Розничные цены на потребительском рынке

Рынок потребительских товаров и услуг

ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

4.1. Рынок потребительских товаров и услуг

4.2. Розничные цены на потребительском рынке

4.3. Свободные цены на потребительском рынке

4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования

4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги.

Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.

Продажа това­ров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осущест­вления предпринимательской деятельности относится к оптовой тор­говле.

В Украине рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами. Более высокими темпами увеличивается оборот общест­венного питания. На значительное увеличение оборота розничной торговли, обще­ственного питания и платных услуг оказывал влияние рост розничных цен (тарифов). Так, за последние 10 лет наблюдался рост потребительских цен, особенно на такие продукты, как говядина и свинина, колбаса, хлеб и хлебобулочные изделия, водка, молочные продукты, рыба, различные крупы.

Основная доля оборота как в розничной тор­говле, так и в общественном питании приходится на малые предпри­ятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и сред­них организаций в общем обороте розничной торговли менее значительна.

Увеличение доли продовольственных товаров и снижение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли связано с ценами потребительских товаров и услуг населению и свидетельствует о снижении уровня жизни населения. Изменение товарной структуры оборота розничной в обратную сторону говорит об увеличе­нии этого уровня.

В системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает особое место, что определяется ее социально-экономической природой. Розничные цены оказывают значительное влияние на сферу распределения и об­ращения потребительских товаров, формирование пропорций, складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупатель­ную способность национальной валюты и уровень жизни населения. Розничные цены являются денежным выражением ценности това­ров, поступающих в потребление населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).

Розничные, цены служат важным инструментом для экономиче­ского роста. Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.) и образуют в сово­купности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обес­печивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного общественного продукта, которая по своей нату­ральной форме может быть использована только в виде предметов лич­ного потребления. Она образует практически фонд потребления, опре­деляя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потреб­ления.

Пропорции обмена отдельных потребительских товаров на денеж­ные доходы населения получают свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на отдельных товарных рынках.

В денежной форме фонд потребления в его основной части (за вы­четом внерыночного фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом налогов и прироста денежных сбереже­ний), образующих платежеспособный спрос населения. Сум­ма потребительских товаров в розничных ценах в условиях сбаланси­рованного рынка равна величине платежеспособного спроса населе­ния. Поэтому розничные цены выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен определяется, главным образом, соотношением спроса и предложения. А это соотноше­ние учитывает множество различных факторов, воздействующих на решения как производителей, так и потребителей.

В условиях переходного периода к рыночным отношениям поли­тика Украины в области розничных цен направлена на обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство может вмешивать­ся в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как правило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная часть населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте и др. Определенная часть товаров и услуг реа­лизуется населению бесплатно (здравоохранение, просвещение и др.).

Современный рынок в Украине ха­рактеризуется преобладанием продавца над покупателем. Одна из за­дач государства в связи с этим – способствовать созданию объедине­ний потребителей, которые могли бы реально отстаивать их интересы, в том числе и при определении уровня розничных цен. Поднять уровень жизни населения можно только за счет раз­вития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения. За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему решить невозможно.

На изменение уровня розничных цен оказывает влияние измене­ние издержек обращения в торговле. Однако из­держки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение, достав­ка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и т.д.) фактически увеличивают общие затраты и влия­ют на уровень цен, так же, как и производственные затраты. Но на уровень издержек обращения в большей степени влияют факторы, лежащие на сто­роне денег.

Для покрытия издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются торговые надбавки или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, в конечной цене за­висит от конкретных отношений производителя и продавца товаров. Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок (наценок) ему безразличен. В со­временной Украине чрезмерное развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению конечных цен. Здесь уместно вмешательство государства.

В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые. Принцип свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги. Эти цены формируются на ос­нове соотношения спроса и предложения и выполняют функцию об­ратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, рас­ширении или сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены на потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.

После перехода экономики Украины к рынку сохранилась прак­тика регулирования розничных цен на потребительские товары и услу­ги. К товарам народного потребления, цены на которые ранее регулировались государством, относились: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, масло растительное, водка, спирт, спички, лекарства и из­делия медицинского назначения. Регулировались также цены на бен­зин, топливо и некоторые виды услуг для населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: