double arrow

Образование СССР. Большое значение для такой многонациональной страны как Россия имела национальная политика правительства


Большое значение для такой многонациональной страны как Россия имела национальная политика правительства.

После прихода к власти большевиков 2 ноября 1917 г. СНК принял «Декларацию прав народов России», которая определяла национальную политику Советской власти. В Декларации провозглашались равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств.

Это привело к распаду Российского государства. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. – Польши, в декабре – Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. – Белоруссии. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада в июне 1919 г. возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики. Многие из них тут же выдвинули к России территориальные претензии. В ходе гражданской войны на развалинах империи возникло уже 15 новых государств.

В некоторых из них у власти сумели удержаться большевики. Это были РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Формально эти государства были независимыми, однако национальные коммунистические партии подчинялись ЦК РКП (б). Поэтому сближение республик опиралось на сходство политических систем и на партийное единство.

С другой стороны предпосылками для объединения были прочные хозяйственные связи между этими республиками. Промышленные районы России снабжали всю страну машинами, металлоизделиями, текстилем. Украина давала более 70 % общей добычи угля, 67 % выплавки чугуна, около 60 % железа и стали, до 80 – 85 % производства сахара. Закавказье снабжало страну нефтью, цветными металлами, табаком, шелком, шерстью, коврами, фруктами.

Украина, Белоруссия и Закавказские республики в свою очередь были заинтересованы в союзе с Россией, так как Западные страны не признавали их права на проведение суверенной внешней политики.

Временный союз между этими республиками сложился в годы гражданской войны, когда между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое командование. Полномочный орган РСФСР, ведавшей определенной областью экономики и финансов назначал своего представителя в СНК Украины и Белоруссии, который осуществлял координацию действий и общую политику по отдельным вопросам.




В 1921 г. такие же договоры были подписаны с Грузией и Арменией. В период с 1921 по 1922 гг. были ликвидированы границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. В 1922 г. был заключен дипломатический союз, по которому Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Украина и Дальневосточная республика передавали России право заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами.

Летом 1922 г. процесс объединения республик вступил в завершающую фазу. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

В течение 1922 г. руководство страны обсуждало этот вопрос, так как среди большевистских вождей не было единого мнения о будущем этого союза. Многие коммунисты понимали этот союз лишь как временное объединение в преддверии мировой революции, которая сотрет все национальные различия и приведет к возникновению всемирного государства – Мировой республики Советов. Поэтому не имеет большого значения, на каких условиях войдут республики в объединение, ведь это будет временный, недолговечный союз.

Возглавил комиссию Нарком по делам национальностей И.В. Сталин, который предложил провести объединение по так называемому «плану автономизации». Согласно этому плану все республики вступали в состав РСФСР как автономные образования без права выхода. Сталин утверждал, что этот путь позволит создать единый хозяйственный организм с руководящим центром в Москве.



Против этой идеи резко выступили руководители грузинской компартии, которые были не согласны с таким пониманием союза, которое должно было привести к полной утрате самостоятельности.

В.И. Ленин подверг резкой критике план И.В. Сталина, считая, что «автономизация» неизбежно обострила бы отношения Москвы с населением окраинных республик. Он предложил иную форму для образования единого государства - добровольный союз равноправных федеративных республик.

Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик лег в основу нового проекта комиссии, Этот проект приняли все национальные партии и он был утвержден Пленумом ЦК РКП (б) 6 октября 1922.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и решение о разработке общесоюзной Конституции. Выступавшие на съезде подчеркивали, что СССР – зародыш Мировой Республики Советов, а не преемник Российской империи.

Первоначально в СССР вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская федерация (Грузия, Армения, Азербайджан). В 1924 г. были образованы Узбекская и Туркменская ССР.

В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР, которая формально узаконила федеративное устройство и право свободного отделения и вхождения в состав Союза; Она состояла из двух разделов — Декларации об образовании СССР, и Договора об образовании СССР.

Декларация содержала изложение политических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как “в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны”, “в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов”, которое станет «первым шагом на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

В Договоре закреплялась новая система управления и взаимодействия республик между собой и с центральной властью.

Высшим органом власти СССР становился Съезд Советов СССР, созываемый раз в два года. В перерывах между съездами полномочия передавались Центральному Исполнительному Комитету (ЦИК СССР), который состоял из двух палат: Союзного Совета (примерно 400 человек, представляющих союзные республики пропорционально населению) и Совета Национальностей (в который входило по 5 делегатов от республик и автономных областей и 1 от автономных округов). Собираясь три раза в год, ЦИК делегировал свои полномочия двум постоянно действующим органам (которые и были реальными высшими органами власти) – Президиуму ЦИК и Совету народных комиссаров (СНК СССР), в который входили председатель и 10 наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями промышленности, пять из них были общесоюзными (иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов и морских дел) и пять объединенными (т.е. существовавшими одновременно на союзном и республиканских уровнях) – ВСНХ, продовольствия, финансов, труда и РКА.

Несмотря на заявление о том, что каждая республика является суверенным (независимым) образованием, Конституция поощряла вмешательство центральной власти в дела республик. Решения исходили из центра, он же контролировал местные власти, поэтому Советский Союз с самого момента своего образования приобрел характер унитарного (единого государства, управляемого из центра).

Формально закрепляя федеративную основу СССР, на практике коммунистическое руководство пыталось найти компромисс между планами всеобщего объединения и национальными традициями. Был взят курс на «сближение наций и народностей» , который фактически предусматривал уничтожение местных культурных традиций, единообразие условий жизни и социальных структур. Центральные власти начали активно бороться с пережитками феодального и первобытнообщинного строя, которые существовали у неславянских народов СССР. Предполагалось, что таким образом будет достигнута интернационализация различных сторон жизни советского общества. Однако этого не произошло и вызвало обратную реакцию – подъем национального самосознания коренных народов, которые стремились укрепить свой суверенитет. Это входило в противоречие с программной установкой коммунистической партии на создание Мировую Социалистической Советской Республики, где не будет никаких национальных различий между народами.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: