Скульптура и скульпторы восточной Греции

Коры

Разница между женскими дедалическими статуями и корами VI века столь велика, что приходится говорить о зарождении новой типологии. Новый тип основан на изображении одежды. Интерес к этой теме возник сначала в восточной Греции на Хиосе, Самосе, Кикладах, а потом расцвел в аттическом искусстве (коры Афинского Акрополя). Коры редко превышали натуральную величину; чаще они создавались в половину этой величины или даже меньше. Обычно коры изображались стоящими, с левой ногой слегка выдвинутой вперед (в ранних статуях кончики стоп выстраивались в одну линию, в восточных статуях выдвигалась вперед правая нога). Одной рукой кора, как правило, поддерживала одежды, что позволяло изобразить складки, в другой могла держать приношения: плоды, домашнюю птицу, зайца.

Художника вопрос изображения драпировок волновал больше, чем анатомия, поэтому для нас важно уяснить себе, из чего состоял женский костюм. Он не представлял собой готовых элементов одежды: все вещи – это прямоугольные куски ткани, сколотые или прошитые в нескольких местах. Например, ионический хитон – это кусок материи с концами, сшитыми по короткой стороне так, что получается цилиндр. Сверху эта одежда дополняется рядами пуговиц, которые идут от образовавшейся горловины по плечу. Пояс, надетый поверх одежды, образовывал свободные рукава и напуск. Скульпторы обычно изображали мелкие складки хитона на плечах и на груди, а также вертикальные драпировки в нижней части фигуры, хотя все это составляет одну и ту же одежду. Сверху может быть представлен маленький гиматий, или короткий плащ, застегивающийся справа по кромке длинной стороны под левой рукой. В некоторых случаях встречаются плащи, застегивающиеся со стороны обоих плеч (кора из храма Аполлона в Дельфах). Длинный восточный плащ – эпиблема – скрывал всю фигуру и накидывался на затылок. Его изображали без складок, подобно тоге или мужскому гиматию в тех случаях, когда он закрывал лишь затылок и спину. Пеплос представлял собой более тяжелую, чем хитон, одежду с поясом, открытую или сшитую с одной стороны и без рукавов. Отгиб ткани образовывал спереди своеобразный нагрудник. Пеплос мог заменять хитон или надеваться поверх него. Все эти одежды изображались художником в единой композиции так, что их иногда трудно различить между собой.

Богатейшее скульптурное собрание из Герайона на Самосе показывает, что восточные художники не были увлечены вопросом анатомии в той степени, с какой мастера центральной Греции. Фигуры куросов отличают текучие формы и мягкость, свойственная, например, посвятительному дару Левкия. Головы куросов с Самоса, Милета и даже Родоса характеризуются сферической формой, раскосыми узкими глазами с не очень выраженным глазным яблоком. Раскраска делала эти головы либо более реалистичными, либо более потусторонними на вид, о чем однозначно трудно судить. Сферическая форма головы, видимо, вдохновлена образцами восточной скульптуры. Для куросов Северной Ионии характерна высокая верхняя часть головы. Последняя особенность отличает и этрусские статуи.

В Ионии встречаются довольно непривлекательные образы одетых мужчин. Трактовка их одежд напоминает скульптуры из Дидимы. В данном случае перед нами не вотивная пластика, а, вероятно, изображение правителей.

Новый тип в образе коры обязан своим происхождением Хиосу. Здесь встречаются фигуры с контрастным сопоставлением мелких складок хитона и широких прямых драпировок. Важное дополнение к этому образу составляют самосские фигуры с цилиндрическим телом и круглой головой. Эта форма обязана своим возникновением не столько статуям, вырубленным из древесного ствола, сколько цилиндрическим фигурам, изготовленным на гончарном круге. В целом такой облик фигур напоминает образцы месопотамского искусства, усвоенные культурой ново-вавилонской империи.

Интересна группа, созданная Генелеем (Geneleos) для Герайона на о. Самос. Она представляет сидящую и стоящую фигуры. Последняя отличается текучестью и мягкостью форм, которые с трудом представляются выточенными из мрамора, а не изготовленными из мягкого материала. Сидящая женская фигура (Филейя) напоминает стиль сидящих фигур в Дидимах, которые образовывали целую аллею на подходе к храму. Это были, в основном, не вотивные одетые мужские фигуры, представляющие правителей и жрецов. Позднее (между 570 и 530 г.г.) аллея пополняется женскими изваяниями, которые имеют много общего с самосскими фигурами кор, повлиявшими, в свою очередь, на стиль афинских женских фигур.

Коры Афинского Акрополя показывают не-аттическую трактовку драпировок, но, скорее, пластическую манеру Генелея и других самосских скульпторов. Трактовка головы афинских кор, однако, отличается от самосского типа: вместо высокого овала здесь изображается голова с плоским завершением и миниатюрными чертами лица. Все это напоминает пластику Наксоса (Наксосский сфинкс в Дельфах). Таким образом, афинские мастера придерживались ионического стиля в трактовке одежды, но пластика головы была близка образцам, близким древним аттическим традициям.

Стиль Наксоса и Пароса продолжают исследовать в настоящее время. Принято считать, что Наксосу свойствен «сухой линеарный стиль», в то время как Паросу – «мягкий ионический».

Важна работа хиосского скульптора Архерма (Archermos) с острова Делос, представляющая первое, согласно Плинию, изображение крылатой Ники. Ника представлена в позе коленопреклоненного бега и датируется 550 годом. Надпись на базе указывает, что автором был Архерм, а посвятителем – Миккиад. Здесь же упоминается имя Мелоса – мифического основателя острова Хиос. Плиний и посчитал эти имена упоминанием о родственниках скульптора, принадлежащих к одной художественной династии.

Французские археологи обнаружили недостающий фрагмент статуи, который свидетельствует, что под пеплосом Ники находился ярко раскрашенный хитон. Статуя показывает, что в северной Ионии (Хиос, Клазомены, Смирна) не было принято изображать в скульптуре сферические головы. Здесь более характерно изображение волнистых прядей на лбу.

Голова с Афинского Акрополя, напоминающая Нику Архерма, дает возможность предположить, что в Афинах работал либо сам Архерм, либо его сыновья (база с подписью «Архерм», найденная на Акрополе, более позднего происхождения, чем упомянутая выше голова).

В числе ионийских скульпторов следует назвать Эвдемоса и Терпсикла – авторов сидящих статуй в Дидимах. Однако особенно выдающимся мастером был Феодор из Самоса, который вместе с Ройкосом (Rhoikos) участвовал в строительстве Герайона, и, согласно Павсанию, первым отлил бронзовую статую. Диодор рассказывает о нем уже приводимую уже приводимую выше историю об использовании им египетского канона пропорций. Несмотря на путаницу в именах художников, скорее всего, ювелир и резчик камей Феодор, работавший при Поликрате, и есть Феодор из Самоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: