Дописьменный период (6 000 – 2 850 гг. до н.э.):
- древняя керамика,
- типология храмовой архитектуры (особенности плана, функция, материалы).
Раннединастический период:
- архитектура;
- скульптура: круглая пластика (статуи адорантов), рельеф (2850-2400 гг. до Р.Х.).
Использованная литература:
1. Всеобщая история искусств» том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956.
Периодизация:
Дописьменный период (6000 – 2850 гг. до н.э.):
Халаф – 6-5 тыс. до н. э.
Убайд (Обейд) – 4 тыс. (I половина)
Урук – 4 тыс. (II половина)
Джемдет Наср – 3000 – 2900 гг. до н. э.
Раннединастический период (2850-2400 гг. до н.э.):
ИСТОРИЯ РЕГИОНА
Разнообразная по природным условиям, открытая со всех сторон территория Передней Азии была ареной борьбы многочисленных племен, народов и государств. На протяжении трех тысяч лет, сменяя друг друга, здесь создавались, гибли различные раннерабовладельческие деспотии. В Передней Азии находятся долины рек Тигра и Евфрата, или Двуречье, где в 3 — 1 тысячелетиях до н.э. возникли сначала древнейшие шумеро-аккадские государства, а затем Вавилон, Митанни и Ассирия. Во 2 тысячелетии до н.э. на территории Малой Азии, а позднее и северной Сирии существовало государство хеттов. На северо-востоке, занимая Армянское нагорье, находилось государство Урарту, в первой половине 1 тысячелетия игравшее крупную роль в Передней Азии и особенно в истории Закавказья. На западе от Двуречья в 1 тысячелетии на некоторое время возвысились Палестина, Финикия и Сирия. На востоке, занимая территорию Иранского плато, находились древние государства - Элам, а затем Мидия и Персия (Иран).
ДРЕВНЯЯ КЕРАМИКА
Халафская культура происходила из восточных районов Анатолии, а в 6 тыс. до н. э. распространилась по территории современных Сирии и Ирака, исчезла или была уничтожена в результате вторжения с юга предков шумеров. В северной Месопотамии она была сменена убайдской культурой. Хронология реконструируется по богатым находкам керамики.
Период Убайда - переход от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству, от камня к металлу. Самой характерной является крашеная керамика; сосуды сделаны от руки из тонкой желтовато-зеленой глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором коричневато-красного цвета и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов.
Подобная керамика была распространена от Финикии и Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато). Основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка. (Всеобщая история искусств, том I, Москва, 1956)
Наиболее распространенный орнамент - шашечный (может символизировать ход времени, смену дня и ночи), многолепестковая розетка богини (Инанны) Иштар, волнистая линия (символ водной стихии, источник жизни); «мальтийский крест», двойная секира, букраний. Три последних мотива связаны с солярным божеством. Букраний – бычий череп мог также изображаться в виде двойной секиры.
В основе изображений керамики из Самарры («Женщины и скорпионы») лежит мотив «летней» свастики, связанной с представлением о летнем солнцевороте (лопасти направлены по часовой стрелке). В зимней свастике (зимний солнцеворот) лопасти направлены в противоположную сторону.
Керамику Суз характеризуют высокие стаканообразные кубки. Белофонные росписи на обожженной керамике. Стилизованные образы фламинго в виде простого линейного орнамента покрывают сосуд в верхней части.
Керамика дописьменного периода.
Телль-Арпачийа, VI-V тыс. до н.э. Самарра, 4000 г. до н.э.
Сузы, IV тыс. до н.э.
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ПЛАН, ФУНКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ)
Типология шумерского храма.
План и материалы.
Возводился на высокой платформе (террасе) со смещением к югу. Ступенчатая архитектурная композиция на террасе (не всегда правильной формы). В V тыс. до н. э. террас не было. Для планировки храма характерно расположение помещений вокруг открытого двора, где могла находиться культовая статуя и жертвенник. Доминируют узкие и коридорообразные интерьеры, перекрываемые стволами финиковой пальмы, что и обусловило их планировку. Окна в виде узких отдушин под потолком. Высокий порог, рассчитанный на «божественный шаг».
Храм строился из плосковыпуклого кирпича-сырца, мог быть облицован светлым известняком, украшен мозаикой, впечатанной в битум, и росписями. Наружные стены украшались вертикальными «лопатками» - прямоугольными выступами, напоминающими пилястры. Лопатки служили контрфорсами (укрепляли конструкцию), одновременно могли иметь магическое значение апотропея (оберега). «Зигатти» - конусы из обожженной глины, впечатанные в битум, - род месопотамской мозаики.
Функция.
Храм в Убаиде посвящен богине плодородия Нинхурсаг, подобной Инанне (Иштар), но особо связанной с животными и птицами. Храм стоял на платформе со скругленными углами. Платформа была облицована обожженным кирпичом. При входе находились медные столбы, поддерживающие навес. Они были украшены инкрустацией из красных камней и белых раковин, вмонтированных в асфальт, имитируя стволы финиковых пальм. На стенах находились фризы, также представлявшие собой инкрустацию. Фигуры были вырезаны из пластин желтовато-белого известняка, фон набран из темно-серого шифера, все элементы впечатывались в асфальт. Сохранились остатки трех фризов. Сверху вниз: голуби; быки; жрецы, занимающиеся храмовым хозяйством.
Храм в Тель-Укайре (период Урук – кон. IV тыс. до н.э.)
Красное здание в Уруке, кон. IV тыс. до н.э.
Колонны в виде стволов финиковых пальм украшены мозаикой из «зигатти»
Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.
ПРОЧЕЕ
Период Джемдет-Наср. происходит подъем искусства, особенно хорошо представленного резными камнями (печатями или амулетами), изображения на которых являются миниатюрными рельефами. Свобода композиции, введение элементов пейзажа, живость изображений, особенно человека.
Лучшим образцом многофигурных композиций является алебастровая ваза из Урука. Появляются многофигурные композиции.
Развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является женская головка из Урука. Величественная и спокойная, выполненная в широкой обобщенной манере, передающей строгие и суровые черты лица с большими, некогда инкрустированными глазами.
Цилиндрическая печать. Скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен (так называемые «персонажи с перьями» и др.). Фигуры неловки и угловаты.
Ваза с изображением культовых сцен из Урука. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г.тыс. до н. э. Голова богини из белого храма в Уруке. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г.тыс. до н. э.
Цилиндрическая печать. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г. до н. э.
СКУЛЬПТУРА КРУГЛАЯ ПЛАСТИКА (СТАТУИ АДОРАНТОВ), РЕЛЬЕФ
ШУМЕР. РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Формируется канонический тип вотивной скульптуры - «адорант». («Адорант» - молящийся, почитающий божество; вотивный – посвященный божеству с целью получить благодеяния). Канонические признаки фигуры адоранта: цилиндрические статуэтки приземистых пропорций и небольшого размера, но монументального характера, исполненные из известняка и др. материалов; руки плотно прижаты к груди в жесте моления; широко раскрытые большие глаза инкрустированы раковиной и лазуритом; орнаментальная стилизация в изображении прядей волос и шерстяных одежд.
Эбих-Иль – фигура адоранта, сидящего на плетеном табурете, сохранилась надпись: «Иштар он посвятил ее».
Типология рельефа: ярусные построения фризовых изображений, орнаментальный тип композиции (построен на ритмике повторяющихся элементов), геометризованные стилизованные формы фигур, декоративно-плоскостной характер изображения, соблюдение иерархии масштаба (значимые персонажи отличаются большим размером).
Мемориальный рельеф, прославляющий царя, был вмонтирован в стену храма при помощи глиняного гвоздя, закрепленного в центральном отверстии каменной плакетки. В верхнем ярусе Ур Нанше несет корзину с песком. В шествии участвуют его дочь Абда и сын Акургал. В нижнем регистре царь совершает возлияние богам.
Фризовые композиции, построенные на ритмике повторяющихся элементов характерны также для миниатюрных рельефов на цилиндрических печатях. Их оттиск представлял собой прокат резного валика по сырой глине, на которой писались все документы в Месопотамии (древние архивы дошли до нас в виде собрания глиняных табличек).
Ур Нанше в роли строителя
Эанатум (правитель Лагаша) одержал победу над отрядом города Уммы. На обратной стороне стелы изображен бог войны Нингирсу, держащий в руке сеть, заполненную побежденными. Стилизованные образы воинов напоминают геометрический орнамент. В верхней части фризовой композиции представлены хищные коршуны, привлеченные обилием добычи. Стелы, прославляющие победы, были типичны для Месопотамии.
Стела коршунов из Лагаша. 2450-2425 гг.