Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг.
Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и осуществляется постепенный переход к свободному ценообразованию.
В переходный для экономики период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен. Регулирование цен государством в Украине за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам.
Цель государственного регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, таких как поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
|
|
В последние годы государственное регулирование цен на потребительские товары и услуги в Украине осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне, более низком, чем диктует рынок.
2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и надбавок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых фиксированных цен.
5. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.
6. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
Получивший ранее распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам в настоящее время практически не используется, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. За рубежом уровень цен регулируется путем ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
В Украине регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телеграфной связи и проводного вещания, перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие виды товаров и услуг.
|
|
Основными формами регулирования потребительских цен являются:
- ограничение торговой надбавки и сочетание этого метода с ограничением оптовой надбавки;
- установление фиксированной цены и сочетание этого метода с дотациями;
- ограничение рентабельности предприятий-производителей;
- установление предельной цены;
- другие методы.
Для большинства потребительских товаров наиболее часто применяются такие методы регулирования цен, как ограничение торговой надбавки, сочетание ее с оптовой надбавкой или с ограничением рентабельности местных предприятий-производителей (продукты детского питания, медикаменты и перевязочные материалы). Установление фиксированной или предельной цены используется в основном при регулировании цен на услуги и топливо, а также на муку и хлеб. Эффективность государственного регулирования розничных цен во многом зависит от его взаимодействия с другими методами воздействия на экономику (изменение налоговых ставок, регулирование заработной платы и др.).
Рассмотрим порядок формирования цены на товары при осуществлении торговых операций в различных хозяйственных ситуациях. Законодательством предусмотрены следующие способы учета товаров и затрат, связанные с их приобретением и продажей:
- оценка товаров в бухгалтерском учете: по покупной стоимости, по продажным ценам;
- оценка товаров при их приобретении: по фактической себестоимости приобретения, по учетным ценам, оценка товаров по покупным и продажным ценам.
При выборе способа оценки товаров в бухгалтерском учете – по покупным или продажным ценам – необходимо помнить, что учет товаров по продажным ценам разрешается только организациям розничной торговли.
В ситуации, когда организация продает товары, как в розницу, так и оптом, и в момент приобретения товаров трудно определить, в какой форме будет осуществлена их продажа, учет товаров можно вести по покупным ценам. Если организация все же решила продажу товаров осуществлять по продажным ценам, а оптом – по покупным, то формирование продажной цены товаров при невозможности выделить розничный оборот в момент приобретения товаров осуществляется при передаче их на реализацию.
Учетные цены применяются в тех случаях, когда расходы по приобретению товаров носят регулярный долгосрочный характер, складываются из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, договорная стоимость товаров определяется в условных денежных единицах. Если организация ведет учет товаров по учетным ценам, то необходимо принимать во внимание сложившуюся практику приобретения товаров, ожидаемые изменения на потребительском рынке и другие факторы, способные оказать влияние на формирование цен на товары и услуги, связанные с их приобретением, чтобы не допустить существенных отклонений учетной цены от фактической себестоимости приобретаемых товаров.
Структура регулирования розничной цены включает регулируемую оптовую цену и торговую наценку (скидку):
Регулируемая розничная цена = Регулируемая оптовая цена + Торговая скидка
Торговая наценка (скидка) в регулируемой розничной цене является регулируемой со стороны местных органов власти. При этом регулируемая оптовая цена включает себестоимость, прибыль и НДС.