Народное образование.
Основные понятия.
План.
Культура России в начале XX в.
I. Народное образование.
1.Грамотность населения.
2. Высшее образование.
3. Общественные учебные заведения.
4. Министр Л.А.Кассо.
5. Рождение массовой книги.
II. «Революция в естествознании» и русская наука.
1. «Революция в естествознании».
2. Первые русские лауреаты Нобелевской премии.
3. Распространение марксизма.
4. Русский религиозный ренессанс.
5. Борьба материализма с идеализмом.
6. Успехи прикладных наук.
III. «Серебряный век» русской литературы.
1. Реалистическая проза.
2. Расцвет поэзии.
3. Символизм.
4. Футуризм.
IV. Реализм и модернизм в искусстве.
1. Реалисты и романтики.
2. Исторический и бытовой жанр.
3. «Мир искусства».
4. Архитектура «модерна».
5. Традиции классической музыки.
6. Новые созвучия.
7. Рождение массовой культуры.
Имена деятелей культуры.
Л.Н.Андреев, А.А.Ахматова, А.Н.Бенуа, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, A.M. и В.М. Васнецовы, В.И.Вернадский, М.А.Врубель, A.M. Горький, Н.С. Гумилев, СП. Дягилев, С.А.Есенин, Н.Е.Жуковский, А.Н.Крылов, В.В.Маяковский, И.И.Мечников, И.П.Павлов, С.С.Прокофьев, Я.А.Протазанов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, Н.А.Римский-Корсаков, В.А.Серов, И.Ф.Стравинский, И.Д.Сытин, С.А.Чаплыгин, Ф.О.Шехтель.
Акмеизм, богоискательство, богостроительство, идеализм, массовая культура, материализм, народный дом, народный университет, проект реформы русской орфографии, «революция в естествознании», символизм, стиль «модерн», футуризм.
Грамотность населения. В конце XIX в., по данным переписи 1897 г., -грамотные в России составляли 24% населения. Среди промышленных рабочих-мужчин грамотных было 60%, среди русских крестьян — 30%. Особенно отставали в отношении образования женщины, деревня, народы Севера, Кавказа и Средней Азии. Насчитывалось свыше 50 народов, не имевших своей письменности. В 1907 г., в обстановке революции Министерство народного просвещения внесло во II Государственную Думу законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Принятым в 1908 г. законом предусматривалось постепенное, в течение 20 лет введение начального образования всех детей от 8 до 12 лет. Бюджет Министерства народного просвещения был увеличен в 3 раза, было открыто 50 тыс. новых школ. Но и в 1914 г. лишь половина детей школьного возраста посещала школу.
Для облегчения обучения Академия наук подготовила проект реформы русской орфографии: устранение устаревших букв «ять», «фита», ижица», твердого знака в конце слова, замена архаичных окончаний прилагательных «-аго», «-яго» на «-его», «-ого». Однако это встретило категорические возражения консерваторов и было реализовано лишь после революции, в начале 1918 г.
Хотя со времени реформ 60-х гг. XIX в. открылся всего один университет — в Саратове, число студентов выросло с 14 тыс. в 90-е гг. до 127 тыс. в 1914 г. Действовало 20 высших специальных учебных заведений. Появились первые частные вузы: Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта. В 1900 г. после 12-летнего перерыва в Москве открылись вновь Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в период контрреформ. В 1908 г. в Москве образовались Высшие женские сельскохозяйственные курсы под руководством известного ученого Д.Н.Прянишникова. Новые высшие женские курсы образовались в провинции.
Общественные учебные заведения. Развивалось образование для взрослых. В 1897 г. в Москве за счет фабрикантки В.А.Морозовой были открыты Пречистенские рабочие курсы с 3 отделениями: высшим, средним и низшим. В 1908 г. в Москве на средства отставного генерала АЛ.Шанявского уже после его смерти начал работу Народный университет его имени. Положение о нем приняла Государственная Дума вопреки яростному сопротивлению правых. Для университета было построено роскошное здание на Миусской площади (теперь занимаемое Российским гуманитарным университетом), приглашены лучшие профессора. Обучение шло вечером, на двух отделениях: научно-популярном, дававшем образование в объеме курса гимназии, и академическом. Народные университеты со времени революции 1905—1907 г. стали открываться в других городах: Нижнем Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери и др. С 90-х гг. XIX в. сначала в Петербурге, а затем и в других городах на частные средства строились народные дома, объединявшие под одной крышей библиотеку, читальню, театрально-концертный зал и чайную, а иногда -лавку. Наиболее известным из них был Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге.
Министр Л.А.Кассо. В1910 г. министром народного просвещения был назначен граф Л.А.Кассо, начавший поход против революционного студенчества. Он запретил студенческие союзы, в 1911 г. исключил из университетов всех участников забастовок, в 1912 г. - всех слушательниц высших женских медицинских курсов в Петербурге. В знак протеста против его политики более 100 профессоров Московского университета, в том числе В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, подали в отставку.
Рождение массовой книги. Социально-экономические сдвиги рубежа XIX и XX вв. обусловили распространение достижений культуры в широких слоях городского населения. С 1890 по 1907 гг. выходил Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 86 томах, авторами статей в котором выступали виднейшие русские ученые. Один из его редакторов К.А.Арсеиьев с 1911 г. начал выпуск популярного Нового энциклопедического словаря (до Февральской революции вышло 29 томов из намеченных 48 — от «А» до «О»). На массового читателя были рассчитаны 6 изданий Энциклопедического словаря «Гранат» (выходил в 8—9 томах в 1891 —1903гг.), переработанное 7-е издание в 58 томах печаталось с 1910 по 1948 г.
Крупнейший издатель того времени И.Д.Сытин стал выпускать дешевую «Библиотеку для самообразования». Издательство Ф.Ф.Павленкова с 1899 по 1917 гг. напечатало 5 изданий 40-томной «Научно-популярной библиотеки по естествознанию». В 1898—1913 гг. работало книжное товарищество «Знание», важнейшим сотрудником которого был М.Горький. Наряду с изданием классиков массовыми тиражами по доступным ценам выбрасывались на рынок дешевые детективы об американском сыщике Нате Пинкертоне, «джентльмене-грабителе» Арсене Люпене и прочая макулатура. Массовая популярная литература породила особый слой полуобразованных людей, знакомых со всем понаслышке, но обо всем судивших.
Просвещение с конца XIX в. переживало переход от элитарности ко всеобщему образованию. Дальнейшим развитием идей эпохи Просвещения стало осознание преобразующей роли знания, но уже не для элиты, а для широких масс в целях коренного изменения действительности. Но зародилась и «массовая культура», ориентированная на бездумное потребление.
2. «Революция в естествознании» и русская наука.
«Революция в естествознании» На рубеже XIX и XX вв. естественные науки переживали острый кризис, вызванный накоплением новых знаний. Открытие радиоактивности, сложного строения атома и его ядра, делимости" атома и превращения одних элементов в другие, теория относительности опрокинули казавшиеся незыблемыми представления.
Новый синтез наук осуществил в начале века В.И.Вернадский, ставший основателем биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им были выдвинуты новые фундаментальные учения о биосфере — живой оболочке Земли и ноосфере — сфере разума. Ученым также выдвинута теория эволюционного происхождения минералов, основана современная теория кристаллографии. Созданная им научная школа воспитала целую плеяду выдающихся ученых. В 1915 г. по инициативе Вернадского была создана Комиссия по изучению производительных сил страны (КИПС). Он активно занимался политикой, был членом ЦК кадетской партии и членом Государственного совета по выбору от научных учреждений.
Первые русские лауреаты Нобелевской премии. Традицию отечественной школы физиологов продолжили И.П.Павлов, в 1904 г. первым из русских ученых удостоенный премии Нобеля за труды по физиологии высшей нервной системы, и И.И.Мечников - также награжденный этой почетной премией в 1908 г. за исследование проблем иммунитета и инфекционных заболеваний. Вынужденный уйти из Новороссийского университета в Одессе, Мечников долгие годы возглавлял лабораторию в Пастеровском институте в Париже.
Распространение марксизма. В общественных науках наибольшее влияние на умы оказал марксизм. Его выводы и методы использовали
такие разные историки, как В.О.Ключевский и М.Н.Покровский, экономисты В.И.Ленин и П.Б.Струве, философы Г.В.Плеханов и Н.А.Бердяев. Марксизм позволял им выработать ответы на новые вопросы российской действительности, свободные от народнической идеализации прошлого и субъективного подхода к настоящему. Однако сделанные ими политические выводы далеко не совпадали, что обусловило ожесточенную борьбу между различными направлениями общественно-политической мысли России в конце XIX — начале XX вв.
Русский религиозный ренессанс. _ Революционные потрясения начала века и последовавшая за ними реакция вызвали оживлениеинтереса к религиозной форме сознания. Модной стала проповедь «нового христианства», которое соединило бы разные религии, религию и культуру, светскую и церковную власть. Опираясь на В.С.Соловьева с его мистико-эротическим образом «вечной женственности» — Софии, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. пытались соединить «веру отцов» с современной наукой и моралью. Некоторые русские интеллигенты от марксизма перешли к богоискательству — «новому религиозному сознанию», стремящемуся к «царству Божию на земле». Ряд большевиков — В.Базаров, А.В.Луначарский, М.Горький основали богостроительство — социалистическую религию без Бога, обожествляющую прогресс и коллектив. Большевик А.А.Богданов отрицал возможность объективной истины, заменяя ее «социально организованным опытом». Согласно этой теории, ощущения — не окно человека в мир, а стена, закрывающая мир от человека.
Борьба материализма с идеализмом. Религиозная проповедь вызвала резкую отповедь со стороны убежденных материалистов Ленина и Плеханова. Поскольку речь шла о соратниках в борьбе против меньшевиков, Ленин сначала надеялся изжить философские споры личным объяснением, для чего направил Богданову свою рукопись «Заметки рядового марксиста о философии». Плеханов же сразу соединил борьбу против идеализма с борьбой против большевиков. В большой книге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин с позиций новейших достижений естествознания разбил новые идеалистические теории, доказав, что в начале века крах постиг не научные знания вообще, а устаревшиепредставления. Критерием истины должна быть не вера (где вера, там нет науки), а практика: использование нами законов природы доказывает, что мы их верно поняли.
Успехи прикладных знаний. Действительно, рубеж веков ознаменовался крупными техническими свершениями, обусловленными прогрессом науки. А.Н.Крылов разработал теорию кораблестроения, Н.Е.Жуковский — аэро- и гидродинамику, С.А.Чаплыгин — механику движения газа со сверхзвуковыми скоростями. В 1903 г. К.Э.Циолковский опубликовал первую работу об исследовании космоса реактивными кораблями.
Разносторонним талантом инженера обладал В.Г.Шухов. Он спроектировал и построил нефтепровод Баку—Батум, стоящие до сих пор радиобашню на Шаболовке и перекрытия дебаркадера Киевского вокзала и торговых пассажей ГУМа в Москве. И.И.Сикорский построил первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».
«Революция в естествознании» подготовила многие открытия XX в.: освоение атомной энергии, авиацию, космонавтику, появление синтетических материалов. Она оказала огромное влияние на литературу и искусство, породив сомнение в привычных истинах и проторенных путях и способствуя рождению новых направлений, по-новому отражавших новую, неизведанную реальность.
3. «Серебряный век» русской литературы.
Реалистическая проза. Вконце XIX - начале XX вв. продолжали творитьвеликие мастера — Л.Н.Толстой (в 1899 г. вышел его последний роман «Воскресение»), А.П.Чехов. Линию критического реализма продолжили И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.Н.Толстой. Их мир иной — небогатые офицеры, разоряющееся дворянство, городское «дно»: публичный дом, его обитательницы и клиенты. Романтическую струю в реализм внесли А.М.Горький, Л.Н.Андреев. Их герой - человек из низов - смелый, свободный от условностей, бросающий вызов судьбе. Сначала его искали вне привычного круга, например, среди цыган, бродяг, затем появились образы рабочих и революционеров.
Расцвет поэзии. Новые процессы интуитивно отразила лирическая поэзия, ставшая в начале века ведущим литературным жанром. Классическую линию продолжали И.ФАнненский, АА.Ахматова (сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Романтику дальних стран воспевал Н.С.Гумилев (книги «Путь конкистадоров», «Романтические цветы», «Чужое небо»). Гумилев стал основателем акмеизма (от греческого «акме» -расцвет, высшая степень) - литературного течения, превыше всего ставившего ясность, точность образов, отточенную форму, естественность выражения жизни, чувства, человека вообще. Он основал «Цех поэтов» —объединение молодых литераторов, стремившихся достичь высот искусства под руководством признанного мастера, каким был для них Гумилев.
Символизм. Под влиянием французских поэтов конца XIX в. воз-
никло новое направление, культивировавшее, в отличие от акмеизма, недосказанность, зыбкость и многозначность образов. Символисты предполагали в читателе соавтора, который по-своему, силой собственного воображения дорисовывает предлагаемую автором таинственную картину. Романтику символисты искали в отдаленном прошлом других стран: Древнем Египте, Ассирии, западноевропейском Средневековье. Основателем русского символизма был В.Я.Брюсов, из своих стихов составивший первый сборник «Русские символисты». Вокруг него сложился кружок молодых поэтов, наиболее крупным из которых был А.А.Блок. Его книги «Стихи о Прекрасной даме», «Нечаянная радость», «Снежная маска» и др. упрочили за ним славу крупнейшего поэта начала XX в. Его лирический герой, в котором современники хотели видеть самого поэта — мятущаяся сильная личность, живущая напряженной жизнью мысли и чувства, не приемлющая современный город и мир «сытых». Блок выступал и как публицист и драматург. Большинство символистов приветствовало первую и вторую русские революции, а по отношению к третьей, октябрьской, далеко разошлись — от восторженного «Слушайте революцию!» Блока до полного неприятия ее супругами З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковским.
Футуризм. «Революцию в искусстве» провозгласили футуристы (от future — будущее) Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, В.В.Хлебников и др. Они исходили из того, что новый мир невиданных перемен и неслыханных скоростей не может быть изображен старыми методами, рожденными в неторопливый век конных экипажей и пеших прогулок. Футуристы сближали поэзию и живопись, литературное творчество со словотворчеством (от замены терминов: «будетляне» вместо «футуристы», до откровенной «зауми» — лишенного видимого смысла звукоподражания). Бунт против литературных штампов и условностей сопровождался вызовом общественному мнению: сборник «Пощечина общественному вкусу», знаменитая «желтая кофта» Маяковского и пр. В молодом задоре футуристы призывали «сбросить с парохода современности» Пушкина и др. поэтов прошлых времен.
В начале XX в. крестьянские и рабочие поэты СА.Есенин, Н.А.Клюев, Демьян Бедный (Е.И.Придворов), а также корреспонденты большевистской газеты «Правда» представляли творчество классов, ранее бывших лишь объектами литературного отображения. Различаясь глубиной таланта, они выделялись свежестью и искренностью поэтического чувства, ранее считавшегося привилегией «образованных классов».
Новое в языке. Ускорение ритма повседневной жизни, открытия в науке потребовали нового языка. Не случайно настроенные на волну будущего футуристы усердно занимались словотворчеством. Часть слов, означающих новые понятия, была заимствована из иностран ных языков: авиация, автомобиль, дредноут. Часть из них была приспособлена к русскому уху; например, в начале века говорили: «мотоциклетка», постепенно это слово сократилось сначала до «мотоциклета», а потом — до «мотоцикла». В.Хлебников пытался сочинять вместо иностранных русские слова: «летоба» вместо авиации, «летвица» (летчица) и т.д. но большинство их так и не прижилось, хотя в русский язык позднее вошли вместо «аэроплана» -- «самолет» (старое русское слово, обозначавшее один из видов парома, просто изменило свой смысл), «авиатора» все-таки заменил «летчик». Растущее употребление телеграфа ввело сначала в военную терминологию, потом в язык гражданского делопроизводства, а после этого — и в разговорную речь многочисленные сокращения: «главковерх» -Верховный главнокомандующий, «главкосев» — главнокомандующий войсками Северного фронта, «наштадив» — начальник штаба дивизии и пр.
Русская литература конца XIX — первых полутора десятков лет XX вв. отличалась как разнообразием направлений и стилей, так и стремлением литераторов к объединению, совместным поиском новых выразительных средств. Литературные группы вступали в острую полемику, предвосхищая ожесточенную борьбу художественных группировок 20-х гг.
4. Реализм и модернизм в искусстве начала XX в.
Реалисты и романтики. Ведущим видом искусства в конце XIX — начале XX вв. оставалась живопись. Еще продолжали работать «передвижники» И.Е.Репин, В.Д.Поленов и др. Однако гражданский пафос и тщательный реализм стали приедаться как публике, так и самим художникам. Новые приемы, близкие подучу к символизму, заметны уже в творчестве В.А.Серова («Девочка с персиками», «Дети», «Похищение Европы»). Яркие романтические образы создал М.А.Врубель («Демон», «Демон поверженный», «Пан», «Сирень»). Традиционный жанр парадного портрета в работах Репина и Серова превратился в сатиру. Таковы не щадящие сиятельных персонажей портреты вельмож — подготовительные работы к огромной картине Репина «Заседание Государственного Совета»,
Исторический и бытовой жанр. Возврат к народным корням проявился в исторической и бытовой (жанровой) картине. В.М.Васнецов
раскрыл как трагические («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный»), так и героически-утверждающие страницы нашей истории («Богатыри») и мир русских сказок («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке)». Его брат А.М.Васнецов старался с исторической точностью передать облик старой Москвы («Город строят», «Книжные лавки на Спасском мосту в XVII в.»). Откровенно любовался стариной А.П.Рябушкин: «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве в XVII столетии». Полотна Ф.А.Малявина «Вихрь», и особенно - Б.М.Кустодиева «Масленица», «Купчиха», «Русская Венера», отличавшиеся яркостью красок, буйством народной стихии, воспринимались в созвучии с первой русской революцией.
«Мир искусства». Вконце XIX в. в Петербурге сложился кружок молодых «любителей изящного», выросший в крупнейшее художественное объединение международного значения. Его название «Мир искусства» отражало представление об огромной самостоятельной силе искусства и отрицании его национальной замкнутости. Один из представителей большой семьи художников А.Н.Бенуа увлекся галантными западно-европейским XVII и русским XVIII веками: серия акварелей о Версале времени Людовика XIV, Петербурге Павла I, например, «Парад при Павле I», где любование неотделимо от иронии. В этом объединении начинал свою долгую жизнь художника и философа Н.К.Рерих картинами на исторические темы «Гонец. Восстал род на род», «Заморские гости».
Огромна роль объединения в укреплении международных связей русского искусства. С.П.Дягилев начинал с устройства в столице выставок русских, с£ащшнавских, финских и др. художников, а закончил организацией знаменитых «Русских сезонов» в Париже 1909-1913 гг. Дягилеву удалось соединить воедино музыку, балет, декорации и костюмы лучших русских мастеров в единое красочное зрелище.
Архитектура «модерна». Новые материалы — бетон и стальные конструкции позволили выразить новое назначение здания, как организованного пространства. Интернациональный стиль «модерн» с его плавными, перетекающими формами, щедрым орнаментом, керамической плиткой, свободной планировкой позволил создавать ярко индивидуализированные здания. Первый этап его в России был связан с возвратом к древнерусским мотивам, типичным для эклектики: фасад Третьяковской галереи, созданный В.М.Васнецовым, Ярославский вокзал в Москве работы Ф.О.Шехтеля. Образцом зрелого русского модерна служит особняк Рябушинского того же Шехтеля: разнообразные окна фасада, оставляющие прохожего в недоумении: сколько же этажей в особняке — два или три, знаменитая лестница, имитирующая морскую волну, изразцовый фриз под карнизом. Для модерна характерна выдержанность стиля: архитектор не только проектировал фасад, но и продумывал все детали, вплоть до мебели, фонарей и дверных ручек.
Традиции классической музыки. В конце XIX - начале XX вв. продолжал творить Н.А.Римский-Корсаков. Вначале ХХ в. им написаны оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», опера «Сказание о невидимом граде Китеже». Их традиции продолжили А.К.Глазунов (балеты «Раймонда», «Барышня-крестьянка»), А.К.Лядов (симфонические картины «Баба Яга», «Кикимора»), Н.Я.Мясковский (1-3-я симфонии). Их отличали классическая ясность, напевность мелодии, яркая образность («живопись звуком»). В конце XIX в. своей дипломной работой — оперой «Алеко» обратил на себя внимание выпускник Московской консерватории С.В.Рахманинов. Затем он создал два концерта для фортепиано с оркестром, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», более 20 романсов, духовные песнопения.
Новые созвучия. Свежую струю в устоявшийся мир музыки внес молодой С.С.Прокофьев, ученик Лядова и Римского-Корсакова, друг Мясковского. Его опера «Игрок», 1-я «Классическая» симфония, «Скифская сюита», цикл «Сарказмы» с их резкими контрастами звуков, необычными аккордами звучали непривычно. Своим духовным отцом считал Римского-Корсакова молодой И.Ф.Стравинский. «Русские сезоны» прославили его балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Длительное пребывание русских композиторов за границей оказало огромное влияние на западноевропейскую и американскую музыку.
Рождение массовой культуры. На грани XIX и XX вв. возникает новое явление — массовая культура. Ее основу составляет растущая грамотность широких слоев населения, социальную базу — появление у них свободного времени в результате сокращения рабочего дня и улучшения бытовых условий. Материальную базу ей дало развитие техники: появление фотографии, способа записи звука, а затем — и движущегося изображения. С изобретением граммофона многие получили легкий доступ к музыке, не требующий специального обучения и способностей: поставить пластинку и наслаждаться музыкой в лучшем исполнении мог каждый. В городских парках летом играли военные и гражданские оркестры, музыка звучала зимой на катках.
Появление кинематографа. Почти сразу же с изобретением «синематографа» видовые фильмы и кинохроника стали с 1896 г. демонстрироваться в Петербурге и Москве. В 1907 г. развернул свою деятельность первый отечественный кинопредприниматель А.А.Ханжонков. Наши игровые фильмы (пока, конечно, немые) снимались по произведениям классической литературы: «Пиковая дама», «Отец Сергий». На кинофабрике Ханжонкова начинал крупнейший кинорежиссер начала века Я.А.Протазанов. Появились первые киноактеры немого кино — кумиры публики Вера Холодная, Иван Мозжухин.
Начало русского спорта. В конце XIX в. образовались первые спортивные клубы, сначала для состоятельных людей, способных платить высокие членские взносы и приобретать дорогостоящие яхты и скаковых лошадей, затем все более доступные, приобщавшие людей к теннису, лыжам, конькам, позже — к футболу. Нередко инициаторами этих клубов были английские инженеры, работавшие на русских предприятиях и принесших с родины любимые виды спорта и навыки его организации. Русские спортсмены принимали участие в первых Олимпиадах и других международных соревнованиях. Особенно славились конькобежцы. Очень популярен был велосипедный спорт, а в 10-е гг.XX в. — авиационный. Первые демонстрационные полеты проходили на ипподромах, затем стали совершаться дальние перелеты: Петербург—Москва, Одесса-Петербург и т.д., длящиеся по нескольку дней.
Русская культура начала XX в. представляет собой широкий спектр разнообразных направлений и школ. Культура стала более массовой, проникла в городские низы. Выросла роль общественности: благотворительности в образовании, меценатства в искусстве, объединения сил самих ученых, педагогов и художников. Напряженные духовные искания стали идейной прелюдией революции.