III Всероссийский съезд Советов. Значительных общественных выступлений в ответ на роспуск Учредительного собрания не последовало. Это позволяло большевикам в относительно спокойной обстановке продолжать строительство новой системы государственности – диктатуры пролетариата. В такой обстановке 10 января в Петрограде открылся III Всероссийский съезд Советов, сыгравший важную роль в становлении советской государственности. Большевики стремились придать ему характер подлинно народного парламента, противопоставляя только что закрытому Учредительному собранию. Съезд справился со своей ролью, безоговорочно приняв все вынесенные на голосование большевистские резолюции.
Во-первых, было принято решение о слиянии Советов рабочих и солдатскихдепутатов с Советами крестьянских депутатов, образовалась единая система управления. Во-вторых, избран новый ВЦИК с абсолютным преобладанием большевиков. Наконец, съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» — конституционный акт, объявлявший Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утвердили и резолюцию «О федеральных учреждениях Российской Республики», провозгласившую строительство государства на федеративных началах. ВЦИК было поручено подготовить к следующему съезду проект «основных положений конституции Российской федеративной республики».
Формирование высших органов советской власти. Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Между съездами его функции выполнял избранный съездом Всероссийский центральный исполнительный комитет. Высшим органом исполнительной власти, направлявшим деятельность наркоматов, стал Совет народных комиссаров. Совнарком не только осуществлял исполнительно-распорядительные функции; он сам принимал и документы законодательного характера, которые потом должны были утверждаться ВЦИК. В результате на практике СНК издавал больше законов, чем ВЦИК. Такая практика была в итоге закреплена резолюцией Центрального исполнительного комитета, позволявшей Совнаркому самостоятельно принимать законопроекты дабы «не затормозить или не поставить под угрозу быстрое принятие срочного декрета». ВЦИК практически не контролировал деятельность советского правительства: процедура утверждения состава Совнаркома и его отчетов носила формальный характер. Все это существенным образом сказывалось на росте значения исполнительной власти. Под руководством СНК создавался центральный аппарат управления государства – наркоматы, они, в свою очередь, руководили созданием местных органов управления.
Организация наркоматов началась еще осенью 1917 г. Одной из неотложных задач новой власти стала организация обороны республики. Строительством новой армии призван был заниматься Комиссариат по военным делам. Непопулярность войны, развал старой армии, с одной стороны, и необходимость противостоять «контрреволюционным» силам — с другой, предопределили поиск нестандартных подходов. В армии была проведена глубокая демократизация: отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров, солдатские комитеты контролировали штабы и другиевоенные учреждения. Одновременно началась планомерная демобилизация старой армии. 15 января 1918 г. Ленин подписал Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии» (РККА), согласно которому первоначально вооруженные силы строились на добровольческих началах. 29 января член Наркомвоена Н.В. Крыленко подписал приказ о расформировании действующей армии – в соответствии с заявлением Л.Д. Троцкого на переговорах в Брест-Литовске, что советское правительство распускает вооруженные силы.
Руководство социальной сферой осуществляли наркоматы труда, государственного призрения. В числе первых были созданы наркоматы просвещения, земледелия и по делам национальностей. Всего было создано 13 наркоматов. В первые месяцы работа преобразованных и вновь созданных государственных структур сопровождалась большими трудностями. Единой структуры наркоматов не было, отсутствие опыта руководства вело к частым перестройкам органов управления.
Важнейшим из центральных ведомств стал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Сохранив правоохранительные функции прежнего министерства, он стал осуществлять и функции административного управления (руководил деятельностью местных Советов). Органами управления на местах стали исполкомы областных, губернских, уездных и областных советов. Они являлись основой для формирования аппарата управления на местах. Исполкомы приняли дела и получили технический аппарат прежних органов местного самоуправления – дум и земств.
Особую роль в становлении советской политической системы сыграли правоохранительный аппарат, армия и чрезвычайные органы. Отсутствие у большевиков каких-либо конкретных схем организации государства «диктатуры пролетариата» и ограниченность имевшихся на этот счет представлений вынуждали решать все возникавшие вопросы, руководствуясь обстоятельствами конкретной ситуации. Так было и с проблемами защиты новой власти от внутренних и внешних врагов. Наступление Керенского – Краснова в октябре 1917 г., восстание юнкеров в Москве, саботаж чиновников привели к скорой организации специальных органов по борьбе с «врагами революции». Первым из них стал Петроградский ВРК, который после своего упразднения (в начале декабря 1917 г.) передал свои обязанности созданной при СНК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Ее председатель, Феликс Эдмундович Дзержинский, вошел в состав Совнаркома, что подчеркивало значение комиссии. Борьба с контрреволюцией предусматривала следующие меры наказаний: конфискация, выдворение, лишение карточек, «опубликование списков врагов народа». О применении террора первоначально речь не заходила. В дальнейшем взятие заложников, массовые расстрелы начинают практиковаться как ответ на террор в отношении большевистских лидеров.
Реформированию подверглась и судебная система. В соответствии с Декретом о суде от 22. 11. 1917 г. вместо упраздненных прежних органов юстиции вводились выборные народные суды, а для рассмотрения особо опасных преступлений - революционные трибуналы. Их контролировал Наркомат юстиции. Новые суды должны были основываться на принципах «революционной законности», которая на деле трактовалась произвольно. Фактически суды стали подотчетны местным исполкомам, то есть суды стали зависеть от исполнительной власти. Для поддержания правопорядка на подведомственных территориях исполкомы Советов формировали свою милицию.
Руководство хозяйственно-экономической жизнью республики возлагалось на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Его главной задачей была организация рабочего управления на национализированных предприятиях. Однако, кроме того, ВСНХ должен был координировать деятельность всех хозяйственных наркоматов - финансов, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, путей сообщения.
Приход к власти большевиков вызвал неприятие большей части чиновничества. Только в Петрограде около 50 тыс. служащих государственныхи коммерческих структур прекратили выполнять свои обязанности. Сломить «саботаж» удалось в основном к весне 1918 г. Нехватку служащих компенсировали направлением в советские учреждения рабочих крупных питерских предприятий. В некоторых случаях за их счет комплектовалось до 75% штатов. Большевики поощряли этот процесс, полагая, что самоуправление трудящихся способно заменить погрязший в бюрократизме чиновничий аппарат. Верность революционным идеалам новых советских служащих часто неоправданно противопоставлялась профессионализму старых «буржуазных» специалистов, что имело негативные последствия для управления.
Таким образом, к концу января 1918 г. в столицах и центральных районах страны вопрос о власти был решен в пользу Советов. Однако в это время высшие органы Советской власти уже формировались при решающем участии и доминировании представителей большевиков. После закрытия Учредительного собрания Ленин прямо заявил, что «власть принадлежит нашей партии, опирающейся на доверие широких народных масс». При этом вождь большевиков считал, что «роспуск Учредилки правительством Советов означает ликвидацию идеи демократии в пользу диктатуры». Такая постановка вопроса делала неизбежными острые столкновения между большевиками и их политическими противниками, которые были ослаблены и рассеяны, но не прекратили борьбу за свой путь революции в России.