double arrow

Высшее образование


Народное образование.

Основные понятия.

План.

Культура России в начале XX в.

I.Народное образование.

1.Грамотность населения.

2. Высшее образование.

3. Общественные учебные заведения.

4. Министр Л.А.Кассо.

5. Рождение массовой книги.

II. «Революция в естествознании» и русская наука.

1. «Революция в естествознании».

2. Первые русские лауреаты Нобелевской премии.

3. Распространение марксизма.

4. Русский религиозный ренессанс.

5. Борьба материализма с идеализмом.

6. Успехи прикладных наук.

III.«Серебряный век» русской литературы.

1. Реалистическая проза.

2. Расцвет поэзии.

3. Символизм.

4. Футуризм.

IV. Реализм и модернизм в искусстве.

1. Реалисты и романтики.

2. Исторический и бытовой жанр.

3. «Мир искусства».

4. Архитектура «модерна».

5. Традиции классической музыки.

6. Новые созвучия.

7. Рождение массовой культуры.

Имена деятелей культуры.

Л.Н.Андреев, А.А.Ахматова, А.Н.Бенуа, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, A.M. и В.М. Васнецовы, В.И.Вернадский, М.А.Врубель, A.M. Горький, Н.С. Гумилев, СП. Дя­гилев, С.А.Есенин, Н.Е.Жуковский, А.Н.Крылов, В.В.Маяковский, И.И.Мечни­ков, И.П.Павлов, С.С.Прокофьев, Я.А.Протазанов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, Н.А.Римский-Корсаков, В.А.Серов, И.Ф.Стравинский, И.Д.Сытин, С.А.Чаплы­гин, Ф.О.Шехтель.

Акмеизм, богоискательство, богостроительство, идеализм, массовая культура, материализм, народный дом, народный университет, проект реформы русской ор­фографии, «революция в естествознании», символизм, стиль «модерн», футуризм.

Грамотность населения. Вконце XIX в., по данным переписи 1897 г., -грамотные в России составляли 24% населения. Среди промышленных рабочих-мужчин грамотных было 60%, среди русских кресть­ян — 30%. Особенно отставали в отношении образования женщины, деревня, народы Севера, Кавказа и Средней Азии. Насчитывалось свыше 50 народов, не имевших своей письменности. В 1907 г., в обстановке революции Министерство народного просвеще­ния внесло во II Государственную Думу законопроект «О введении всеоб­щего начального обучения в Российской империи». Принятым в 1908 г. законом предусматривалось постепенное, в течение 20 лет введение начального образования всех детей от 8 до 12 лет. Бюджет Министерства народного просвещения был увеличен в 3 раза, было открыто 50 тыс. новых школ. Но и в 1914 г. лишь половина детей школьного возраста по­сещала школу.

Для облегчения обучения Академия наук подготовила проект реформы русской орфографии: устранение устаревших букв «ять», «фита», ижица», твердого знака в конце слова, замена архаичных окончаний прилагатель­ных «-аго», «-яго» на «-его», «-ого». Однако это встретило категорические возражения консерваторов и было реализовано лишь после революции, в начале 1918 г.

Хотя со времени реформ 60-х гг. XIX в. открылся всего один университет — в Саратове, число студентов выросло с 14 тыс. в 90-е гг. до 127 тыс. в 1914 г. Действовало 20 высших спе­циальных учебных заведений. Появились первые частные вузы: Психоне­врологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта. В 1900 г. после 12-летнего перерыва в Москве открылись вновь Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в период контрреформ. В 1908 г. в Москве образовались Высшие женские сельскохозяйственные курсы под руководством известного ученого Д.Н.Прянишникова. Новые высшие женские курсы образовались в провинции.

Общественные учебные заведения.Развивалось образование для взрослых. В 1897 г. в Москве за счет фабрикантки В.А.Морозовой были открыты Пречистенские рабочие курсыс 3 отделени­ями: высшим, средним и низшим. В 1908 г. в Москве на средства отстав­ного генерала АЛ.Шанявского уже после его смерти начал работу Народ­ный университетего имени. Положение о нем приняла Государственная Дума вопреки яростному сопротивлению правых. Для университета было построено роскошное здание на Миусской площади (теперь занимаемое Российским гуманитарным университетом), приглашены лучшие про­фессора. Обучение шло вечером, на двух отделениях: научно-популярном, дававшем образование в объеме курса гимназии, и академическом. На­родные университеты со времени революции 1905—1907 г. стали откры­ваться в других городах: Нижнем Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери и др. С 90-х гг. XIX в. сначала в Петербурге, а затем и в других городах на част­ные средства строились народные дома,объединявшие под одной крышей библиотеку, читальню, театрально-концертный зал и чайную, а иногда -лавку. Наиболее известным из них был Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге.

Министр Л.А.Кассо.В1910 г. министром народного просвещения был назначен граф Л.А.Кассо, начавший поход против революционного студенчества. Он запретил студенческие союзы, в 1911 г. исключил из университетов всех участников забастовок, в 1912 г. - всех слушатель­ниц высших женских медицинских курсов в Петербурге. В знак протеста против его политики более 100 профессоров Московского университета, в том числе В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, подали в отставку.

Рождение массовой книги.Социально-экономические сдвиги рубежа XIXи XX вв. обусловили распространение достижений культуры в широких слоях городского населения. С 1890 по 1907 гг. выхо­дил Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефронав 86 томах, авторами статей в котором выступали виднейшие русские ученые. Один из его редакторов К.А.Арсеиьевс 1911 г. начал выпуск популярного Ново­го энциклопедического словаря (до Февральской революции вышло 29 томов из намеченных 48 — от «А» до «О»). На массового читателя были рассчитаны 6 изданий Энциклопедического словаря «Гранат»(выходил в 8—9 томах в 1891 —1903гг.), переработанное 7-е издание в 58 томах печата­лось с 1910 по 1948 г.

Крупнейший издатель того времени И.Д.Сытинстал выпускать деше­вую «Библиотеку для самообразования».Издательство Ф.Ф.Павленковас 1899 по 1917 гг. напечатало 5 изданий 40-томной «Научно-популярной биб­лиотеки по естествознанию». В1898—1913 гг. работало книжное товарище­ство «Знание»,важнейшим сотрудником которого был М.Горький.Наряду с изданием классиков массовыми тиражами по доступным ценам выбра­сывались на рынок дешевые детективы об американском сыщике Нате Пинкертоне, «джентльмене-грабителе» Арсене Люпене и прочая макула­тура. Массовая популярная литература породила особый слой полуобра­зованных людей, знакомых со всем понаслышке, но обо всем судивших.

Просвещение с конца XIX в. переживало переход от элитарности ко всеоб­щему образованию. Дальнейшим развитием идей эпохи Просвещения стало осознание преобразующей роли знания, но уже не для элиты, а для широких масс в целях коренного изменения действительности. Но зародилась и «мас­совая культура», ориентированная на бездумное потребление.

2. «Революция в естествознании» и русская наука.

«Революция в естествознании»На рубеже XIX и XX вв. естественные науки переживали острый кризис, вызванный накоплением новых знаний. Открытие радиоактивности, сложного строения атома и его ядра, делимости" атома и превращения одних элементов в другие, теория отно­сительности опрокинули казавшиеся незыблемыми представления.

Новый синтез наук осуществил в начале века В.И.Вернадский,ставший основателем биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им были выдвину­ты новые фундаментальные учения о биосфере — живой оболочке Земли и ноосфере — сфере разума. Ученым также выдвинута теория эволюцион­ного происхождения минералов, основана современная теория кристал­лографии. Созданная им научная школа воспитала целую плеяду выдаю­щихся ученых. В 1915 г. по инициативе Вернадского была создана Комис­сия по изучению производительных сил страны(КИПС). Он активно зани­мался политикой, был членом ЦК кадетской партии и членом Государст­венного совета по выбору от научных учреждений.

Первые русские лауреаты Нобелевской премии.Традицию отечественной школы физиологов продолжили И.П.Павлов,в 1904 г. первым из русских ученых удостоенный премии Нобеля за труды по физиологии высшей нервной системы, и И.И.Мечников- также награж­денный этой почетной премией в 1908 г. за исследование проблем имму­нитета и инфекционных заболеваний. Вынужденный уйти из Новорос­сийского университета в Одессе, Мечников долгие годы возглавлял лабо­раторию в Пастеровском институте в Париже.

Распространение марксизма. В общественных науках наибольшее влияние на умы оказал марксизм. Его выводы и методы использовали

такие разные историки, как В.О.Ключевский и М.Н.Покровский, эконо­мисты В.И.Ленин и П.Б.Струве, философы Г.В.Плеханов и Н.А.Бердяев. Марксизм позволял им выработать ответы на новые вопросы российской действительности, свободные от народнической идеализации прошлого и субъективного подхода к настоящему. Однако сделанные ими политичес­кие выводы далеко не совпадали, что обусловило ожесточенную борьбу между различными направлениями общественно-политической мысли России в конце XIX — начале XX вв.

Русский религиозный ренессанс._ Революционные потрясения начала века и последовавшая за ними реакция вызвали оживлениеинтереса к религиозной форме сознания. Модной стала проповедь «нового христианства», которое соединило бы разные религии, ре­лигию и культуру, светскую и церковную власть. Опираясь на В.С.Соловь­ева с его мистико-эротическим образом «вечной женственности» — Со­фии, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. пытались соединить «веру от­цов» с современной наукой и моралью. Некоторые русские интеллигенты от марксизма перешли к богоискательству — «новому религиозному со­знанию», стремящемуся к «царству Божию на земле». Ряд большевиков — В.Базаров, А.В.Луначарский, М.Горький основали богостроительство — социалистическую религию без Бога, обожествляющую прогресс и кол­лектив. Большевик А.А.Богданов отрицал возможность объективной истины, заменяя ее «социально организованным опытом». Согласно этой теории, ощущения — не окно человека в мир, а стена, закрывающая мир от человека.

Борьба материализма с идеализмом. Религиозная проповедь вызвала резкую отповедь со стороны убежденных материалистов Ленина и Плеханова. Поскольку речь шла о соратниках в борьбе про­тив меньшевиков, Ленин сначала надеялся изжить философские споры личным объяснением, для чего направил Богданову свою рукопись «За­метки рядового марксиста о философии». Плеханов же сразу соединил борьбу против идеализма с борьбой против большевиков. В большой кни­ге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин с позиций новейших до­стижений естествознания разбил новые идеалистические теории, доказав, что в начале века крах постиг не научные знания вообще, а устаревшиепредставления. Критерием истины должна быть не вера (где вера, там нет науки), а практика: использование нами законов природы доказывает, что мы их верно поняли.

Успехи прикладных знаний.Действительно, рубеж веков ознаменовался крупными техническими свершениями, обусловленными прогрессом науки. А.Н.Крыловразработал теорию кораблестроения, Н.Е.Жуковский— аэро- и гидродинамику, С.А.Чаплыгин— механику движения га­за со сверхзвуковыми скоростями. В 1903 г. К.Э.Циолковскийопубликовал первую работу об исследовании космоса реактивными кораблями.

Разносторонним талантом инженера обладал В.Г.Шухов.Он спроекти­ровал и построил нефтепровод Баку—Батум, стоящие до сих пор радиобашню на Шаболовке и перекрытия дебаркадера Киевского вокзала и торговых пассажей ГУМа в Москве. И.И.Сикорскийпостроил первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».

«Революция в естествознании» подготовила многие открытия XX в.: освое­ние атомной энергии, авиацию, космонавтику, появление синтетических материалов. Она оказала огромное влияние на литературу и искусство, поро­див сомнение в привычных истинах и проторенных путях и способствуя рождению новых направлений, по-новому отражавших новую, неизведанную реальность.

3. «Серебряный век» русской литературы.

Реалистическая проза.Вконце XIX - начале XX вв. продолжали творитьвеликие мастера — Л.Н.Толстой(в 1899 г. вышел его последний роман «Воскресение»), А.П.Чехов.Линию критического реализма продолжили И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.Н.Толстой.Их мир иной — небога­тые офицеры, разоряющееся дворянство, городское «дно»: публичный дом, его обитательницы и клиенты. Романтическую струю в реализм вне­сли А.М.Горький, Л.Н.Андреев.Их герой - человек из низов - смелый, свободный от условностей, бросающий вызов судьбе. Сначала его искали вне привычного круга, например, среди цыган, бродяг, затем появились образы рабочих и революционеров.

Расцвет поэзии.Новые процессы интуитивно отразила лирическая поэзия, ставшая в начале века ведущим литературным жанром. Классическую линию продолжали И.ФАнненский, АА.Ахматова(сборни­ки «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Романтику дальних стран воспевал Н.С.Гумилев(книги «Путь конкистадоров», «Романтические цветы», «Чу­жое небо»). Гумилев стал основателем акмеизма(от греческого «акме» -расцвет, высшая степень) - литературного течения, превыше всего ста­вившего ясность, точность образов, отточенную форму, естественность выражения жизни, чувства, человека вообще. Он основал «Цех поэтов» —объединение молодых литераторов, стремившихся достичь высот искусст­ва под руководством признанного мастера, каким был для них Гумилев.

Символизм.Под влиянием французских поэтов конца XIX в. воз-

никло новое направление, культивировавшее, в отли­чие от акмеизма, недосказанность, зыбкость и многозначность образов. Символисты предполагали в читателе соавтора, который по-своему, силой собственного воображения дорисовывает предлагаемую автором таинст­венную картину. Романтику символисты искали в отдаленном прошлом других стран: Древнем Египте, Ассирии, западноевропейском Средневе­ковье. Основателем русского символизма был В.Я.Брюсов,из своих сти­хов составивший первый сборник «Русские символисты». Вокруг него сложился кружок молодых поэтов, наиболее крупным из которых был А.А.Блок.Его книги «Стихи о Прекрасной даме», «Нечаянная радость», «Снежная маска» и др. упрочили за ним славу крупнейшего поэта начала XX в. Его лирический герой, в котором современники хотели видеть само­го поэта — мятущаяся сильная личность, живущая напряженной жизнью мысли и чувства, не приемлющая современный город и мир «сытых». Блок выступал и как публицист и драматург. Большинство символистов приветствовало первую и вторую русские революции, а по отношению к третьей, октябрьской, далеко разошлись — от восторженного «Слушайте революцию!» Блока до полного неприятия ее супругами З.Н.Гиппиуси Д.С.Мережковским.

Футуризм.«Революцию в искусстве» провозгласили футуристы(от future — будущее) Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, В.В.Хлеб­никови др. Они исходили из того, что новый мир невиданных перемен и неслыханных скоростей не может быть изображен старыми методами, рожденными в неторопливый век конных экипажей и пеших прогулок. Футуристы сближали поэзию и живопись, литературное творчество со словотворчеством (от замены терминов: «будетляне» вместо «футуристы», до откровенной «зауми» — лишенного видимого смысла звукоподража­ния). Бунт против литературных штампов и условностей сопровождался вызовом общественному мнению: сборник «Пощечина общественному вкусу», знаменитая «желтая кофта» Маяковского и пр. В молодом задоре футуристы призывали «сбросить с парохода современности» Пушкина и др. поэтов прошлых времен.

В начале XX в. крестьянские и рабочие поэты СА.Есенин, Н.А.Клюев, Демьян Бедный(Е.И.Придворов), а также корреспонденты большевист­ской газеты «Правда» представляли творчество классов, ранее бывших лишь объектами литературного отображения. Различаясь глубиной талан­та, они выделялись свежестью и искренностью поэтического чувства, ра­нее считавшегося привилегией «образованных классов».

Новое в языке.Ускорение ритма повседневной жизни, открытия в на­уке потребовали нового языка. Не случайно настроен­ные на волну будущего футуристы усердно занимались словотворчеством. Часть слов, означающих новые понятия, была заимствована из иностран ных языков: авиация, автомобиль, дредноут. Часть из них была приспособ­лена к русскому уху; например, в начале века говорили: «мотоциклетка», постепенно это слово сократилось сначала до «мотоциклета», а потом — до «мотоцикла». В.Хлебников пытался сочинять вместо иностранных рус­ские слова: «летоба» вместо авиации, «летвица» (летчица) и т.д. но боль­шинство их так и не прижилось, хотя в русский язык позднее вошли вме­сто «аэроплана» -- «самолет» (старое русское слово, обозначавшее один из видов парома, просто изменило свой смысл), «авиатора» все-таки заменил «летчик». Растущее употребление телеграфа ввело сначала в военную тер­минологию, потом в язык гражданского делопроизводства, а после этого — и в разговорную речь многочисленные сокращения: «главковерх» -Верховный главнокомандующий, «главкосев» — главнокомандующий вой­сками Северного фронта, «наштадив» — начальник штаба дивизии и пр.

Русская литература конца XIX — первых полутора десятков лет XX вв. отличалась как разнообразием направлений и стилей, так и стремлением литераторов к объединению, совместным поиском новых выразительных средств. Литературные группы вступали в острую полемику, предвосхи­щая ожесточенную борьбу художественных группировок 20-х гг.

4. Реализм и модернизм в искусстве началаXX в.

Реалисты и романтики. Ведущим видом искусства в конце XIX — начале XX вв. оставалась живопись. Еще продолжали работать «передвижники» И.Е.Репин, В.Д.Поленов и др. Однако гражданский пафос и тщательный реализм стали приедаться как публике, так и самим художни­кам. Новые приемы, близкие подучу к символизму, заметны уже в творче­стве В.А.Серова («Девочка с персиками», «Дети», «Похищение Европы»). Яркие романтические образы создал М.А.Врубель(«Демон», «Демон по­верженный», «Пан», «Сирень»). Традиционный жанр парадного портрета в работах Репина и Серова превратился в сатиру. Таковы не щадящие сия­тельных персонажей портреты вельмож — подготовительные работы к ог­ромной картине Репина «Заседание Государственного Совета»,

Исторический и бытовой жанр.Возврат к народным корням проявился в исторической и бытовой (жанровой) картине. В.М.Васнецов

раскрыл как трагические («После побоища Игоря Святославича с полов­цами», «Царь Иван Васильевич Грозный»), так и героически-утверждающие страницы нашей истории («Богатыри») и мир русских сказок («Але­нушка», «Иван-царевич на сером волке)». Его брат А.М.Васнецовстарал­ся с исторической точностью передать облик старой Москвы («Город строят», «Книжные лавки на Спасском мосту в XVII в.»). Откровенно лю­бовался стариной А.П.Рябушкин:«Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве в XVII столетии». Полотна Ф.А.Ма­лявина«Вихрь», и особенно - Б.М.Кустодиева«Масленица», «Купчиха», «Русская Венера», отличавшиеся яркостью красок, буйством народной стихии, воспринимались в созвучии с первой русской революцией.

«Мир искусства».Вконце XIX в. в Петербурге сложился кружок моло­дых «любителей изящного», выросший в крупнейшее художественное объединение международного значения. Его название «Мир искусства» отражало представление об огромной самостоятельной силе искусства и отрицании его национальной замкнутости. Один из представителей большой семьи художников А.Н.Бенуаувлекся галантны­ми западно-европейским XVII и русским XVIII веками: серия акварелей о Версале времени Людовика XIV, Петербурге Павла I, например, «Парад при Павле I», где любование неотделимо от иронии. В этом объединении начинал свою долгую жизнь художника и философа Н.К.Рерихкартинами на исторические темы «Гонец. Восстал род на род», «Заморские гости».

Огромна роль объединения в укреплении международных связей рус­ского искусства. С.П.Дягилевначинал с устройства в столице выставок русских, с£ащшнавских, финских и др. художников, а закончил организа­цией знаменитых «Русских сезонов» в Париже 1909-1913 гг. Дягилеву уда­лось соединить воедино музыку, балет, декорации и костюмы лучших рус­ских мастеров в единое красочное зрелище.

Архитектура «модерна». Новые материалы — бетон и стальные конструкции позволили выразить новое назначение здания, как организованного пространства. Интернациональный стиль «модерн» с его плав­ными, перетекающими формами, щедрым орнаментом, керамической плиткой, свободной планировкой позволил создавать ярко индивидуали­зированные здания. Первый этап его в России был связан с возвратом к древнерусским мотивам, типичным для эклектики: фасад Третьяковской галереи, созданный В.М.Васнецовым,Ярославский вокзал в Москве рабо­ты Ф.О.Шехтеля. Образцом зрелого русского модерна служит особняк Рябушинского того же Шехтеля: разнообразные окна фасада, оставляю­щие прохожего в недоумении: сколько же этажей в особняке — два или три, знаменитая лестница, имитирующая морскую волну, изразцовый фриз под карнизом. Для модерна характерна выдержанность стиля: архи­тектор не только проектировал фасад, но и продумывал все детали, вплоть до мебели, фонарей и дверных ручек.

Традиции классической музыки. Вконце XIX - начале XX вв. продолжал творить Н.А.Римский-Корсаков.Вначале ХХ в. им написаны оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», опера «Сказание о невидимом граде Ки­теже». Их традиции продолжили А.К.Глазунов(балеты «Раймонда», «Ба­рышня-крестьянка»), А.К.Лядов(симфонические картины «Баба Яга», «Кикимора»), Н.Я.Мясковский(1-3-я симфонии). Их отличали классиче­ская ясность, напевность мелодии, яркая образность («живопись зву­ком»). В конце XIX в. своей дипломной работой — оперой «Алеко» обра­тил на себя внимание выпускник Московской консерватории С.В.Рахма­нинов.Затем он создал два концерта для фортепиано с оркестром, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», более 20 романсов, духовные песнопения.

Новые созвучия.Свежую струю в устоявшийся мир музыки внес молодой С.С.Прокофьев,ученик Лядова и Римского-Корсакова, друг Мясковского. Его опера «Игрок», 1-я «Классическая» симфония, «Скифская сюита», цикл «Сарказмы» с их резкими контрастами звуков, необычными аккордами звучали непривычно. Своим духовным отцом считал Римского-Корсакова молодой И.Ф.Стравинский.«Русские сезо­ны» прославили его балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священ­ная». Длительное пребывание русских композиторов за границей оказало огромное влияние на западноевропейскую и американскую музыку.

Рождение массовой культуры. На грани XIX и XX вв. возникает новое явление — массовая культура. Ее основу составляет растущая грамотность широких слоев населения, социальную базу — появление у них свободного времени в результате сокращения рабочего дня и улучше­ния бытовых условий. Материальную базу ей дало развитие техники: по­явление фотографии, способа записи звука, а затем — и движущегося изо­бражения. С изобретением граммофона многие получили легкий доступ к музыке, не требующий специального обучения и способностей: поставить пластинку и наслаждаться музыкой в лучшем исполнении мог каждый. В городских парках летом играли военные и гражданские оркестры, музыка звучала зимой на катках.

Появление кинематографа.Почти сразу же с изобретением «синематографа» видовые фильмы и кинохроника стали с 1896 г. демонст­рироваться в Петербурге и Москве. В 1907 г. развернул свою деятельность первый отечественный кинопредприниматель А.А.Ханжонков.Наши иг­ровые фильмы (пока, конечно, немые) снимались по произведениям классической литературы: «Пиковая дама», «Отец Сергий». На кинофаб­рике Ханжонкова начинал крупнейший кинорежиссер начала века Я.А.Протазанов.Появились первые киноактеры немого кино — кумиры публики Вера Холодная, Иван Мозжухин.

Начало русского спорта. Вконце XIX в. образовались первые спортивные клубы, сначала для состоятельных людей, способных платить высокие членские взносы и приобретать дорогостоящие яхты и скаковых лошадей, затем все более доступные, приобщавшие людей к теннису, лыжам, конькам, позже — к футболу. Нередко инициаторами этих клубов были английские инженеры, работавшие на русских предпри­ятиях и принесших с родины любимые виды спорта и навыки его органи­зации. Русские спортсмены принимали участие в первых Олимпиадах и других международных соревнованиях. Особенно славились конькобеж­цы. Очень популярен был велосипедный спорт, а в 10-е гг.XX в. — авиаци­онный. Первые демонстрационные полеты проходили на ипподромах, за­тем стали совершаться дальние перелеты: Петербург—Москва, Одесса-Петербург и т.д., длящиеся по нескольку дней.

Русская культура начала XX в. представляет собой широкий спектр раз­нообразных направлений и школ. Культура стала более массовой, проникла в городские низы. Выросла роль общественности: благотворительности в образовании, меценатства в искусстве, объединения сил самих ученых, педа­гогов и художников. Напряженные духовные искания стали идейной прелю­дией революции.


Сейчас читают про: