В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Согласно Концепции ценообразования в Республике Беларусь, государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:
• фиксированных цен;
• предельных максимальных уровней цен;
• предельных минимальных (защитных) цен;
• предельных уровней рентабельности на отдельные группы,
виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
• фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок в
оптовом и розничном звеньях;
• определенных правил или условий определения и применения цен;
|
|
• декларирования цен.
Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электрическую энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
• не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
• способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
• обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
• достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Цель регулирования — обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).
|
|
Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.
Существуют следующие типы регулируемых цен:
фиксированная цена - это регулируемая цена, устанавливаемая органами ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Например, среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водку белую; предельная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.
Предельные цены определяются и контролируются различными исполнительными органами и министерствами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 487 от 5 ноября 2003 г. К Указу приложен перечень этих министерств с указанием товарных позиций, по которым они регулируют цены.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет Президент Республики Беларусь.
Реализация государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.
Совету Министров Республики Беларусь дано право регулировать цены:
• на коммунальные услуги, оказываемые населению (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, пользование лифтами, вывоз мусора); плату за пользование и техническое обслуживание жилых помещений;
• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд; работы по известкованию кислых почв;
На Министерство экономики Республики Беларусь как один из главных экономических органов государственного управления возложено:
- формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация;
- определение форм и способов государственного ценового регулирования, а также порядка их декларирования, осуществление методического руководства ценообразованием, что
обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;
- координация деятельности других государственных органов управления по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;
- регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) способами, предусмотренными законодательством;
- принятие обязательных для субъектов ценообразования решений о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством.
|
|
Другие республиканские органы государственного управления Республики Беларусь осуществляют регулирование цен и тарифов в соответствующих отраслях экономики в соответствии с законодательством.
Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования, а также осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в пределах административно-территориальных единиц.