double arrow

Скульптура. Здание Парламента в Будапеште (7а) было построено архитектором И. Штейндлем. Заостренная форма купола, башенки и пинакли, стрельчатые арки, контрфорсы придают


Здание Парламента в Будапеште (7а) было построено архитектором И. Штейндлем. Заостренная форма купола, башенки и пинакли, стрельчатые арки, контрфорсы придают этому вполне современному зданию «средневековый», «готический» характер. Рейхстаг в Берлине (7б) был создан по проекту архитектора Пауля-Валло. Вся декорировка сооружения выполнена в «ренессансно-барочном» стиле.Одновременно с Рейхстагом на площади Лустгартен архитектором Юлиусом Рашдорфом был возведен главный Берлинский собор (7в), также решенный в формах барочной архитектуры.

Все эти здания обладают вполне современными планами, в них применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.

Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье. Построенное им здание парижского театра Гранд-Опера (8), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).




Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер, известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм Музей истории искусств в Вене (9) – Музей истории искусств расположен на площади Марии Терезы в Вене строго напротив Естественно-исторического музея. Оба здания были заказаны императором Австро-Венгрии Францем Иосифом для хранения и экспонирования художественной коллекции Габсбургов. Оба музея построены по проекту архитекторов Готфрида Земпера и Карла Эрхарда фон Хазенауера и имеют одинаковый внешний облик. Прямоугольная в плане постройка увенчана куполом высотой 60 метров.

Всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа —Дворцовый театр в Дрездене (10).

Еще одна его постройка- Ратуша в Вене (11), посторенная в стиле неоготики.

Помимо названных выше крупных зданий 19 века, оформленных «в разных стилях», можно выделить ряд современных им сооружений, в которых давалось иное, принципиально новое архитектурное решение.

Эйфелева башня (12) — символ Парижа. Она царит над центром города, бесчисленные сувениры воспроизводят ее силуэт, толпы туристов стремятся подняться на нее. Мало кто помнит скандал, сопровождавший рождение башни. Эйфелева башня, по высоте вдвое превышающая пирамиду Хеопса, была построена в 1889 г. как парадный вход на Всемирную выставку, проводившуюся в Париже. Очередная выставка должна была превзойти по масштабу все предыдущие и разместиться в нескольких павильонах. Следовательно, входная башня становилась композиционным и смысловым центром всего архитектурного ансамбля. Кроме того, Франция стремилась эффектно продемонстрировать свои технические достижения, заявить о себе как о ведущей промышленной державе. Автор проекта башни Александр Гюстав Эйфель в 70—80-е гг. занимался строительством большепролетных мостов. Самый смелый из осуществленных проектов Эйфеля — полукилометровый мост Гараби через реку Труэр (13) в Центральной Франции. Все его детали были выполнены из решетчатых металлических конструкций. Получив заказ на возведение башни, Эйфель остроумно использовал найденное ранее решение. Он выбрал для трехсотметровой башни форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчету сооружение обрело высокую степень прочности. Подъемники, во время строительства доставлявшие наверх детали, превратились в пассажирские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и на ансамбль выставочных зданий, и на город. Художественная общественность, возмущенная тем, что в сердце Парижа установлена «эта никому не нужная и чудовищная Эйфелева башня», требовала снести сооружение. Однако за столетие, прошедшее со времени строительства башни, споры утихли. Выполнив роль великолепной рекламы технических и художественных возможностей нового строительного материала — металла, она стала достопримечательностью французской столицы.





К Всемирной выставке 1851 года в Лондоне Джозефом Пэкстоном менее чем за 4 месяца был построен колоссальных размеров Хрустальный дворец (14). Площадь его составляла почти 72 тысячи квадратных метров, что примерно в 12 раз превышает размеры собора св. Петра в Риме. Каркас этого сооружения, состоящий из чугунных стандартных секций и деревянных арок, был почти полностью покрыт стеклом. Внутри Хрустального дворца находились театр, концертный зал и выставки. Смелая идея Пэкстона, садовника по профессии, одержала верх над 233 проектами архитекторов различных стран, представленными на специально организованный конкурс. Реализация замысла Пэкстона имела большое значение для дальнейшего прогресса архитектуры. Хрустальный дворец был, по существу, первым примером применения в строительстве в больших масштабах сборной конструкции. Последняя совершенно не была замаскирована, а служила так же, как и огромные поверхности стекла, основным средством эстетического воздействия.

В 1852 году архитектор Льюис Кьюбитт строит лондонский вокзал Кинге Кросс (15,16) с двумя гигантскими цилиндрическими остекленными сводами, каркас которых составляют изогнутые металлические балки. Вся сила выразительности заключена здесь в этих сводах, легких и ажурных, охватывающих собой огромное пространство.

И все же, несмотря на очевидные успехи строительной техники и на появление ряда прогрессивных сооружений, эклектический метод пользовался большим распространением, и основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектруных формах.

На протяжении полувека европейские архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Земпер говорил, что зодчий должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них частицу своего творческого «я». Эти представления легли в основу стиля модерн, черты которого проявились уже в конце XIX в.

Подъем реализма во французской пластике происходит позднее, чем в живописи . Скульптура в гораздо большей степени, чем живопись, находилась во власти академизма. На этом безрадостном фоне выделялись произведения Карпо и Далу.

ЖАН-БАТИСТ КАРПО. Жан-Батист Карпо (1827—1875) был учеником Рюда. «Уголино» (17). Образы Уголино и его сыновей, брошенных врагами в башню голода (тема заимствована из Дантова «Ада»), трактованы Карпо с подлинной жизненной правдивостью. Их лица искажены страданием, а тела пронизаны то внешней динамикой, то сдержанным напряжением, то предсмертной расслабленностью. Все это, а также живая, темпераментная трактовка формы не могло не вызвать отрицательной реакции в академических кругах Парижа. Двери Академии оказались навсегда закрытыми для Карпо. К лучшим работам скульптора относятся монументально-декоративные композиции: горельефы «Флора» (18), «Танец» (19), фонтанная группа «Четыре части света» (20). Декоративные скульптуры Карпо разительно отличались от произведений академистов. Смелость композиции, жизнерадостность и динамичность образов, чувство ритма сочетаются в них с изяществом, гибкостью форм, живописной лепкой объемов. Такова лукаво улыбающаяся Флора и окружающие ее пухлые младенцы, таковы увлеченные стремительным танцем фигуры, украшающие фасад Парижской оперы.

ЖЮЛЬ ДАЛУ (1838—1902) по складу своего дарования ближе Курбе или Милле. В его творчестве также утверждается современная тема, а его героями являются люди труда: землекоп, сеятель, литейщик. Далу одним из первых показал в скульптуре красоту работающего человека, увидел пластическую выразительность тела человека, занятого физическим трудом.

Творческий и жизненный путь Далу был нелегок. Он начал выставляться в 1860-е годы; причем уже его ранние работы выделялись среди произведений академистов реалистической трактовкой образа - «Бретонка» (21), «Купальщица» (22).

В 1871 году скульптор решительно встал на сторону Коммуны, был избран хранителем луврских коллекций. Приговоренный к пожизненной каторге после поражения Коммуны, Далу бежал в Англию. Там он работал над небольшими статуэтками крестьян, а также своих родных, насыщая их образы глубокой поэтичностью. По возвращении во Францию Далу более 20 лет трудился над осуществлением памятника «Триумф республики» (23) на площади Наций в Париже. Эта колоссальная группа увенчана аллегорической фигурой республики, стоящей в торжественной позе. Постаментом для нее служит колесница, вокруг которой Далу расположил ряд фигур. Особенно выделяется мощно моделированная фигура кузнеца. Несмотря на грандиозность замысла, в памятнике отчетливо проявляются черты эклектики, внешней эффектности.

Новую страницу в истории европейской скульптуры открыл Огюст Роден (1840—1917) — французский скульптор и график, один из самых знаменитых ваятелей Франции, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций — от ясной гармонии «Поэт и муза» (24) и мягкого лиризма «Ева» (25), «Ромео и Джульетта» (26)до отчаяния и мрачной сосредоточенности - «Блудный сын» (27). Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, что позволяет мастеру создавать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи - «Вечная весна» (28), «Данаида» (29) . Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм и придавал особое значение их фактурной осязаемости - «Мыслитель» (30). Наиболее значительное произведение Родена, над которым он работал тридцать семь лет, но так и не успел закончить, — так называемые «Врата ада» (31). Рельефы врат, символически воплощающие мир человеческих страстей, навеяны «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Вийона, Бодлера, Верлена и др. Целый ряд скульптур и скульптурных групп, предназначенных для включения в общую композицию врат, стали самостоятельными произведениями - «Поцелуй» (32).

Отношение современников к творчеству Родена было неоднозначным. Произведения великого мастера казались настолько необычными, что заказчики зачастую отказывались от них. Одним из самых выразительных произведений стал памятник «Граждане города Кале» (33). Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединённых одной судьбой.







Сейчас читают про: