Цена, виды цен

Ценообразование и тарифы на продукцию транспорта.

Лекция 8

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшении качества продукции, внедрение новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.

В зависимости от сфер торговли:

1. Оптовая (отпускная) цена предприятия - это цена по которой продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия;

2. Оптовая цена промышленности (торговли)- это цена, которая включает в себя, помимо с-ти товара и прибыли пр-я, снабженческо-сбытовую скидку. Снабженческо-сбытовая скидка- это цена на услугу по снабжению и сбыту и заключает в себе издержки и прибыль организаций сбытовой торговли.

3. Розничная цена- это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю и отличается от предыдущей на величину торговой скидки. Торговая скидка-это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю.


По степени регулируемости:

1. Свободные- складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния;

2. Регулируемые- также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены.

На пассажирском автотранспорте действуют государственные регулируемые тарифы, а на грузовом- свободные.

По характеру обслуживаемого оборота:

n оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

n закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам для дальнейшей переработки;

n цены на строительную продукцию;

n розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

n цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

n тарифы на платные услуги населению;

n тарифы грузового и пассажирского транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: