double arrow

Прямые и косвенные налоги в составе цены

В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.

Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:

1. налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;

2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;

3. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;

4. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.

В состав цены входят следующие виды налогов:

1. социальные налоги;

2. налог на добавленную стоимость;

3. акциз;

4. налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).

Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.

Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.


Тема 8. Виды цен и их классификация. Внешние (мировые) цены

Цена - это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство конкретного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в этом товаре (соотношение спроса и предложения), а также стоимости самих денег. Цена - это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия.

Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (Цена производителя, оптовая цена, розничная цена). Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги. Таким образом, цена товара, которую определяет предприятие-изготовитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию.

Оптовые и розничные торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством.

Однако в торговле используют множество различных цен, что обусловлено особенностями организации актов купли-продажи. Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике за счет влияния многих факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков, или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока - оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако это не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и другие составные части рыночной экономики.

Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.

1. По сферам товарного обслуживания выделяют:

· оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

· розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

· закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

· цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.

2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:

· цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;

· цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

3. По формам продаж выделяют:

· контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;

· биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;

· цены ярмарок и выставок (часто льготные);

· аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

· с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);

· вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

· с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).

4. По стадиям продажи выделяют:

· цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

· цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

· цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

5. По степени регулирования выделяют:

· жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

· регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;

· свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.

6. По степени устойчивости во времени выделяют:

· твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;

· подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

· скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;

· цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).

Внешние (мировые) цены - это цены, складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте. К внешним ценам относятся:

базисная цена, используемая для определенного сорта или качества товара. Она может служить исходной величиной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем;

фактурная цена (цена купли-продажи), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте (их снабжают одним из следующих указаний: (СИФ, ФОБ, ФОР, франко и др.)

· СИФ (стоимость, фрахт, страховка). Продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки и таможенные расходы, страховку груза до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна;

· ФОБ (свободен на борту). Означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз;

· ФОР (свободен на рельсах). Продавец за свой счет должен доставить на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель;

· франко (свободные продажи). Продавец должен доставить товар в определенное место. Он несет все расходы по перевозке и страховке груза до места назначения, указываемого в цене (франко-завод поставщика, франко-станция отправления, франко-потребитель и т.п.);

удельные цены - цены, отнесенные к ценам единицы мощности, производительности или иного параметра, важного для данного товара.

Внутренние цены - это цены, складывающиеся на национальном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: