства. Говоря о работах в области управления нельзя не сказать о А. А. Богданове, который стремился создать науку тектологию (о закономерностях организационного характера, касающихся использования взаимодействующих сил с целью достижения равновесия в социальной среде).
В 20-е годы закладывались основы социологии труда и эти проблемы были настолько популярны, что в 23 году по ним будет опубликовано около 60 книг, одних только журналов соответствующей направленности было более 20.
Что касается проблемам города и особенно деревни, то в деревне это была такая проблема как расслоение на бедняков, середняков и кулаков, миграция населения. Изучение жизни крестьянства диктовались практическими потребностями, например, изучить общественное мнение по тому или иному вопросу. Одним из таких исследований была книга Феноменова М. (исследование материалов по одной деревне в течение трёх лет). Их интересовали использовавшиеся орудия труда и технические приспособления, организация труда, хозяйственные навыки, производственные характеристики работников, личная и семейная жизнь, отношения между полами и поколениями. Был исследован каждый двор, описывалось санитарное состояние жилища и т.д..Такие же точно вопросы интересовали других исследователей, но относительно других социальных групп и социальных слоёв.
Большое значение имела работа С. Г. Струмилина (в период между 1922 и 34 годами было изучено более 100 т.суточных бюджетов времени различных слоёв населения (на материалах опубликовано более 70 трудов). Исследователей (Я. В. Видревич, В. А. Лебедев- Петрейко, В. И. Михеев, Л.Е. Минц). интересовали бюджеты времени и детей и молодёжи (школьники, отдельно пионеры, комсомольцы-активисты). Это было необходимо для выяснения как более рационально использовать время. Эти исследования безусловно оказывали влияния на педагогику и психологию. Интересна концепция Струмилина, он предлагает использовать трёхчленную формулу (труд-отдых – сон, что = 8+8+8), однако эта идеальная формула не нашла применение из-за утопичности, вместо этого пришла формула деления времени на необходимое и свободное.