Рабочий вопрос

Развитие промышленности.

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные даты.

План.

Экономическое развитие России второй половины XIX в.

I. Развитие промышленности.

П. Рабочий вопрос.

III. Положение в сельском хозяйстве.

1875 — образование Южнороссийского союза рабочих.

1878 — образование Северного союза русских рабочих.

1885 — «морозовская» стачка.

1889 — правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал.

1891 — введение нового таможенного тарифа.

1891 — начало строительства транссибирской железнодорожной магист-

рали.

1891-1892 — голод в Поволжье.
1893 — закон о запрете продажи и залога крестьянских имений.

1893 — закон о земельных переделах внутри общины.

1897 — закон об общем ограничении рабочего времени.

Рабочий вопрос. Южнороссийский союз рабочих, Северный союз русских рабо­чих, «морозовская» стачка, «оскудение центра».

С.Н.Халтурин, В.П.Обнорский Е.О.Заславский, П.А.Моисеенко.

Ведущим процессом в экономике России того периода являлось даль­нейшее развитие капиталистических отношений. Реформы 60—70-х гг. XIX в. явились важным толчком для их интенсивного развития. В 1860-1870-е гг. в России начался промышленный подъем, который завер­шается к началу 80-х гг. XIX в.

На протяжении второй половины XIX в. происходил быстрый рост про­изводства, техническое перевооружение и укрупнение предприятий. На­ряду с продолжающимся развитием и техническим перевооружением про­мышленности в старых промышленных районах — Урале, Центрально-промышленном, Северо-Западном, — эти годы были периодом быстрого развития новых промышленных районов юга России — Донецкого уголь­ного бассейна и открытого в 80-е гг. месторождения железной руды в Кри­ворожье, где началось стремительное развитие черной металлургии. Зна­чительна была роль и Бакинского нефтедобывающего района, а после со­оружения в начале 80-х гг. XIX в. нефтепровода Баку -— Батуми начался интенсивный вывоз русских нефтепродуктов за границу

Местом строительства крупных машиностроительных заводов стали Москва и Петербург. В целом продукция машиностроения увеличилась за эти годы более чем в три раза. Успехи российской промышленности при­вели к принятию в 1891 г. нового покровительственного таможенного та­рифа, увеличивающего пошлины на импорт сырья и оборудования.

Быстро развивалась и кредитная система, необходимая для промышлен­ного и железнодорожного строительства. Уже в начале 70-х гг. в России было более 70 частных банков. В 80-х гг. XIX в. отмечается значительное увеличение вложений иностранного капитала в российскую промышлен­ность. Сумма иностранного капитала в русских акционерных компаниях выросла с 97,2 млн. руб. в 1880 г. до 214,7 млн. руб. в 1890 г., то есть увели­чилась более чем в два раза. Лидерами ввоза капитала были Франция, Ан­глия и Германия. Главными отраслями вложения капитала были топлив­ная и металлургическая промышленность юга России. Именно за счет притока английского, французского и бельгийского капитала шло строи­тельство мощной угольной и металлургической промышленности в До­нецком бассейне и Южном Приднепровье. Со значительным привлечени­ем иностранного капитала шло развитие Бакинского нефтепромышлен­ного района (фирмы Нобеля, Ротшильда и др.).

Особое внимание продолжало уделяться железнодорожному строитель­ству. К началу XX в. железнодорожная сеть увеличилась до 53,2 тыс. км. В 1891 г. было начато строительство транссибирской железнодорожной магистрали от Челябинска до Владивостока.

Бурный экономический рост России вызвал появление на политичес­кой арене нового мощного класса — пролетариата. Положение рабочего класса не было одинаковым. Рабочие крупных промышленных предприя­тий занимали более привилегированное положение, нежели фабричные рабочие предприятий легкой промышленности, бурное развитие которой (как и в других европейских странах) сопровождалось усиленной эксплу­атацией людей — тяжелыми условиями труда и недостаточной оплатой.

Зарождается и рабочее движение. Первые рабочие союзы стали органи­зовываться еще в 70-е гг. XIX в. под влиянием народнической идеологии. В 1875 г. во главе с Евгением Заславским возник «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге под руководством Виктора Обнорского и Степана Халтурина образовался «Северный союз русских рабочих». В своих программных документах эти организации заявляли о решимости завое­вания для рабочих политических прав путем насильственного ниспровер­жения существующего строя. Эти организации просуществовали недолго. Их деятельность была пресечена полицией, а наиболее активные участни­ки арестованы.

Рабочее движение. В связи с дальнейшим быстрым развитием промыш­ленности в России появилось стачечное и забасто­вочное движение как средство борьбы рабочих за свои права. Самым крупным событием в рабочем движении России 80-х гг. стала стачка на Никольской мануфактуре фабриканта Морозова в Орехово-Зуеве в январе 1885 г., руководил которой рабочий Петр Моисеенко.

Усиление стачечной борьбы заставило правительственные круги обра­тить серьезное внимание на рабочий вопрос. В 1882—1886 гг. был издан ряд законов, упорядочивающих отношения между рабочими и фабрикан­тами: были введены обязательные расчетные книжки, причем фабрикан­ты обязаны были производить оплату труда только деньгами, а не нату­ральным эквивалентом, была запрещена работа малолетних и ночная ра­бота несовершеннолетних (до 17 лет) и женщин. Для надзора за исполне­нием фабричного законодательства были учреждены фабричные инспек­ции. В 1897 г. был издан общий закон об ограничении рабочего времени: мак­симальная продолжительность рабочего дня не должна была превышать одиннадцати с половиной часов. В 1903 г. был издан закон об ответственно­сти предпринимателей за несчастные случаи с рабочими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: