Цена и стратегические цели предприятия. Ценообразование — достаточно сложный процесс, ввиду того что цена - многофакторное явление. Она может колебаться в определенных границах. Минимальный уровень цены определяется издержками на производство и реализацию продукции.
Конкретную цену товара устанавливают в зависимости от целей компании. Важнейшие цели, которые могут преследоваться в процессе ценообразования,— прибыль, завоевание или сохранение рынка, обеспечение единообразия ценовой политики, влияние на покупательскую активность, соответствие законодательным требованиям. Некоторых целей достигают противоположными путями. Так, повышение прибыли обеспечивается более высокой ценой единицы товара, но масса прибыли возрастет и при увеличении объема продаж, стимулированном снижением цены.
Цели компании и соответствующая ценовая стратегия помимо всего прочего определяются этапом жизненного цикла товара. Существуют особенности ценообразования на каждом этапе. Так, фирма, выпускающая на рынок новый продукт, использует несколько основных видов цен для успешного продвижения его на рынок:
—цена, позволяющая «снять сливки» (skim price), — высокая цена, устанавливаемая с начата продвижения на рынок нового или усовершенствованного продукта в расчете на потребителей, готовых купить продукт по такой цене;
—цена внедрения продукта на рынок (penetration price) — она значительно ниже той, что установилась на аналогичные товары на рынке;
—«психологическая» цена (psychological price) — устанавливается чуть ниже какой-нибудь круглой суммы, и по чисто психологическим причинам она кажется покупателю более низкой;
—цена лидера на рынке или в отрасли (follow price) — устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке — обычно ведущей фирмой отрасли;
—цена, возмещающая издержки производства (cost-plus price),— определяется с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли;
—престижная цена (prestige price) — для изделий очень высокого качества, обладающих какими-то особыми, непревзойденным и свойствами.
Руководство предприятия должно решить, какому из этих видов цен на новые продукты и соответствующих им подходов к ценообразованию отдать предпочтение. Выбор зависит от многих факторов, среди которых можно отметить долю рынка сбыта, контролируемую данным предприятием, скорость внедрения на рынок нового изделия, период окупаемости капитальных вложении, жесткость конкуренции на рынке и т.п.
Методы ценообразования. Процесс ценообразования можно представить как совокупность последовательных этапов:
—постановка задачи;
—определение спроса;
—оценка издержек;
—сравнительный анализ цен и товаров конкурентов;
—выбор метода ценообразования;
—установление окончательной цены.
Методы ценообразования многочисленны. Самый простой из них — «средние издержки + прибыль» — состоит в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Метод обеспечения целевой прибыли заключается в назначении цены исходя из желаемой прибыли. Установление цены на основе «ощущаемой ценности товара» означает признание в качестве главного фактора восприятия и оценки товара покупателем. Устанавливая цену на уровне существующих на аналогичные товары, фирма ориентируется на конкурентов. На выбор метода ценообразования влияют следующие факторы:
—рыночная конъюнктура;
—характер реализуемой продукции (степень новизны, уровень патентной защиты и др.);
—положение фирмы в отрасли (финансовое состояние, связи с другими производителями и т.д.).
Цена, помимо издержек производства, включает издержки обращения, в частности расходы на транспортировку продукции до покупателя. Поэтому географический фактор также играет свою роль в ценообразовании. Существуют определенные приемы учета транспортных расходов в цене.
При установлении цены ФОБ в месте происхождения продукции товар передают покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. Заказчик оплачивает расходы по транспортировке до места назначения.
Метод установления единой цены с включением расходов по доставке предполагает установление общей цены с одинаковой суммой транспортных расходов, которую рассчитывают как среднюю стоимость всех перевозок.
При выборе зональных цен выделяют несколько географических зон и устанавливают единую цену для каждой зоны.
Определение цен на основе базисного пункта предполагает выбор того или иного города в качестве базисного и учет в цене стоимости доставки до этого пункта. Некоторые фирмы выбирают в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются на основе затрат на перевозку до ближайшего к клиенту базисного города.
