Философия Возрождения

1. Возрождение как синтез античности и средневековья, исторические условия.

2. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

3. Новое естествознание – натурфилософия эпохи Возрождения.

4. Начало возникновения научной медицины.

Литература:

1. Введение в философию. т.1., под ред. И.Т. Фролова, М., 1989.

2. Ю.М.Хрусталёв – Общий курс философии. т.1., гл.2, *7, М.2003. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

3. История философии в кратком изложении. М., 1980.

4. В.В.Соколов – Европейская философия 15 – 17 вв. М., 1984.

5. А.Х.Горфункель – Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

6. История философии: Запад – Россия – Восток: В 4 –х кн., кн.2, Философия 15 –19 вв., М. 1996.

7. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М. 1997.

Темы докладов и рефератов.

1. Социально – исторические предпосылки эпохи Возрождения.

2. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения.

3. Человек эпохи Возрождения – преобразователь природы, реформатор духа.

4. Тема античности в философском мышлении эпохи Возрождения.

5. Культ индивидуальности в культуре Ренессанса.

6. Натурфилософия и научные знания в эпоху Возрождения.

7. Ренессанс и Реформация.

8. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма.

9. Галилео Галилей и философское освоение основания современной науки.

10. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и других.

Возрождение или же Ренессанс (14 – 16 вв.) необычайно интересный, насыщенный многочисленными открытиями и достижениями в науке, естествознании и культуре период развития европейского общества. О нём можно кратко сказать: Возрождение это уже не феодализм как таковой, но это ещё и не капитализм. 14 – 16 вв. – время ломки феодальных устоев и зарождения основ капиталистического способа производства. Последний основывался на интенсивном развитии производительных сил, ремёсел, мануфактуры, торговли, товарно–денежных отношениях. Одновременно шёл процесс формирования многих европейских национальных государств, велась борьба с феодальной реакцией, с безраздельным господством религии и диктатурой церкви.

В это же время рождаются многие передовые философские идеи, открывшие яркие страницы в осмыслении и познании реального мира.

Книгопечатание, появление огнестрельного оружия, выдающиеся открытия Колумба, Магеллана, Васко де Гама, становление географии и картографии, формирование научной анатомии и научной физиологии, медицинской химии, открытие кровообращения, стремление создать научную систематизацию растительного мира – все они, как и многие другие выдающиеся достижения обязаны своим рождением этой замечательной эпохи в истории человечества.

В самом названии данного исторического времени – «Возрождение» просматривается огромный и неподдельный интерес к античной философии и культуре, стремление воспроизвести и возродить их лучшие образцы, эталоны и идеалы, но уже в новых условиях, на новой исторической почве.

Это желание сопровождалось конкретными практическими шагами по отрешению от церковных догм с безграничной и слепой верой в Бога – творца.

Наблюдается поворот к изучению природы, а главное – обращение к физической и духовной сущности человека, к идеям гуманизма, которые становятся доминирующими во всей философской мысли этого времени.

Человек, принцип антропоцентризма выдвигается на первый план и выступает главной отличительной особенностью содержания культуры и философии Возрождения.

Именно человек, а не Бог, как во времена средневековья, оказывается в центре внимания, познания и мироздания.

В связи с этим принципиально изменяется место, роль и предназначение философии в обществе. Она перестаёт быть придатком церкви, «служанкой богословия» и становится после многих веков умолчания активным пристанищем знаний и человеческой мудрости, руководством к практическому действию. Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский, Лоренцио Валла, Манетти, Мишель Монтень…. вот далеко не полный перечень корифеев, стоявших у истоков становления Возрождения.

Их труды – гимн человеку – творцу, его разуму, творчеству, свободе, проявлению и развитию всех его созидательных природных способностей и задатков.

Успехи в культуре неотделимы от развития естествознания. Его достижения способствовали коренному пересмотру религиозных стереотипов и догм. Утверждается новый тип мировоззренческого мышления.

Теоретические разработки и экспериментально – опытные исследования приводят к настоящей революции во взглядах на природу, в подходах и методах её изучения.

Наступает время торжества натурфилософии.

Природа, Вселенная, весь бесконечный космический мир становятся объектом пристального познания и привлекают внимание таких учёных, как Николай Кузанский (Николо Кузанец), Николай Коперник, Джордано Бруно, Кеплер, Галилео Галилей и других.

Николай Кузанский по праву стоит во главе этой славной когорты учёных. Бог и мир – вот что в центре внимания этого пытливого человека.

Исходный постулат его философского мировоззрения – «единое есть всё». А это означает, что не отвергая веру в Бога – творца, Кузанский отождествляет его с природой. Этим самым философ становится на позиции пантеизма.

В то же время он высказывает мысль о противоречивости самого Бога, который выступает у него единством противоположностей.

С одной стороны, он есть «абсолютный максимум» (мир бесконечен), а с другой «абсолютный минимум» (мир един и неделим).

Такой взгляд Кузанского на Бога и мир противоречил христианскому атеизму, отличавшего творение «всё» от «единого» творения.

Н.Кузанский одним из первых выдвигает гипотетическую идею о том, что Земля не является центром Вселенной. А заодно высказывает ряд диалектических мыслей в отношении существования и развития самой природы. Он говорит о единстве и борьбе противоположностей в ней, о едином и множественном, конечном и бесконечном и т. д.

В целом же воззрение Н.Кузанского оказало огромное влияние на современников. Оно в значительной степени способствовало утверждению основ натурфилософской мысли эпохи Возрождения.

Продолжением развития прогрессивных взглядов Н.Кузанского явилось создание великим польским учёным – астрономом - врачом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира.

В противоположность господствовавшей веками геоцентрической «теории» Аристотеля –Птолемея, считавшей Землю неподвижным центром Вселенной, Коперник заявляет, что Земля не является таковым. Она вращается вокруг своей оси и в то же время вместе с другими небесными телами вращается и вокруг Солнца.

Подобный взгляд великого учёного нанёс огромный удар по религиозно – теологическим взглядам, в том числе и по идеи божественного творения Вселенной, движению небесных тел по предначертанию и воле Бога.

В дальнейшем идеи о бесконечности Вселенной, её вечности, постоянстве и несотворимости, о естественном характере движения и развития внутри самой Вселенной, высказанные Джордано Бруно, а также его гениальное предсказание о существовании множества миров со своими звёздными центрами, произвели настоящий фурор среди его современников.

Эти революционные, а по-существу своему близкие к материалистическому и атеистическому пониманию мира взгляды, были самым решительным образом осуждены церковью.

Обвинив Бруно в еретизме и не получив от него слов раскаяния и покаяния, инквизиция сожгла великого учёного на костре.

И, наконец, особо следует отметить заслуги гениального итальянского учёного Галилео Галилея. Потомки справедливо считают его родоначальником экспериментально – аналитического метода познания природы и мира.

Он не только предполагал и выдвигал новаторские идеи, но с помощью сконструированных им приборов (термоскоп, телескоп) и многих других технических средств, стремился доказывать и подтверждать их опытным путём.

Галилей в отличие от своих предшественников, продемонстрировал наглядно ведущую роль опыта и эксперимента в познании. Именно в активном опытном исследовании и благодаря ему, он получает ответы на многочисленные вопросы, волновавшие его как учёного.

Создание Г. Галилеем научных теорий экспериментального естествознания, опирающегося на опытную базу, послужило началом становления нового этапа развития философской мысли в Европе – механическому и метафизическому материализму 17 – 18 вв.

Что касается самых известных медиков, живших и творивших во времена Возрождения, то среди них надо выделить прежде всего Парацельса (1493 – 1541 гг.) и Андрея Везалия (1514 – 1564 гг.).

Парацельс, а его настоящее имя Теофраст Гогенгейм – яркий представитель натурфилософов Возрождения. Сын врача и сам знаменитый врач – практик, он признавал заслуги Гиппократа, Галена и других древних врачей, но призывал не воспринимать их авторитет слепо.

В философии он видел источник и опору медицины, поскольку и та и другая, считал он, заботятся о человеке.

Сам же человек для него - микрокосм. «Он» – центр мироздания и конечная цель творения, так как выражает всё многообразие Вселенной.

Под влиянием получивших тогда развитие механики, физики, химии Парацельс предпринимает усилия по внедрению в медицину основ химической науки. Однако в силу недостаточности развития самой химии и находясь ещё под определённым влиянием средневековой схоластики, он в итоге внедряет в медицину не химию, а алхимию.

Материальным субстратом человеческого организма по Парацельсу, является соль (твёрдое), ртуть (летучее) и сера (горючее начало).

Само по себе это совокупное материальное начало безжизненно и пассивно. Свойствами же этих веществ руководит особая активная духовная сила, которую он называет «археем».

Этот архей и предопределяет функциональную деятельность организма.

Отсюда и состояние болезни он рассматривает как следствие угнетения одних внутренних археев, другими чуждыми и враждебными организму археями.

С позиции механистического мировоззрения Парацельс подходит к проблеме классификации болезней. Он считает, что каждой болезни соответствует строго определённый вид лекарства.

Поэтому в основу своей классификации заболеваний он кладёт лекарственный принцип, в соответствии с которым все они должны быть подразделены по тем лекарствам, которыми они пролечиваются.

Другой крупный медик этой эпохи Андреас Везалий (1514 –1564 гг.) считается основоположником современной анатомии, применившим одним из первых метод экспериментального изучения человека.

Одновременно он внёс большой вклад в становление научной анатомии и физиологии.

Везалий критиковал ошибочные взгляды многих своих предшественников – медиков и, в частности, указал на заблуждение крупнейшего древнегреческого врача Галена. Последний, поддерживая библейскую легенду о неодинаковом количестве рёбер у мужчины и женщины и сотворении из ребра Адама - Евы, своим авторитетом на многие века вперёд предопределил её неопровержимый характер.

Однако Везалий отверг этот миф и первым правильно описал скелет человека.

Но здесь удивительно то обстоятельство, что уже самому Везалию в этом не поверил его учитель Яков Сильвиус, посчитавший, что если Везалий и прав в своём доказательстве, то объясняется это не ошибками Галена и иллюзией мифа, а изменением самого анатомического строения человека, происшедшего со времени высказывания Галена.

Великий врач – анатом связывал строение органов человека с их деятельностью, указывая при этом на целесообразность их строения.

Везалий внёс свою достойную лепту в открытие малого и большого круга кровообращения. Он доказал, что в перегородке сердца между правым и левым желудочком нет никаких пор, о существовании которых говорили древние анатомы.

Научно-медицинские открытия Везалия, естественно, были чужды церкви и не вписывались в традиционные религиозно – теологические представления того времени о человеке, за что он был подвергнут серьёзным преследованиям со стороны церковнослужителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: