Начало реакционной политики.
Вступив на престол после трагической гибели своего отца, новый император Александр III (1881-1894) вынужден был выбирать между продолжением курса либеральных реформ или поворотом к реакции. Цареубийство явилось сильным потрясением для нового императора, и поэтому своей главной задачей он поставил подавление всякого революционного движения в России. Вдохновителями этого курса явились публицист М.Н.Катков и обер-прокурор св. Синода К.П.Победоносцев.
8 марта 1881 г. в комитете министров состоялось обсуждение «конституции» Лорис-Меликова. Которая после долгих дебатов не получила одобрения. 29 апреля 1881 г. Александр III подписал манифест «О незыблемости самодержавия», в котором провозглашалось, что новый император будет охранять самодержавную власть от всех попыток ее свержения или ограничения. На следующий день Лорис-Меликов подал в отставку. Вслед за ним в отставку ушли многие «либеральные» министры правительства Александра II. Однако в обстановке политического брожения Александр III не решался сразу менять политический курс. Новый министр внутренних дел Н.П.Игнатьев во многом продолжил политику своего предшественника. Реакционный курс окончательно восторжествовал лишь в мае 1883 г., когда на место Игнатьева был назначен Д.А.Толстой, а министром народного просвещения стал И.Д.Делянов. Именно с этого времени начался ряд «реформ наизнанку», которые ограничивали или искажали либеральные реформы 60-х гг.
2. Контрреформы в области образования и печати.
Наиболее ярко реакционный курс правительства проявился в отношении печати и учебных заведений. 27 августа 1882 г. правительство ввело новые «Временные правила» о печати, установившие жесткий административный контроль за периодической литературой и книгами. В 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные газеты и журналы: «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Голос» и т.д. В 1884 г. был издан новый университетский устав, во многом ограничивающий действие старого устава 1864 г. Во главе университетов был поставлен попечитель, назначавший деканов факультетов и призванный наблюдать как за ходом учебных занятий, так и за общей жизнью университета. Ректор, облеченный широкими административными полномочиями, и профессора факультетов стали назначаться министром народного просвещения. Существенно сузились права и значение ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Особая инспекция была введена для контроля за занятиями студентов и для надзора за их поведением.
5 июня 1887 г. был издан циркуляр, получивший название «о кухаркиных детях». Этот документ предлагал принимать в гимназии «только лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». По замыслу авторов, это должно было привести к тому, что гимназии «освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить их из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью была повышена и плата за обучение.
Был усилен контроль и за местными органами власти. В 1885 г. Александр III издал манифест по случаю столетнего юбилея Жалованной грамоты дворянству, в котором высказал пожелание сохранения за дворянством приоритетного места в обществе.
12 июля 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках», явившееся одной из самых реакционных мер российского правительства того времени. Таким образом правительство стремилось усилить контроль за деятельностью крестьянского самоуправления. Земские начальники назначались из дворян министром внутренних дел, по представлению губернских и уездных предводителей дворянства, и обладали широкими полномочиями. Они получили право приостанавливать любые решения сельского схода и волостного суда, назначать волостных судей. Именно в их руках теперь была сосредоточена административная и судебная власть над крестьянами. В 1890 г. было издано новое положение о земских учреждениях. Было введено новое распределение земских гласных между тремя куриями, в котором дворянству было предоставлено решительное преобладание. Так, землевладельческая курия, в которую ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, стала теперь курией только землевладельцев-дворян. Уменьшилось число гласных и по другим куриям — городской и сельской. Губернаторам предписывалось следить за правильностью и целесообразностью постановлений органов местного самоуправления. В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», также усиливавшее надзор губернаторов над органами городского самоуправления. Прежняя система выборов с разделением городского населения на три курии отменялась, и право избрания гласных предоставлялось только домовладельцам и «лицам, содержащим торгово-промышленные предприятия».
В целом, несмотря на проведенные меры, Александру III все-таки не удалось до конца уничтожить земства и городское самоуправление. Сохранилась и прежняя система судопроизводства. Сохранение старых российских порядков было уже невозможно, не соответствовало «духу времени». В стране уже сложилась совершенно иная экономическая и политическая ситуация, которая не позволила правительству осуществить контрреформы в полном объеме.