Фирмы осуществляют политику пли стандартных, или меняющихся цен.
Стандартные цены остаются неизменными в течение длительного времени. Производитель, у которого возросли издержки, предпочтет (скорее уменьшить количество продукции в упаковке, нежели повысить цену. Подобные действия обосновываются тем, что потребители воспримут их более лояльно.
При проведении политики меняющихся цен последние реагируют на изменения в издержках, спросе, ценах конкурентов. Примером меняющихся цен служат цены на сезонные товары.
Практикуются единые и гибкие цены. Политика единых цен предполагает, что все покупатели могут приобрести товар по одинаковой цене. Гибкие цены устанавливаются как результат соглашения между продавцом и покупателем в каждом конкретном случае и зависят от умения сторон торговаться.
Учитывая стимулирующую роль цены, компании широко используют систему ценовых скидок (например, за количество закупаемого товара, за платежи наличными, в виде зачетов, когда цена нового товара уменьшается при условии сдачи старого, и т.п.).
Вопросами ценообразования в крупных фирмах занимаются, как правило, управляющие отделений и управляющие товарным ассортиментом. Политика цен контролируется высшим руководством. В небольшие фирмах цены часто устанавливает само высшее руководство. На ценообразование оказывают влияние управляющие службой сбыта, финансов, бухгалтеры и заведующие производством.
Ценообразование в международном бизнесе отражает специфические особенности международной экономической среды по сравнению с национальной, в частности — большее число участвующих во внешнеэкономических операциях партнеров из различных стран; разнообразие национальных хозяйственных структур; различные и нередко меняющиеся торгово-политические режимы отдельных стран и их международных группировок.
Основу международного бизнеса составляет международная сделка, т.е. соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, на поставку установленного количества товарных единиц или оказание услуг. Сделка не считается международной, если она заключена между двумя сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одною государства. В то же время она признаётся международной, если заключена между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территориях разных государств.
Это позволяет выделить наиболее важные особенности, присущие ценообразованию в международном бизнесе.
Во-первых, особенность регулирования цен в международной среде. Международные сделки главным образом совершаются на уровне оптового оборота. В международной среде цены (их уровни, динамика и т.п.) испытывают регулирующее влияние главным образом со стороны крупных монополистических компаний, в основном транснациональных (ТНК), а также фирм и стран, как правило, объединенных в международные товарные соглашения картельного типа (например, ОПЭК).
Другой особенностью международной сферы ценообразования является влияние на цены международного разделения труда в производстве и сбыте того или иного товара. Еще одной особенностью ценообразования в международном бизнесе является наличие многовалютной среды, а значит, и большее значение валютного фактора при формировании цен.
Чтобы обмен товарами и услугами производился на эквивалентной основе, они должны оцениваться в объективных ценах мирового рынка, или мировых ценах.
В практике международного бизнеса в качестве мировых цен часто принимаются цены важнейших продавцов (экспортеров) и покупателей (импортеров) либо основных центров международной торговли, которые устанавливаются в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром.
В формировании цен в международной среде четко выделяются две большие товарные группы с несколько условными обозначениями: «сырьевые товары» (primary commodities) и «готовые изделия» (manufactured goods). К первой группе относятся энергоносители, минеральное и сельскохозяйственное сырье, а также некоторые виды продовольственных товаров, лесопродукция и сельскохозяйственные удобрения. Во вторую группу входят практически все остальные товары, где преобладают изделия обрабатывающей промышленности, в частности продукция машиностроения. Несколько особое положение занимает группа металлов. Эта продукция сочетает в себе черты как сырьевых товаров, так и промышленной продукции. В международной статистике она учитывается отдельно, но, как правило, рассматривается в качестве сырья для производства товаров более высокой степени обработки.
Цены на первичное сырье имеют отчетливую специфику, которая состоит в следующем:
—сырьевые товары информационно более «открыты» по сравнению с готовыми изделиями. Это связано с тем, что их качественные характеристики и соответствующие им ценовые соотношения более прозрачны для сопоставлений;
—для маневрирования ценами у производителей здесь меньше возможностей, чем в торговле готовыми изделиями, из-за чего меньше используется неценовая конкуренция, отсюда более высокая степень ценовой нестабильности по сравнению с готовыми изделиями;
—сырьевые товары в целом более стандартизированы и более взаимозаменяемы как в выборе заменителей самих товаров, так и в выборе поставщиков, в связи с чем их сбыт не требует заранее обусловленных и часто длительных производственных контактов между поставщиком и производителем, как это бывает, например, при сбыте машин и оборудования.
В международной торговле сырьевыми товарами уже длительное время широко используются товарные биржи. В этом секторе рынка торговля и порядок установления цен, их регистрация (квотирование товара) подчинены строгим правилам, отшлифованным на протяжении многих лет. Это создает устойчивый стандарт в формировании и фиксировании цен и служит прекрасной основой для формирования надежной статистики цен по этой группе товаров, позволяющей широкому Кругу потребителей легко и свободно пользоваться биржевыми котировками как оперативной, надежной и объективно независимой информацией об уровнях и динамике цен.
В настоящее время биржевая торговля сохраняется в основном на тех сырьевых товарных рынках (драгоценные и цветные металлы, зерновые, кофе, какао-бобы, сахар, хлопок, шерсть и др.), где монополии не могут побиться достаточного контроля. Информация о биржевой деятельности дает оперативную картину текущей конъюнктуры, позволяющую судить о тенденциях, влияющих на цены в краткосрочном плане (разница в котировках утренней и вечерней сессии) и на более продолжительный период (разница между котировками на товар с немедленной поставкой и с поставкой через три месяца, а также фактический уровень запасов товара на складах биржи).
Специфика цен другой большой группы товаров — продукции обрабатывающей промышленности — основана на том, что рассчитать уровень средней статистической цены по конкретному товару крайне сложно. Поэтому весь анализ цен и ценообразования по этой группе товаров концентрируется вокруг индексов цен. Это, прежде всего, связано со спецификой самой продукции обрабатывающей промышленности.
К основным ее чертам можно отнести следующие:
—многообразие видов, подвидов, типоразмеров и других показателей продукции обрабатывающей промышленности существенно влияет на цену, в результате чего стоимость конкретного изделия нередко может мало что сказать об уровне цен на данный вид продукции, если у однородных изделий имеются некоторые отличия от базового изделия или они обладают какими-либо дополнительными характеристиками. Отсюда закрытость, непрозрачность ценовой информации по данной группе товаров, что дает производителям широкие возможности для манипулирования ценами и качественными характеристиками товаров, создания условий неценовой конкуренции;
—многие виды машин и оборудования имеют столь сложные и комплексные качественные характеристики, что нередко сравнение общей цены одного изделия с ценой другого этого же типа, но слегка модернизированного можно определить только после проведения тщательного квалиметрического анализа;
—продукция обрабатывающей промышленности, как правило, обладает высокой динамичностью качественных характеристик, что связано с развитием техники и технологии как производства, так и использования того или иного изделия. Этот процесс пошел особенно интенсивно в период электронизации промышленной продукции;
—значительная часть мировой торговли машинами и оборудованием связана с инвестиционными процессами в странах-импортерах, что породило, по сути, двухканальную систему международной торговли машинами и оборудованием. Первый канал — конъюнктурный, связанный с обычными торговыми соглашениями, по которым продаются изделия штучно или партиями. Второй канал — торговля машинами и оборудованием, включенными в систему производственно-инвестиционного кооперирования в рамках инвестиционных потоков. В этом случае:
—у страны-импортера возникает долговременная потребность в закупке запчастей и услуг, связанных с эксплуатацией оборудования;
—импорт машин и оборудования инвестиционного назначения часто сопровождается разносторонней деятельностью по формированию необходимой для инвестиций инфраструктуры, в результате чего расширяются старые и формируются новые товарные рынки в странах-импортерах, что соответствующим образом сказывается на ценах;
—в структуре цен на машины и оборудование, закупаемые по инвестиционным программам, значительно увеличивается доля издержек, связанные с проектированием и установкой оборудования, которых нет в структуре цен оборудования, идущего по конъюнктурному каналу, или они составляют меньшую величину;
—большинство товаров данной группы имеют сравнительно непродолжительный жизненный цикл, который иногда исчисляется годами, иногда месяцами и даже неделями. Последнее относится к продуктам Высоких технологий, где изменения происходят особенно быстро, и практически каждый месяц на рынке появляются новые разновидности товаров;
—сложность многих видов продукции обрабатывающей промышленности приводит к необходимости учета в цене сопутствующих услуг по эксплуатации оборудования, его ремонту и поддержанию в рабочем состоянии. Нередко затраты на послепродажное обслуживание составляют большую часть в издержках по эксплуатации сложной техники и являются существенным фактором ценообразования;
—различные виды оборудования и сложной техники непосредственно привязаны к определенным условиям эксплуатации, и это также формирует зависимость потребителя от поставщика, создавая некую разновидность ситуации монополизма. Низкие цены на приобретенную технику часто оборачиваются высокими затратами на запасные части и послепродажное обслуживание.
В международной статистике для расчетов динамики цен по продукции обрабатывающей промышленности часто используются удельные стоимости; или стоимость товарной единицы (unit value), рассчитываемые по данным таможенной статистики об объеме экспорта или импорта в стоимостном и условно количественном выражении (тоннах, штуках и т.п.). В результате таких статистических манипуляций в группе однородных изделий продукция с различными качественными характеристиками получает одинаковую натуральную оценку, что делает и удельные показатели крайне условными и существенно отличающийся от реальных цен, а это отражается на динамике индексов удельных стоимостей, требуя их регулярной корректировки.
Отмеченные особенности формирования цен на сырье и готовые изделия приводят к тому, что на макроуровне, на уровне межгосударственных отношений возникают проблемы между промышленно развитыми и развивающимися странами, часто резко отличающимися друг от друга характером и содержанием внешней торговли. Преобладание у первых в экспорте готовых изделии, а у вторых - сырья привело к концентрации этой проблемы вокруг динамики соотношения цен на эти две большие группы товаров, что нашло свое отражение в «условиях торговли» (terms of trade) этих стран и получило общепризнанное название «ножницы цен».
В международных операциях используются разные виды цен.
Базисные цены — это, как правило, цены, публикуемые в различных официальных справочниках (справочные цены) и прейскурантах (прейскурантные цены). Они обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему изменению с целью применения скидок или надбавок.
Закупочные цены — вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.
Биржевые цены (или котировки) — цены на товары, устанавливаемые на биржах.
Цены каталогов (проспектов) — разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти цены по своей сути относятся к справочным ценам, близким к ценам производителя, публикуются, однако, нерегулярно, как правило, продавцом (экспортером).
Цены производителей - определяются предприятием — изготовителем продукции на стадии начала производства и в основном ориентируются на затраты по производству и реализации товара. Эти цены обычно не совпадают с рыночными и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.
Цены фактических сделок (контрактов) — цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и являются наиболее важной и достоверной информацией. Для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены обычно малодоступны, поскольку являются коммерческой тайной. По многим товарам потребительского назначения, цены на которые меняются в зависимости от сорта, качества и других показателей, могут быть использованы цены фактической реализации товаров на рынке.
В международной торговой практике применяется несколько способов фиксации цен в контракте. Различают следующие виды цен: твёрдые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией — в зависимости от способов их фиксирования в соответствии с условиями поставки товаров.
Большое значение имеют валютные условия контрактов. Неправильный выбор валют, в которых устанавливаются цены и ведутся расчеты между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Общий принцип определения валюты, в которой отражается цена, таков: хотя интересы экспортера и импортера при формировании валютных условий контрактов противоположны, валютная компонента цены не должна использоваться для наживы одной стороной за счет другой.
Исключение составляют цены внутрифирменного оборота транснациональных корпораций — трансфертные цены. Их суть в корне отличается от обычных рыночных цен товаров, продаваемых как на нацнональных. так и на мировом рынках. Это, во-первых, зависит от характера отношений между отдельными подразделениями той пли иной транснациональной корпорации (степень их автономности и независимости может быть столь высока, что внутрифирменные поставки могут совершенно не отличаться от обычной внешнеторговой сделки, а может быть и такой, при которой цена будет выполнять исключительно внутрифирменную расчетную функцию, ничего общего не имеющую с реальным рынком данного товара). И, во-вторых, трансфертные цены (их уровни, соотношения и динамика) зависят от проводимой политики транснациональной корпорации, которая, исходя из сугубо своих собственных интересов и стратегий, может вовсе не ориентироваться на рынок, определяя особый режим ценообразования для каждой категории товаров, производимых на ее предприятиях. Нередко эти цены устанавливаются транснациональными корпорациями исходя из задач и уменьшения налогообложения своих товаров, пересекающих национальные границы стран; они могут существенно завышать или занижать цены по сравнению с ценами аналогичных товаров.
Для того чтобы определить, насколько и в какую сторону трансфертные цены отличаются от рыночных, достаточно знать, по какой цене товар поставляется одним подразделением корпорации ее заграничному филиалу и по какой цене тот же товар поставляется в ту же страну независимыми продавцом и покупателем. В большинстве случаев, когда ТНК преследует цель минимизировать налоги в своей стране и импортные пошлины при ввозе товара в зарубежную страну, трансфертные цены определяются на уровне существенно ниже рыночных. В то же время, если ставится цель вывести из-под высокого налогообложения прибыль, полученную в своей стране, ТНК импортирует из своего зарубежного подразделения какие-либо компоненты по существенно завышенным, против рыночных, ценам. Трансфертные цены оказывают сильное искажающее влияние на учет международного движения капитала в форме прямых инвестиций.
Особенности ценообразования на мировом рынке. При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен,— как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп.
Общеэкономические - действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:
—экономический цикл;
—состояние совокупного спроса и предложения;
—инфляция.
Конкретно экономические - определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:
—издержки;
—прибыль;
—налоги и сборы;
—предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
—потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические - действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
—сезонность;
—эксплуатационные расходы;
—комплектность;
—гарантии и условия сервиса.
Специальные - связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
—государственное регулирование;
—валютный курс.
Внеэкомические:
—политические;
—военные;
—религиозные;
—этнические и др.
Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.
Соотношение спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель — продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Практически на цену предлагаемого товара влияют:
—платежеспособный спрос покупателя данного товара — наличие денег;
—объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель;
—полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
—количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
—издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
—цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи, когда в результате повышенного спроса может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и станет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.
В последнее время важную роль в ценообразовании, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютом выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношении имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлении, особенно в фазе кризиса и подъема.) Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.
Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокой подвижностью цен.
В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служат характер и степень свободы конкуренции. По этому критерию выделяют четыре типа рынков:
1) совершенной (чистой) конкуренции;
2) чистой монополии;
3) монополистической конкуренции;
4) конкуренции немногих поставщиков — олигополия.
Прежде всего, эти рынки различаются количеством субъектов торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всею, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. В условиях данного рынка стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), которые не столь значительны — в пределах 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.
На рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители - на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем затрудняет проникновение конкурента.
Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете тогда общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда, под диктовку монополиста такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающее, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются па изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. Рынок монополистической конкуренции — смешанный тин рынка. На данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, занимающих видное место. Характер ценообразования — конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных компаний одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий разных отраслей, предлагающих товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но используемые для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями — поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей — поставщиков химических волокон.
Рынок конкуренции немногих поставщиков — олигопольный, характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером,— установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует оценки вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти). В течение длительного времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими, не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования - процесс, значительно отличающийся, например, от ценообразования на рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем большее, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства.
Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен — индикативные цены, определяемые органами ЕС как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких изменений мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и второго мирового экспортера.
Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга — завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются за счет повышения цен на внешнем рынке, а затем и проникновения в экономику стран-импортеров.
Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), которые в конечном счете оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является с экономической точки зрения крупной.