Общий план и программа

Цель, источники используемой информации

ТЕМА 13. Аудит расходов по обычным видам деятельности

Типичные ошибки и нарушения

Типичные ошибки и нарушения при учете доходов по обычным видам деятельности следующие.

1. Организация учета:

· в учетной политике не раскрыта информация о способах оценки готовой продукции, применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

· не утвержден график документооборота в части готовой продукции и ее реализации;

· не контролируется сохранность продукции.

2. Ведение учета:

· определение в бухгалтерском учете выручки кассовым методом;

· неправильное отражение выручки, т.е. без использования сч. 90 «Продажи» при расчетах за продукцию неденежными средствами;

· несвоевременное отражение отгруженной, реализованной продукции;

· отсутствие аналитического учета готовой продукции по местам хранения, видам продукции;

· отсутствие инвентаризации готовой продукции, задолженности покупателей в случаях, установленных законодательством;

· наличие остатка по сч. 90 «Продажи»;

· несоответствие данных аналитического и синтетического учета показателям финансовой отчетности;

· отражение на сч. 41 «Товары» готовой продукции собственного изготовления, реализуемой в розницу;

· несоответствие оценки готовой, отгруженной продукции оценке по методу, определенному в учетной политике;

· отражение в учете и финансовой отчетности продукции, выработанной из давальческого сырья, как собственной;

· неполное отражение в учете выпущенной продукции, дохода по реализованной продукции;

· отсутствие книги продаж, оформление счетов-фактур с нарушением законодательства РФ.

Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки доходов по обычным видам деятельности, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и предоставлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Цель аудита расходов по обычным видам деятельности – выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по расходам.

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

· сумма расхода может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Источники используемой информации при аудите расходов по обычным видам деятельности:

1) государственные нормативные акты;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации»: Приказ Минфина РФ от 60.05.1999 № 33н

- Налоговый кодекс РФ

2) внутрифирменные положения по планированию, учету, контролю расходов, принятые и утвержденные аудируемым лицом;

3) договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;

4) заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

Проверка расходов по обычным видам деятельности проводится по бухгалтерским счетам:

· на которых, непосредственно отражаются операции по формированию расходов (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);

· по которым проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности (02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).

Для проведения аудита расходов по обычным видам деятельности необходимо подготовить план и программу.

При разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание:

· деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в части расходов по обычным видам деятельности;

· риск и существенность в целом и в части расходов по обычным видам деятельности;

· характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;

· значимость данного сегмента учета для проведения аудита;

· влияние компьютерной обработки данных на организацию и ведение учета расходов;

· наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций;

· необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала;

· форму и сроки предоставления аудиторского заключения.

Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций по формированию расходов по обычным видам деятельности, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.

Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица в части расходов включают рассмотрение следующих вопросов:

· структурные подразделения и лица, уполномоченные принимать решения по использованию активов в производстве, определению потребности в них;

· применяемая классификация и порядок учета расходов по обычным видам деятельности;

· система документооборота по учету операций в области формирования расходов по обычным видам деятельности;

· влияние специфики производства на организацию и ведение учета расходов;

· утвержденные и фактически применяемые процедуры текущего контроля за соблюдением законодательства, учетом расходов.

Тесты операций остатков на счетах учета расходов по обычным видам деятельности по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого лица в финансовой отчетности включают следующие моменты.

1. Существование и возникновение:

· все записи по формированию расходов подтверждены документально;

· остатки незавершенного производства, готовой продукции представленные в финансовой отчетности, существуют и подтверждены инвентаризацией;

· операции или события, сформировавшие расходы, имели место в соответствующем периоде и относятся к деятельности аудируемого лица.

2. Права и обязанности:

· характер производства соответствует видам деятельности аудируемого лица, раскрытым в учредительных документах, а также законодательству РФ;

· номенклатура, количество, качество выпускаемой продукции санкционированы уполномоченным лицом;

· начисление заработной платы, единого социального налога осуществляется в соответствии с законодательством РФ;

· продукция соответствует стандартам качества;

· имеются все документы, подтверждающие расходы;

· система учета затрат позволяет получить информацию для налогообложения;

· в себестоимость продукции (работ, услуг) отнесены налоги, включаемые в расходы по обычным видам деятельности.

3. Стоимостная оценка:

· стоимость товарно-материальных ценностей включена в затраты в соответствии с учетной политикой;

· в расходы включена правильно рассчитанная сумма амортизации по объектам основных средств, нематериальным активам;

· резервы предстоящих расходов и платежей включены в расходы в соответствии с учетной политикой;

· списание общехозяйственных расходов выполнено согласно учетной политике;

· калькулирование себестоимости продукции осуществляется согласно учетной политике, отраслевым методическим указаниям;

· стоимость незавершенного производства определяется в соответствии с учетной политикой;

· правильно определены постоянные разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

4. Полнота:

· в себестоимость продукции (работ, услуг) включены все расходы, связанные с ее производством;

· в полном объеме включены амортизация по основным средствам, нематериальным активам, а также использованные МПЗ, затраты на оплату труда, отчисления по единому социальному налогу и др. расходы;

· в полном объеме в финансовой отчетности отражено незавершенное производство, готовая продукция;

· соблюдается тождественность данных аналитического и синтетического учета, Главной книги, финансовой отчетности.

5. Точное измерение:

· при подготовке первичных учетных документов, выполнении записей в учетных регистрах, переносе показателей в отчетность соблюдена арифметическая точность, все расчеты выполнены правильно;

· расходы по обычным видам деятельности включены в состав затрат в соответствующие периоды.

6. Представление и раскрытие:

· расходы правильно классифицированы в бухгалтерском, налоговом учетах;

· расходы соответствующим образом раскрыты в финансовой отчетности.

План и программа должны быть оформлены документально. В ходе аудита в них могут вноситься изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: