double arrow

Куросы и реализм

Источники

Скульптура Древней Греции чаще всего имела погребальное или посвятительное значение. Надгробные памятники и посвятительные дары были индикатором благосостояния семей. Торговля и сельское хозяйство были сосредоточены в руках определенных людей, от них же зачастую зависели художественные заказы. Количество и качество пластики определялось не только богатством того или иного города или амбициями их правителей, но значимостью и великолепием святилищ, для которых скульптура предназначалась. Особенно крупные святилища находились в то время в Олимпии и Дельфах.

Два важнейших источника скульптурных памятников – это храм Геры на о. Самос, который претерпел ряд перестроек и имеет длинную и содержательную историю, и Афины при Пейсистрате. Афинский акрополь был задействован для религиозных целей в 60-е годы VI века, тогда же возрождается праздник Панафиней. Пейсистрат и его сыновья сохраняли гегемонию вплоть до 510 года. За этот период были построены храмы, украшенные скульптурой, хотя изначально доминировала архитектура. После смерти Пейсистрата в 527 году появляется большое количество посвятительных статуй. Во время персидского нашествия (480-479 гг.) пластика Акрополя пострадала. Вернувшиеся в город афиняне погребли разбитые статуи в земле, где они и были обнаружены археологами. Как показывают сохранившиеся базы, по крайней мере половина статуй была из бронзы, но бронзовых изображений не было обнаружено вовсе. Видимо, они были увезены персами, а разрушенные скульптуры переплавлены. Афины и сельские районы Аттики с их некрополями продолжают оставаться важнейшим источником пластики.

Во многих районах Греции обнаружены спорадические, но богатые собрания скульптуры. Это Олимпия, Дельфы, Делос, храм Аполлона Птусского, где было найдено свыше 120 фрагментарных статуй куросов, ионические храмы в Эфесе и Дидимах. Есть города и районы, в которых, несмотря на их культурную и политическую значимость, отмеченную историками, не обнаружено значительных произведений монументальной древней скульптуры. Это Коринф, Сикион, Аргос, Хиос и др. Из-за неполноты материальных свидетельств, сделать выводы о характере локальной стилистики и скульптурных школах достаточно трудно. В указанных районах присутствуют произведения мелкой пластики, но на основе этих данных можно сделать лишь умозрительные выводы. Таким образом, цельной картины стилей получить в полном объеме нельзя.

Важно еще упомянуть о деятельности диаспоры восточных художников в центральной Греции. Вследствие захватнической политики персов в Эгейском море, греческое население этих мест вынуждено искать пристанище в других районах. Странствующие художники с востока способствовали распространению определенного стиля, практически, повсеместно, хотя особая роль здесь принадлежит Афинам и территориям Аттики.

Далее будут рассмотрены главные стилистические направления скульптуры и главные типы статуй – куросы и коры.

В VI в. тип куроса сохраняется почти в неизменном виде: остается каноническая поза, пропорции меняются незначительно. Однако чувствуются изменения в сторону большего реализма. Уши уже не выглядят как волюты, неловкий поворот рук заменяется более естественным, грудная клетка отделяется от живота не тремя и более линиями, а двойной границей, ноги выше коленного сустава приобретают анатомически правильную асимметрию, графическая проработка мускулов и сухожилий уступает методу работы планами.

Однако не верно думать, что лучшее знание анатомии – свидетельство сознательного стремления к реализму. Древний художник всегда работал по образцам, он не ставил перед собой задачу создать натуральную иллюзию, так как его уделом было каноническое священное искусство. Художник создавал символы людей и действительности, которые следовало «читать» строчка за строчкой, как поэму. Лишь позднее возникает искусство, способное обмануть глаз, оперирующее не символами, а сходными подобиями действительности. Разница в возрасте выражалась, в основном, позой и одеждой. Для передачи эмоционального состояния использовался готовый комплекс условных жестов. Выражение лица состояло из гримас страха, боли или вожделения. Что касается знаменитой «архаической улыбки», то ее происхождение можно объяснить технической сложностью пластического перехода от щек к губам. Такая улыбка сохраняется у древних статуй не потому, что является выражением одобрения (ведь это совсем неуместно в погребальной пластике), а потому, что она сообщает лицу большую жизненность. Таким образом, элементы реализма возникают, скорее, случайно, чем сознательно. Прогресс в сторону изобразительности идет постепенно, но он особенно ценен при сравнении с египетской пластикой, где переход от концептуального искусства к изобразительному так и не произошел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: