Мраморная монументальная пластика до 570 г. до н. э.
Ранее было рассмотрено ближневосточное влияние на искусство Греции, для которой контакты с востоком были плодотворны в смысле освоения новых материалов и технологий.
Новые достижения в искусстве были обусловлены культурными и торговыми контактами с Египтом, куда греческие наемники приглашались в качестве военной силы или для ведения торговли. Именно египетские крупномасштабные каменные статуи произвели на греков впечатление, в силу своей монументальности, которая исконно была заложена в греческой культуре, но проявляла себя пока лишь только в эпической поэзии. Важно, что египетские статуи были изготовлены из твердых пород камня, в отличие от мелкой греческой пластики из известняка и песчаника, для обработки которых достаточно было плотничьих инструментов. Таким образом, новый материал требовал новых технологий в обработке. В Греции для статуй стали использовать мрамор разного происхождения. Мрамор о. Наксос отличался крупнозернистой структурой и искрился. Паросский мрамор, напоминающий по текстуре сахар, отличался полупрозрачностью. Пентелийский камень был плотный, непрозрачный, иногда слегка окрашенный розовато-рыжими окислами. Однако текстура камня интересовала древних мастеров лишь с точки зрения обработки, а не декоративных качеств: ведь статуи раскрашивались.
Египтяние при обработке статуй пользовались трудоемким и долгим методом растески и полировки, не имея железных инструментов. Греки, имевшие в своем распоряжении железные ножи и стамески, могли убыстрить процесс и усовершенствовать технику. Известно, что последние использовали плоское долото и лучковое сверло. Блоки расщеплялись при помощи сухих деревянных клиньев, смоченных водой. Полировка осуществлялась порошкообразной смесью или наждаком.
Египетское влияние чувствуется не только в вопросе материала и технике, но также в облике архаических куросов с ногой, выставленной вперед как бы в позе застывшего шага, с прижатыми к телу руками, сжатыми в кулаки, иногда держащими фрагмент короткого жезла. Греческие статуи представляли юношей совершенно обнаженными, в отличие от египетских произведений. Иногда фигуры, происходящие из районов островной Греции, изображались с поясом.
Египетские мастера того периода предваряли работу над статуей своеобразным наброском на самой поверхности блока. Они покрывали поверхность специальной размерной сеткой, определяющей канон пропорций. Двадцать одна ячейка этой разметки определяла размер фигуры от стоп до глаз. В Греции такой метод также был известен. Как мы узнаем из сочинения Диодора, два самосских скульптора Телекл и Феодор решили изготовить две половины будущей статуи раздельно. Используя метод размерной сетки, они преуспели в этом и две части скульптуры идеально совпали. О знании греками определенных пропорциональных канонов говорит также известное теоретическое сочинение Поликлета.
Назначение статуй, прежде всего, связывалось с погребальным культом. Скульптуры также посвящались богам и в этом случае имели вотивное значение. Об облике ранних деревянных статуй известно очень мало. Древние авторы чаще всего говорят о их грубости и несовершенстве. Их священный статус мог усиливаться либо преданием о том, что тот или иной идол «упал с неба», либо одеждой, которой украшались подобные изваяния.
Стилистика деревянных скульптур могла быть дедалической. Они были достаточно большими. Например, каменная база для культовой деревянной статуи из Герайона на о. Самос имела углубления около 57 кв. см. Ранние мраморные статуи имели невысокие базы, которые стесывались вровень с контуром стоп. Фигура крепилась к базе при помощи свинца. Сфинксы и грифоны помещались на дорических или ионических колоннах.