double arrow

Общий план и программа. Цель, источники используемой информации


Цель, источники используемой информации

ТЕМА 14. Аудит финансовых результатов

Типичные ошибки и нарушения

Типичные ошибки и нарушения при учете расходов по обычным видам деятельности следующие.

1. Организация учета:

· в учетной политике не раскрыты положения по признанию расходов в учете, оценке незавершенного производства, порядку списания и распределения общехозяйственных расходов;

· отсутствует график документооборота;

· не контролируется использование активов для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

· не проводится инвентаризация незавершенного производства перед составлением годового отчета.

2. Ведение учета:

· несоблюдение положений учетной политики при формировании расходов;

· неправильное формирование расходов по переработке давальческого сырья;

· отражение расходов в учете не за соответствующий период времени;

· несоответствие расходов аудируемого лица его доходам;

· неправильное определение стоимости незавершенного производства, готовой продукции;

· отсутствие документов, подтверждающих расходы;




· отсутствие аналитического учета по видам продукции (работам, услугам);

· неправильное включение расходов будущих периодов в текущие расходы организации;

· отсутствие документального подтверждения расходов непроизводительного характера;

· неправильная оценка стоимости товарно-материальных ценностей, включенных в расходы;

· необоснованное включение в расходы затрат по оплате труда, отчислений по единому социальному налогу;

· необоснованное включение затрат в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов;

· распределение общепроизводственных, общехозяйственных расходов с нарушением положений учетной политики;

· неправильное определение суммы амортизации по амортизируемому имуществу.

Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки расходов по обычным видам деятельности, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Цель аудита финансовых результатов - выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по финансовым результатам и использовании прибыли.

В соответствии с ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности подразделяются на:

а) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

б) прочие доходы и расходы.

Согласно ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 доходы и расходы, отличные от обычных, считаются прочими. К прочим относятся также чрезвычайные доходы и расходы.



Источники используемой информации при аудите финансовых результатов следующие:

1) государственные нормативные акты;

2) внутрифирменные положения по планированию, учету и контролю операций в части формирования финансовых результатов, их использования;

3) договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;

4) заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

Финансовый результат определяется как разность доходов соответствующих им расходов по обычным видам деятельности, прочим операциям. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих формирование доходов, расходов и, следовательно, финансового результата, их содержание, представлен в темах 12, 13.

Проверка финансового результата проводится по бухгалтерским счетам:

· на которых непосредственно отражаются операции по формированию доходов (99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);

· по которым проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 09 «Отложенные налоговые активы», 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных активов», 51 «Расчетные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 75 «Расчеты с учредителями», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов» и др.).



Для проведения аудита доходов по обычным видам деятельности необходимо подготовить план и программу.

План проверки финансовых результатов и использования прибыли должен составляться с учетом специфики и масштабов деятельности аудируемого лица, сложности проверки, конкретных методик, используемых аудитором.

При разработке общего плана ему необходимо принимать во внимание:

· деятельность аудируемого лица, ее влияние на формирование финансового результата, использование прибыли;

· оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля как в целом по экономическому субъекту, так и в отношении формирования финансового результата и использования прибыли;

· риск и существенность в целом и в отношении финансовых результатов;

· характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;

· значимость данного раздела для проведения аудита;

· влияние компьютерной обработки данных на организацию и ведение учета финансовых результатов;

· наличие внутреннего аудита и его функции в отношении операций по финансовым результатам;

· необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала;

· форму и сроки предоставления аудиторского заключения.

Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций по формированию финансового результата, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.

Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица в части формирования финансового результата включают рассмотрение следующих вопросов:

· структурные подразделения и лица, уполномоченные принимать решения по операциям, формирующим финансовый результат;

· эффективность планирования руководством аудируемого лица финансовых результатов его информационного обслуживания;

· структура финансового результата, в том числе по реализации продукции, по прочим операциям;

· система документооборота, применяемая при учете операций по формированию финансового результата, использованию прибыли, и ее эффективность;

· процедуры текущего контроля за правильностью формирования финансового результата;

· определение круга лиц, имеющих право принимать решения, влияющие на финансовый результат, использование прибыли, изучение их должностных обязанностей, в том числе с точки зрения возможности злоупотреблений,

Тесты операций остатков на счетах учета финансовых результатов по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого лица в финансовой отчетности охватывают следующие моменты.

1. Существование и возникновение:

· отражены факты доходов по обычным видам деятельности, прочим операциям, реально имевшие место в отчетном периоде;

· все записи в бухгалтерских регистрах отражены на основании оправдательных документов, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ;

· в финансовой отчетности отражены условные факты хозяйственной деятельности, события, наступившие после отчетной даты;

· операции по формированию финансового результата имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности аудируемого лица.

2. Права и обязанности:

· все доходы и расходы, формирующие финансовый результат, отвечают условиям договорных отношений, обычаев делового оборота (по расходам);

· имеются лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ;

· реализуемая продукция, активы принадлежат организации на законных основаниях;

· использование прибыли санкционировано собственником;

· операции по реализации продукции, активов санкционированы уполномоченным лицом;

· прибыль используется только в целях, утвержденных собственником;

· аудируемое лицо имеет право на взыскание сумм дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности, отраженной в финансовой отчетности.

3. Стоимостная оценка:

· при определении финансового результата по обычным видам деятельности доходы и расходы определены в правильной оценке;

· применялась правильная оценка доходов и расходов по прочим операциям;

· правильно выполнена оценка событий после отчетной даты, условных фактов хозяйственной деятельности, оценочных значений;

· в финансовой отчетности в правильной оценке представлены отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, постоянные налоговые обязательства, сумма налога на прибыль;

· правильно определена сумма отчислений в резервный капитал.

4. Полнота:

· все доходы, а также расходы на реализованную продукцию (работы, услуги), прочие операции учтены в полном объеме;

· в учете отражены все операции по использованию прибыли;

· соблюдается тождественность данных аналитического и синтетического учетов, Главной книги, финансовой отчетности.

5. Точное измерение:

· правильно выполнены арифметические расчеты при формировании финансового результата, использовании прибыли, а также постоянных, временных разниц;

· доходы и расходы отражены в соответствующем периоде в точных суммах.

6. Представление и раскрытие:

· доходы и расходы, связанные с реализацией продукции, прочих активов, правильно классифицированы;

· в бухгалтерском балансе, при расхождениях в признании доходов и расходов в бухгалтерском учете и налогообложении, в составе внеоборотных активов отражены отложенные налоговые активы, долгосрочных обязательств - отложенные налоговые обязательства;

· раскрыта информация об условных фактах хозяйственной деятельности, событиях после отчетной даты;

· представлена информация об использовании прибыли.

План и программа должны быть оформлены документально. В ходе аудита в них могут вноситься изменения.







Сейчас читают про: