double arrow

Восточная стилистика Крита и Греции

Ориентализирующие стили

Наиболее ранние сохранившиеся скульптуры железного века происходят с Крита. Это фрагмент скульптурной головы и небольшой рельеф фризовой композиции. Фриз изображает богиню в святилище, сопровождаемую лучником. Датировать эти художественные объекты достаточно сложно, но техника исполнения напоминает сирийские произведения, такие как ювелирные изделия, бронзовая и мелкая пластика. Находки в гробницах, соответствующие этому стилю, концентрируются на Кносе и могут датироваться концом IX в. Последние примеры бронзовых скульптур этого стиля обнаружены в маленьком храме Аполлона Дреросского. Фигуры были сделаны из листов сплющенной бронзы и укреплены на деревянной основе. На Кносе присутствие этих необыкновенных вещей указывает на работу иностранных художников, которые были искусными златокузнецами и умели хорошо обрабатывать твердые камни. Каменная и бронзовая пластика, о которой говорилось выше, была вдохновлена их работами, для которых характерна эстетика изогнутой линии. Эта антигеометрическая эстетика впоследствии копировалась кносскими художниками керамистами. Подобный стиль принято называть прото-геометрческим стилем «Б». Это показывает проникновение ориентализирующих черт в искусство греческого мира. Однако, несмотря на качество и разнообразие художественной продукции, эти изобразительные приемы не имели продолжения в позднейшее время. Здесь же следует упомянуть о специфическом стиле пластики, унаследованном Критом с востока и в VII в. получившим название «дедалического».

Типичными чертами пластики VIII в. являются: длинная овальная голова, куполовидный череп с локонами для мужчин и высокие шляпы для женщин. Последняя черта указывала, как правило, на жрицу или богиню. Женские фигуры имели достаточно бесформенное тело и одеты в платья открытые на груди, украшенные двойной фибулой с цепью.

Другая школа иностранного происхождения на Крите известна своими бронзовыми коваными щитами, украшенными концентрическими фризами с многофигурными сценами и розеткой с головками животных. Стиль фигур также можно назвать ориентализирующим. Эта мастерская, в отличие от предыдущей, продолжала работать до середины VII века. Ее поздние работы выдают, скорее, греческие вкусы в композиции и стиле.

В Афинах и Аттике были изготовлены ювелирные изделия из слоновой кости, в которых ощущается влияние Крита. Однако в этих изделиях мало истинно скульптурного. На востоке изделия из слоновой кости встречаются раньше, но в Афинах известны статуэтки из погребения 730 г. до н. э., представляющие собой изображения обнаженных девушек, позы которых напоминают восточные фигуры богини Астарты. В них меньше телесного реализма, но зато присутствует гладкость и отточенность формы, свойственная геометрическому стилю. На их головных уборах можно видеть греческий меандр. Видимо, греческий мастер освоил новый материал и новые технологии, но использовал их по-своему.

Сосуды, вывезенные с востока, своей формой напоминают образ, который позднее греки будут называть головой сирены или льва (возможно, грифона). Сосуды исполнены из кованой бронзы. Подобные изделия известны как в керамике, так и в бронзе (Олимпия, Кипр). Источником их происхождения является Сирия или прилежащие к ней территории. Интересны изменения, постигшие сирийские оригиналы в греческих копиях. Сирены утратили пухлые щеки и приобрели угловатость, свойственную геометрическому стилю. Образ сирены был распространен в центральной и южной Греции, образ грифона – в восточной. Эти факты свидетельствуют об отношении к мелкой пластике в Греции как предметам декоративного назначения. Однако эти изделия очень далеки от скульптуры в собственном смысле слова, то есть скульптуры более монументальной.


Сейчас читают про: