Отчет о прибылях и убытках по операциям

1. Реализация

2. Себестоимость реализованной продукции

3. Валовая прибыль от реализации

4. Расходы, связанные с реализацией

5. Общие административные расходы

6. Прочие доходы от операций

7. Прочие операционные расходы

8. Прибыль от долевого участия, в том числе в родственных компа­ниях

9. Прибыль от других инвестиций и долгосрочных займов, в том числе инвестиций в родственные компании

10. Проценты полученные и аналогичная прибыль, в том числе от род­ственных компаний

11. Амортизация финансовых активов и инвестиций, учитываемых в составе текущих активов

12. Проценты уплаченные и аналогичные расходы, в том числе от род­ственных компаний

13. Результаты от обычной деятельности

14. Экстраординарная прибыль

15. Экстраординарные расходы

16. Экстраординарные результаты

17. Налог на прибыль

18. Чистая прибыль (убыток) текущего года

При составлении консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами должны соблюдаться следующие принципы (требования):

принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы и доходы консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в ба­лансе отдельной статьей;

принцип собственного капитала. Собственный капитал опреде­ляется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприя­тий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий;

принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна представляется в ясной и удобной для понимания форме, давать правдивую и достоверную картину состояния активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предпри­ятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое;

принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы кон­солидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намерено пре­кращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допу­стимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составле­ния консолидированной отчетности;

принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскры­тие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании;

принцип единого метода оценки. Активы, пассивы, расходы бу­дущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте, оценены по единой методике, применяемой материнской компанией;

принцип единой даты составления. Консолидированная отчет­ность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

Состав сводной (консолидированной) отчетности в России регла­ментируется ПБУ 4/99. Общие правила составления такой отчетности определены Методическими рекомендациями по составлению и пред­ставлению сводной бухгалтерской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разра­батываемым головной организацией на основе образцов утвержденных форм бухгалтерской отчетности. При этом типовые формы бухгалтер­ской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходи­мыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчет­ности. Числовые показатели отдельных активов, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без них невозможно оце­нить финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы взаимосвязанных организаций. Несущественные показатели в сводной отчетности не приводятся.

Головная организация, составляющая сводную бухгалтерскую от­четность с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливает объем, сроки и порядок представления информации и формы отчетности, представляемой ей дочерними и зависимыми об­ществами, а также требования к этой отчетности. При этом учитываются требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации по группе. Дочерние и зависимые общества обя­заны учитывать эти требования при разработке своих форм бухгал­терской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

• сводный бухгалтерский баланс;

• сводный отчет о прибылях и убытках;

• пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Сводная бухгалтерская отчетность должна включать также данные, необходимые для формирования полного и достоверного представле­ния о финансовом положении организации. При этом головная орга­низация должна придерживаться принятой формы сводного бухгал­терского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

Изменение избранных форм сводной бухгалтерской отчетности раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и свод­ному отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.

При разработке форм сводной бухгалтерской отчетности материн­ская компания обязана соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности. Это означает следующее.

1. Сводная отчетность составляется головной организацией группы.

2. Сводная отчетность составляется с соблюдением принципа един­ства учетной политики основного и дочернего обществ.

3. Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включа­ются в сводную бухгалтерскую отчетность с 1-го числа месяца, следу­ющего за месяцем приобретения головной организацией соответству­ющего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

4. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

5. Сводная бухгалтерская отчетность отражает финансово-эко­номические отношения взаимосвязанных организаций группы только с третьими лицами. Таким образом, процедура консолидации охваты­вает такие расчеты, как:

• консолидация капитала;

• консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;

• консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой реализации продукции (работ, услуг), а также вза­имных объемов реализации продукции (работ, услуг) между основным и дочерними обществами и соответствующих затрат;

• суммы дивидендов основного и дочерних обществ.

6. В сводной бухгалтерской отчетности выделяется доля меньшин­ства, если вложения головной организации в дочернее общество менее 100% уставного капитала. Под долей меньшинства понимается часть чистых активов и финансового результата (чистой или нераспределен­ной прибыли) дочернего общества, приходящаяся на долю, которой головная организация не владеет прямо или косвенно. В сводном бухгал­терском балансе доля меньшинства в чистых активах дочерних пред­приятий показывается отдельно от обязательств и капитала материн­ской компании. При этом доля меньшинства в чистых активах включает и сумму на дату первоначального объединения, и долю меньшинства в изменениях (приросте) капитала компании.

7. В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей «Доля меньшинства» за итогом раздела капитала и резерва, а составляющие капитала группы — за минусом доли меньшинства. В сводном отчете о прибылях и убытках показа­тель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной орга­низации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о при­былях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосу­ющих акций в их общем количестве (доли уставного капитала, не при­надлежащей головной организации).

8. В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли мень­шинства показывается отдельной статьей «Доля меньшинства» по впи­сываемой строке 165. Доходы и расходы, формирующие финансовый результат деятельности группы, показываются в сводном отчете о финан­совых результатах за минусом доли меньшинства. Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества за отчетный период больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями в сводном балансе подлежит уменьшению величина резервного капи­тала, а при его недостаточности — добавочного и уставного капитала дочернего общества.

9. Показатели зависимого общества не консолидируются с показа­телями головной организации, а отражаются в сводной бухгалтерской отчетности путем включения в нее двух расчетных показателей:

1) показателя, отражающего стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, который проставляется в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей «Долгосроч­ные финансовые вложения». Данный показатель рассчитывается сле­дующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс (минус) доля головной организации в прибылях (убытках) зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;

2) показателя, отражающего долю головной организации в прибы­лях или убытках зависимого общества за отчетный период, который рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и про­цента принадлежащих головной организации голосующих акций в их. общем количестве (доли уставного капитала, принадлежащей голов­ной организации).

Доля головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей «Капитализированный доход (убыток)» после группы статей раздела III «Внереализационные доходы и расходы» и включается в финансовый результат деятельности группы. Если вели­чина показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого общества за отчетный период, равна или больше величины показателя, отражающего стоимостную оценку участия головной орга­низации в зависимом обществе, уменьшенного на величину показателя, отражающего долю головной организации в убытках зависимого об­щества за отчетный период, то показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, и пока­затель, отражающий долю головной организации в прибылях или убыт­ках зависимого общества за отчетный период, в сводную бухгалтер­скую отчетность не включаются.

10. Если баланс дочернего или зависимого обществ составлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в российскую валюту по установленным правилам, согласно которым:

• стоимость активов и пассивов, величина доходов и расходов пере­считывается по последнему по времени котировки в отчетном периоде курсу Центрального банка Российской Федерации;

• величины доходов и расходов, формирующих финансовые резуль­таты деятельности дочернего общества, пересчитываются с использо­ванием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте. Пересчет можно проводить с использо­ванием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном периоде на количество дней в отчетном периоде;

• курсовые разницы, возникающие в результате пересчета стоимо­сти активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в сводном бухгалтерском балансе в составе добавочного капитала и от­дельно в пояснительной записке к сводной отчетности.

11. Сводные учетные регистры не ведутся. Все операции по состав­лению сводной отчетности выполняются расчетным путем в процессе ее формирования и в учетных регистрах организаций группы не отра­жаются.

12. В пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках раскрываются следующие данные:

• перечень дочерних обществ (полное наименование), место госу­дарственной регистрации и (или) место ведения хозяйственной дея­тельности, доля участия головной организации в дочернем обществе, доля принадлежащих головной организации голосующих акций (устав­ного капитала), если она отличается от доли участия;

• перечень зависимых обществ с указанием полного наименования, места государственной регистрации и (или) места ведения хозяйствен­ной деятельности, а также величины уставного капитала, доли участия головной организации в зависимом обществе, доли принадлежащих головной организации голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия;

• стоимостная оценка влияния на финансовое положение группы, оказанного приобретением и выбытием дочерних и зависимых обществ на отчетную дату, и на финансовые показатели ее деятельности за от­четный период.

Кроме того, в пояснительной записке к сводной бухгалтерской от­четности головная организация делает расшифровку своих вложений по каждому зависимому обществу (в разделе, посвященном финансовым вложениям), т.е. указывает наименование зависимого общества, его юридический адрес, величину уставного капитала, долю головной органи­зации в общей сумме вклада, а также намерения о дальнейшем участии.

Пояснительная записка к сводной отчетности должна содержать объяснения относительно случаев, когда показатели дочерних и зависимых обществ отражаются в сводной бухгалтерской отчетности не­посредственно как финансовые вложения, к которым не применяются рассмотренные правила консолидации.

13. Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представля­ется на русском языке в миллионах или в миллиардах рублей с одним десятичным знаком. При этом наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы. Организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчет­ным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Составление сводной отчетности — один из наиболее сложных участков бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: