Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК

Функции цены

Понятие и экономическая природа цены

Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК

Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством, при котором экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

Выделяют следующие СЭК:

- финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением;

- кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;

- заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса;

- себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство;

- прибыль - экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство;

- цена.

Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.


2. Понятие и экономическая природа цены

Цена – это

- экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок;

- денежное выражение стоимости;

- сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер);

- не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;

- комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т. е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.

Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

По классической схеме возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.

Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:

- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
- ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.

При формирований цены существует:

- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:

- цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);

- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: