double arrow

Антонимы

Антонимы (от греч. префикса anti- со значением противоположности + onyma – имя) – пары слов, имеющие противоположное значение и выражающие соотносимые понятия: слепой – зрячий, много – мало, благодаря – вопреки, максимум – минимум. Имеющиеся в языке лексико-семантические отношения между антонимами определяют термином антонимия. Понятно, что большинство слов не имеют антонимических пар, так как их лексические значения не передают качественную, количественную и т.д. оценку, а если она и есть, то не предполагает противопоставления, но в художественной литературе достаточно часто используются контекстуальные (речевые) антонимы, которые вступают в антонимическую (точнее, квазиантонимическую) связь лишь в данном конкретном случае: Душой дитя – судьбой монах. (М. Лермонтов); Пора, отбросив фиговые листики, понять, где правда, а где истина. (В. Вишневский). В последнем примере языковые синонимы выступают в роли речевых антонимов.

Если в антонимической паре оба слова имеют один и тот же корень (сердечность – бессердечие), то перед нами однокоренные антонимы, если нет (быстрый – медленный), то разнокоренные. Выделяют градуальные и неградуальные антонимы. В первом случае имеются слова, обозначающие промежуточные между крайними членами ряда понятия (молодость – зрелость – старость, лето – осень – зима), а во втором нет (истинный – ложный, включить – выключить).

Как известно, большинство слов многозначны (полисемантичны), поэтому, в зависимости от значения (своего или антонима), слово может включаться в разные пары. Так, например, лексема ясный в Словаре антонимов русского языка М.Р. Львова входит в антонимические пары со словами непонятный, неясный, пасмурный, тёмный, туманный. Явление, когда в слове поляризуются значения и между ними развивается антонимия, называется внутрисловной антонимией, или энантиосемией (от греч. enantios – противолежащий, противоположный + sema – знак): блаженный (счастливый и юродивый), лихой (наездник и человек), просмотреть (книгу и ошибку), пропустить (ошибку и рюмку).

На антонимии, в том числе и речевой, основана такая стилистическая фигура как антитеза. Антитеза (греч. antithesis – противоположение) путём резкого противопоставления понятий, образов, признаков служит для усиления выразительности речи: Подальше положишь, поближе возьмёшь (посл.); Познай, где свет, – поймёшь, где тьма (А. Блок); Клянусь твоим последним взглядом, твоею первою слезой… (М. Лермонтов). Краткая, основанная на сочетании двух понятий логически исключающих друг друга, а потому парадоксально звучащая антитеза называется о ксюморон, или оксиморон (греч. oxymoron – букв. остроумно-глупое): убогая роскошь (Н. Некрасов); "Широко закрытые глаза" (название фильма С. Кубрика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: