Цель занятия: Познакомиться с основными направлениями в развитии византийского права. Изучить роль и место правового наследия Византии в формировании средневекового права народов Восточной, Юго-Восточной Европы, познакомиться с первым памятником византийского права, составленным после систематизации Юстиниана, – Эклогой.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика источников и памятников Византийского права.
2. Правовое наследие Византии в истории права восточных и южных славян в Средние века.
3. Эклога – памятник византийского права:
а) история создания Эклоги, ее система;
б) статус физических лиц;
в) институты вещного и обязательственного права;
г) преступления и наказания;
д) суд и процесс.
Методические указания:
1. Изучая первый вопрос, следует, пользуясь материалами лекционного курса и учебной литературой, дать общую характеристику специфики зарождения и развития византийского права. Следует показать его тесную связь с нормами римского права классического и постклассического периодов.
|
|
2. Этот вопрос можно предложить в качестве научного доклада (докладов) или дать для подготовки всей группе. В нем следует обратить особое внимание на пути и способы усвоения южными и восточными славянами наследия Византии, провести анализ памятников права славянских народов, в которых нашло отражение наследие Византии.
Можно ли вести речь о рецепции византийского и даже римского права восточными и западными славянами в Средние века?
Какова роль византийского наследия в формировании правовой культуры восточных и южных славян?
3. Данный вопрос следует подготовить, опираясь на анализ текста хрестоматии, ответив на вопросы:
- в чем специфика норм византийского права в сравнении с нормами римского права постклассического периода?
- появились ли новшества в регулировании брачно-семейных, имущественных, уголовно-правовых отношений?
- чем они обусловлены?
Основная литература:
Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.
Дополнительная литература:
1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М.: Мысль, 1999. — С. 100—117.
2. Милов Л. В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции). Древнее право. — 1998. — № 1. — С. 113—119.
3. Суворов Н. С. Учебник церковного права. М.: Зерцало, 2004. — С. 67—81, 151—155.
4. Томсинов В. А. О сущности явления, называемого рецепцией римского права., Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». — 1998. — № 4. —
С. 3—17.