double arrow

Аудит учета, отчетности и использования основных средств


Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основными средствами и немате­риальными активами

Аудит расчетов по кредитам и займам

В плане счетов для учета расчетов по кредитам и займам предусмотрено два синтетических счета: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным креди­там и займам». Аналитический учет по ним должен строиться по каждому банку или другому заимо­давцу и каждому полученному организацией кредиту (иному займу).

Названные счета применяются также для обобщения информации о займах, привлекаемых орга­низацией путем выпуска и размещения облигаций. При этом план счетов унифицирует порядок разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения облигаций. Если облигации раз­мещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:

Д51 К66 (67) – на номинальную стоимость облигаций;

Д51 К98 – на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью

Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».




Если облигации размещаются по цене ниже номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций.

В бухгалтерском учете делается следующая запись:

Д91.2 К66 (67) – на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения

Аудитору необходимо установить:

- на какие цели использован кредит, соответствуют ли эти цели условиям договора на по­лучение кредита;

- полноту и своевременность погашения кредитов (это необходимо проверить по выпис­кам из банка);

- правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором;

- обоснованность включения затрат, связанных с получением кредитов, в текущие рас­ходы, в стоимость материально-производственных запасов;

- законность и обоснованность выдачи ссуд для рабочих и служащих на индивидуаль­ное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и для расчетов с торгующими организациями за товары, проданные в кредит;

- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения, правильность списания расходов по уплате процентов за полученные ссуды;

- правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66 и 67, соот­ветствие записей учета по этим счетам записям в Главной книге, балансе и фор­мах бухгалтерской отчетности.

Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выбороч­ной.



Прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный но­мер на весь период его эксплуатации.

Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо прове­рить, как ведутся карточки или книга, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо установить:

- обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;

- правильно ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

- правильно ли произвели оценку основных средств в учете;

- правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию ос­новных средств;

- правильно ли начислены и отражены в учете износ и ремонт основных средств;



- правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств в бухгалтер­ском учете и отчетности;

- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств )для этого необхо­димо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально от­ветственные лица, отвечающие за сохранность основных средств (есть ли письмен­ные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности);

- соответствуют ли должности материально ответственных лиц перечню должностей и ра­бот предприятия;

- созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрывающиеся помещения и т.д.);

- оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;

- организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

- проводились ли инвентаризации.

Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие и когда были выяв­лены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более двух – трех лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.

При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо проверить:

- соответствие форм бланков утвержденным формам;

- соответствие записей сводного аналитического учета записям в главной книге и ба­лансе;

- правильность записей в форме № 5 годового отчета о наличии и движении основных средств;

- правильность проведения проводок по учету основных средств;

- ведение учета на забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое в монтаж».







Сейчас читают про: