Высшее образование

Народное образование.

Основные понятия.

План.

Культура России в начале XX в.

I. Народное образование.

1.Грамотность населения.

2. Высшее образование.

3. Общественные учебные заведения.

4. Министр Л.А.Кассо.

5. Рождение массовой книги.

II. «Революция в естествознании» и русская наука.

1. «Революция в естествознании».

2. Первые русские лауреаты Нобелевской премии.

3. Распространение марксизма.

4. Русский религиозный ренессанс.

5. Борьба материализма с идеализмом.

6. Успехи прикладных наук.

III. «Серебряный век» русской литературы.

1. Реалистическая проза.

2. Расцвет поэзии.

3. Символизм.

4. Футуризм.

IV. Реализм и модернизм в искусстве.

1. Реалисты и романтики.

2. Исторический и бытовой жанр.

3. «Мир искусства».

4. Архитектура «модерна».

5. Традиции классической музыки.

6. Новые созвучия.

7. Рождение массовой культуры.

Имена деятелей культуры.

Л.Н.Андреев, А.А.Ахматова, А.Н.Бенуа, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, A.M. и В.М. Васнецовы, В.И.Вернадский, М.А.Врубель, A.M. Горький, Н.С. Гумилев, СП. Дя­гилев, С.А.Есенин, Н.Е.Жуковский, А.Н.Крылов, В.В.Маяковский, И.И.Мечни­ков, И.П.Павлов, С.С.Прокофьев, Я.А.Протазанов, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, Н.А.Римский-Корсаков, В.А.Серов, И.Ф.Стравинский, И.Д.Сытин, С.А.Чаплы­гин, Ф.О.Шехтель.

Акмеизм, богоискательство, богостроительство, идеализм, массовая культура, материализм, народный дом, народный университет, проект реформы русской ор­фографии, «революция в естествознании», символизм, стиль «модерн», футуризм.

Грамотность населения. В конце XIX в., по данным переписи 1897 г., -грамотные в России составляли 24% населения. Среди промышленных рабочих-мужчин грамотных было 60%, среди русских кресть­ян — 30%. Особенно отставали в отношении образования женщины, деревня, народы Севера, Кавказа и Средней Азии. Насчитывалось свыше 50 народов, не имевших своей письменности. В 1907 г., в обстановке революции Министерство народного просвеще­ния внесло во II Государственную Думу законопроект «О введении всеоб­щего начального обучения в Российской империи». Принятым в 1908 г. законом предусматривалось постепенное, в течение 20 лет введение начального образования всех детей от 8 до 12 лет. Бюджет Министерства народного просвещения был увеличен в 3 раза, было открыто 50 тыс. новых школ. Но и в 1914 г. лишь половина детей школьного возраста по­сещала школу.

Для облегчения обучения Академия наук подготовила проект реформы русской орфографии: устранение устаревших букв «ять», «фита», ижица», твердого знака в конце слова, замена архаичных окончаний прилагатель­ных «-аго», «-яго» на «-его», «-ого». Однако это встретило категорические возражения консерваторов и было реализовано лишь после революции, в начале 1918 г.

Хотя со времени реформ 60-х гг. XIX в. открылся всего один университет — в Саратове, число студентов выросло с 14 тыс. в 90-е гг. до 127 тыс. в 1914 г. Действовало 20 высших спе­циальных учебных заведений. Появились первые частные вузы: Психоне­врологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта. В 1900 г. после 12-летнего перерыва в Москве открылись вновь Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в период контрреформ. В 1908 г. в Москве образовались Высшие женские сельскохозяйственные курсы под руководством известного ученого Д.Н.Прянишникова. Новые высшие женские курсы образовались в провинции.

Общественные учебные заведения. Развивалось образование для взрослых. В 1897 г. в Москве за счет фабрикантки В.А.Морозовой были открыты Пречистенские рабочие курсы с 3 отделени­ями: высшим, средним и низшим. В 1908 г. в Москве на средства отстав­ного генерала АЛ.Шанявского уже после его смерти начал работу Народ­ный университет его имени. Положение о нем приняла Государственная Дума вопреки яростному сопротивлению правых. Для университета было построено роскошное здание на Миусской площади (теперь занимаемое Российским гуманитарным университетом), приглашены лучшие про­фессора. Обучение шло вечером, на двух отделениях: научно-популярном, дававшем образование в объеме курса гимназии, и академическом. На­родные университеты со времени революции 1905—1907 г. стали откры­ваться в других городах: Нижнем Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери и др. С 90-х гг. XIX в. сначала в Петербурге, а затем и в других городах на част­ные средства строились народные дома, объединявшие под одной крышей библиотеку, читальню, театрально-концертный зал и чайную, а иногда -лавку. Наиболее известным из них был Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге.

Министр Л.А.Кассо. В1910 г. министром народного просвещения был назначен граф Л.А.Кассо, начавший поход против революционного студенчества. Он запретил студенческие союзы, в 1911 г. исключил из университетов всех участников забастовок, в 1912 г. - всех слушатель­ниц высших женских медицинских курсов в Петербурге. В знак протеста против его политики более 100 профессоров Московского университета, в том числе В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, подали в отставку.

Рождение массовой книги. Социально-экономические сдвиги рубежа XIX и XX вв. обусловили распространение достижений культуры в широких слоях городского населения. С 1890 по 1907 гг. выхо­дил Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 86 томах, авторами статей в котором выступали виднейшие русские ученые. Один из его редакторов К.А.Арсеиьев с 1911 г. начал выпуск популярного Ново­го энциклопедического словаря (до Февральской революции вышло 29 томов из намеченных 48 — от «А» до «О»). На массового читателя были рассчитаны 6 изданий Энциклопедического словаря «Гранат» (выходил в 8—9 томах в 1891 —1903гг.), переработанное 7-е издание в 58 томах печата­лось с 1910 по 1948 г.

Крупнейший издатель того времени И.Д.Сытин стал выпускать деше­вую «Библиотеку для самообразования». Издательство Ф.Ф.Павленкова с 1899 по 1917 гг. напечатало 5 изданий 40-томной «Научно-популярной биб­лиотеки по естествознанию». В 1898—1913 гг. работало книжное товарище­ство «Знание», важнейшим сотрудником которого был М.Горький. Наряду с изданием классиков массовыми тиражами по доступным ценам выбра­сывались на рынок дешевые детективы об американском сыщике Нате Пинкертоне, «джентльмене-грабителе» Арсене Люпене и прочая макула­тура. Массовая популярная литература породила особый слой полуобра­зованных людей, знакомых со всем понаслышке, но обо всем судивших.

Просвещение с конца XIX в. переживало переход от элитарности ко всеоб­щему образованию. Дальнейшим развитием идей эпохи Просвещения стало осознание преобразующей роли знания, но уже не для элиты, а для широких масс в целях коренного изменения действительности. Но зародилась и «мас­совая культура», ориентированная на бездумное потребление.

2. «Революция в естествознании» и русская наука.

«Революция в естествознании» На рубеже XIX и XX вв. естественные науки переживали острый кризис, вызванный накоплением новых знаний. Открытие радиоактивности, сложного строения атома и его ядра, делимости" атома и превращения одних элементов в другие, теория отно­сительности опрокинули казавшиеся незыблемыми представления.

Новый синтез наук осуществил в начале века В.И.Вернадский, ставший основателем биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им были выдвину­ты новые фундаментальные учения о биосфере — живой оболочке Земли и ноосфере — сфере разума. Ученым также выдвинута теория эволюцион­ного происхождения минералов, основана современная теория кристал­лографии. Созданная им научная школа воспитала целую плеяду выдаю­щихся ученых. В 1915 г. по инициативе Вернадского была создана Комис­сия по изучению производительных сил страны (КИПС). Он активно зани­мался политикой, был членом ЦК кадетской партии и членом Государст­венного совета по выбору от научных учреждений.

Первые русские лауреаты Нобелевской премии. Традицию отечественной школы физиологов продолжили И.П.Павлов, в 1904 г. первым из русских ученых удостоенный премии Нобеля за труды по физиологии высшей нервной системы, и И.И.Мечников - также награж­денный этой почетной премией в 1908 г. за исследование проблем имму­нитета и инфекционных заболеваний. Вынужденный уйти из Новорос­сийского университета в Одессе, Мечников долгие годы возглавлял лабо­раторию в Пастеровском институте в Париже.

Распространение марксизма. В общественных науках наибольшее влияние на умы оказал марксизм. Его выводы и методы использовали

такие разные историки, как В.О.Ключевский и М.Н.Покровский, эконо­мисты В.И.Ленин и П.Б.Струве, философы Г.В.Плеханов и Н.А.Бердяев. Марксизм позволял им выработать ответы на новые вопросы российской действительности, свободные от народнической идеализации прошлого и субъективного подхода к настоящему. Однако сделанные ими политичес­кие выводы далеко не совпадали, что обусловило ожесточенную борьбу между различными направлениями общественно-политической мысли России в конце XIX — начале XX вв.

Русский религиозный ренессанс. _ Революционные потрясения начала века и последовавшая за ними реакция вызвали оживлениеинтереса к религиозной форме сознания. Модной стала проповедь «нового христианства», которое соединило бы разные религии, ре­лигию и культуру, светскую и церковную власть. Опираясь на В.С.Соловь­ева с его мистико-эротическим образом «вечной женственности» — Со­фии, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. пытались соединить «веру от­цов» с современной наукой и моралью. Некоторые русские интеллигенты от марксизма перешли к богоискательству — «новому религиозному со­знанию», стремящемуся к «царству Божию на земле». Ряд большевиков — В.Базаров, А.В.Луначарский, М.Горький основали богостроительство — социалистическую религию без Бога, обожествляющую прогресс и кол­лектив. Большевик А.А.Богданов отрицал возможность объективной истины, заменяя ее «социально организованным опытом». Согласно этой теории, ощущения — не окно человека в мир, а стена, закрывающая мир от человека.

Борьба материализма с идеализмом. Религиозная проповедь вызвала резкую отповедь со стороны убежденных материалистов Ленина и Плеханова. Поскольку речь шла о соратниках в борьбе про­тив меньшевиков, Ленин сначала надеялся изжить философские споры личным объяснением, для чего направил Богданову свою рукопись «За­метки рядового марксиста о философии». Плеханов же сразу соединил борьбу против идеализма с борьбой против большевиков. В большой кни­ге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин с позиций новейших до­стижений естествознания разбил новые идеалистические теории, доказав, что в начале века крах постиг не научные знания вообще, а устаревшиепредставления. Критерием истины должна быть не вера (где вера, там нет науки), а практика: использование нами законов природы доказывает, что мы их верно поняли.

Успехи прикладных знаний. Действительно, рубеж веков ознаменовался крупными техническими свершениями, обусловленными прогрессом науки. А.Н.Крылов разработал теорию кораблестроения, Н.Е.Жуковский — аэро- и гидродинамику, С.А.Чаплыгин — механику движения га­за со сверхзвуковыми скоростями. В 1903 г. К.Э.Циолковский опубликовал первую работу об исследовании космоса реактивными кораблями.

Разносторонним талантом инженера обладал В.Г.Шухов. Он спроекти­ровал и построил нефтепровод Баку—Батум, стоящие до сих пор радиобашню на Шаболовке и перекрытия дебаркадера Киевского вокзала и торговых пассажей ГУМа в Москве. И.И.Сикорский построил первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».

«Революция в естествознании» подготовила многие открытия XX в.: освое­ние атомной энергии, авиацию, космонавтику, появление синтетических материалов. Она оказала огромное влияние на литературу и искусство, поро­див сомнение в привычных истинах и проторенных путях и способствуя рождению новых направлений, по-новому отражавших новую, неизведанную реальность.

3. «Серебряный век» русской литературы.

Реалистическая проза. Вконце XIX - начале XX вв. продолжали творитьвеликие мастера — Л.Н.Толстой (в 1899 г. вышел его последний роман «Воскресение»), А.П.Чехов. Линию критического реализма продолжили И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.Н.Толстой. Их мир иной — небога­тые офицеры, разоряющееся дворянство, городское «дно»: публичный дом, его обитательницы и клиенты. Романтическую струю в реализм вне­сли А.М.Горький, Л.Н.Андреев. Их герой - человек из низов - смелый, свободный от условностей, бросающий вызов судьбе. Сначала его искали вне привычного круга, например, среди цыган, бродяг, затем появились образы рабочих и революционеров.

Расцвет поэзии. Новые процессы интуитивно отразила лирическая поэзия, ставшая в начале века ведущим литературным жанром. Классическую линию продолжали И.ФАнненский, АА.Ахматова (сборни­ки «Вечер», «Четки», «Белая стая»). Романтику дальних стран воспевал Н.С.Гумилев (книги «Путь конкистадоров», «Романтические цветы», «Чу­жое небо»). Гумилев стал основателем акмеизма (от греческого «акме» -расцвет, высшая степень) - литературного течения, превыше всего ста­вившего ясность, точность образов, отточенную форму, естественность выражения жизни, чувства, человека вообще. Он основал «Цех поэтов» —объединение молодых литераторов, стремившихся достичь высот искусст­ва под руководством признанного мастера, каким был для них Гумилев.

Символизм. Под влиянием французских поэтов конца XIX в. воз-

никло новое направление, культивировавшее, в отли­чие от акмеизма, недосказанность, зыбкость и многозначность образов. Символисты предполагали в читателе соавтора, который по-своему, силой собственного воображения дорисовывает предлагаемую автором таинст­венную картину. Романтику символисты искали в отдаленном прошлом других стран: Древнем Египте, Ассирии, западноевропейском Средневе­ковье. Основателем русского символизма был В.Я.Брюсов, из своих сти­хов составивший первый сборник «Русские символисты». Вокруг него сложился кружок молодых поэтов, наиболее крупным из которых был А.А.Блок. Его книги «Стихи о Прекрасной даме», «Нечаянная радость», «Снежная маска» и др. упрочили за ним славу крупнейшего поэта начала XX в. Его лирический герой, в котором современники хотели видеть само­го поэта — мятущаяся сильная личность, живущая напряженной жизнью мысли и чувства, не приемлющая современный город и мир «сытых». Блок выступал и как публицист и драматург. Большинство символистов приветствовало первую и вторую русские революции, а по отношению к третьей, октябрьской, далеко разошлись — от восторженного «Слушайте революцию!» Блока до полного неприятия ее супругами З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковским.

Футуризм. «Революцию в искусстве» провозгласили футуристы (от future — будущее) Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, В.В.Хлеб­ников и др. Они исходили из того, что новый мир невиданных перемен и неслыханных скоростей не может быть изображен старыми методами, рожденными в неторопливый век конных экипажей и пеших прогулок. Футуристы сближали поэзию и живопись, литературное творчество со словотворчеством (от замены терминов: «будетляне» вместо «футуристы», до откровенной «зауми» — лишенного видимого смысла звукоподража­ния). Бунт против литературных штампов и условностей сопровождался вызовом общественному мнению: сборник «Пощечина общественному вкусу», знаменитая «желтая кофта» Маяковского и пр. В молодом задоре футуристы призывали «сбросить с парохода современности» Пушкина и др. поэтов прошлых времен.

В начале XX в. крестьянские и рабочие поэты СА.Есенин, Н.А.Клюев, Демьян Бедный (Е.И.Придворов), а также корреспонденты большевист­ской газеты «Правда» представляли творчество классов, ранее бывших лишь объектами литературного отображения. Различаясь глубиной талан­та, они выделялись свежестью и искренностью поэтического чувства, ра­нее считавшегося привилегией «образованных классов».

Новое в языке. Ускорение ритма повседневной жизни, открытия в на­уке потребовали нового языка. Не случайно настроен­ные на волну будущего футуристы усердно занимались словотворчеством. Часть слов, означающих новые понятия, была заимствована из иностран ных языков: авиация, автомобиль, дредноут. Часть из них была приспособ­лена к русскому уху; например, в начале века говорили: «мотоциклетка», постепенно это слово сократилось сначала до «мотоциклета», а потом — до «мотоцикла». В.Хлебников пытался сочинять вместо иностранных рус­ские слова: «летоба» вместо авиации, «летвица» (летчица) и т.д. но боль­шинство их так и не прижилось, хотя в русский язык позднее вошли вме­сто «аэроплана» -- «самолет» (старое русское слово, обозначавшее один из видов парома, просто изменило свой смысл), «авиатора» все-таки заменил «летчик». Растущее употребление телеграфа ввело сначала в военную тер­минологию, потом в язык гражданского делопроизводства, а после этого — и в разговорную речь многочисленные сокращения: «главковерх» -Верховный главнокомандующий, «главкосев» — главнокомандующий вой­сками Северного фронта, «наштадив» — начальник штаба дивизии и пр.

Русская литература конца XIX — первых полутора десятков лет XX вв. отличалась как разнообразием направлений и стилей, так и стремлением литераторов к объединению, совместным поиском новых выразительных средств. Литературные группы вступали в острую полемику, предвосхи­щая ожесточенную борьбу художественных группировок 20-х гг.

4. Реализм и модернизм в искусстве начала XX в.

Реалисты и романтики. Ведущим видом искусства в конце XIX — начале XX вв. оставалась живопись. Еще продолжали работать «передвижники» И.Е.Репин, В.Д.Поленов и др. Однако гражданский пафос и тщательный реализм стали приедаться как публике, так и самим художни­кам. Новые приемы, близкие подучу к символизму, заметны уже в творче­стве В.А.Серова («Девочка с персиками», «Дети», «Похищение Европы»). Яркие романтические образы создал М.А.Врубель («Демон», «Демон по­верженный», «Пан», «Сирень»). Традиционный жанр парадного портрета в работах Репина и Серова превратился в сатиру. Таковы не щадящие сия­тельных персонажей портреты вельмож — подготовительные работы к ог­ромной картине Репина «Заседание Государственного Совета»,

Исторический и бытовой жанр. Возврат к народным корням проявился в исторической и бытовой (жанровой) картине. В.М.Васнецов

раскрыл как трагические («После побоища Игоря Святославича с полов­цами», «Царь Иван Васильевич Грозный»), так и героически-утверждающие страницы нашей истории («Богатыри») и мир русских сказок («Але­нушка», «Иван-царевич на сером волке)». Его брат А.М.Васнецов старал­ся с исторической точностью передать облик старой Москвы («Город строят», «Книжные лавки на Спасском мосту в XVII в.»). Откровенно лю­бовался стариной А.П.Рябушкин: «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве в XVII столетии». Полотна Ф.А.Ма­лявина «Вихрь», и особенно - Б.М.Кустодиева «Масленица», «Купчиха», «Русская Венера», отличавшиеся яркостью красок, буйством народной стихии, воспринимались в созвучии с первой русской революцией.

«Мир искусства». Вконце XIX в. в Петербурге сложился кружок моло­дых «любителей изящного», выросший в крупнейшее художественное объединение международного значения. Его название «Мир искусства» отражало представление об огромной самостоятельной силе искусства и отрицании его национальной замкнутости. Один из представителей большой семьи художников А.Н.Бенуа увлекся галантны­ми западно-европейским XVII и русским XVIII веками: серия акварелей о Версале времени Людовика XIV, Петербурге Павла I, например, «Парад при Павле I», где любование неотделимо от иронии. В этом объединении начинал свою долгую жизнь художника и философа Н.К.Рерих картинами на исторические темы «Гонец. Восстал род на род», «Заморские гости».

Огромна роль объединения в укреплении международных связей рус­ского искусства. С.П.Дягилев начинал с устройства в столице выставок русских, с£ащшнавских, финских и др. художников, а закончил организа­цией знаменитых «Русских сезонов» в Париже 1909-1913 гг. Дягилеву уда­лось соединить воедино музыку, балет, декорации и костюмы лучших рус­ских мастеров в единое красочное зрелище.

Архитектура «модерна». Новые материалы — бетон и стальные конструкции позволили выразить новое назначение здания, как организованного пространства. Интернациональный стиль «модерн» с его плав­ными, перетекающими формами, щедрым орнаментом, керамической плиткой, свободной планировкой позволил создавать ярко индивидуали­зированные здания. Первый этап его в России был связан с возвратом к древнерусским мотивам, типичным для эклектики: фасад Третьяковской галереи, созданный В.М.Васнецовым, Ярославский вокзал в Москве рабо­ты Ф.О.Шехтеля. Образцом зрелого русского модерна служит особняк Рябушинского того же Шехтеля: разнообразные окна фасада, оставляю­щие прохожего в недоумении: сколько же этажей в особняке — два или три, знаменитая лестница, имитирующая морскую волну, изразцовый фриз под карнизом. Для модерна характерна выдержанность стиля: архи­тектор не только проектировал фасад, но и продумывал все детали, вплоть до мебели, фонарей и дверных ручек.

Традиции классической музыки. В конце XIX - начале XX вв. продолжал творить Н.А.Римский-Корсаков. Вначале ХХ в. им написаны оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», опера «Сказание о невидимом граде Ки­теже». Их традиции продолжили А.К.Глазунов (балеты «Раймонда», «Ба­рышня-крестьянка»), А.К.Лядов (симфонические картины «Баба Яга», «Кикимора»), Н.Я.Мясковский (1-3-я симфонии). Их отличали классиче­ская ясность, напевность мелодии, яркая образность («живопись зву­ком»). В конце XIX в. своей дипломной работой — оперой «Алеко» обра­тил на себя внимание выпускник Московской консерватории С.В.Рахма­нинов. Затем он создал два концерта для фортепиано с оркестром, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», более 20 романсов, духовные песнопения.

Новые созвучия. Свежую струю в устоявшийся мир музыки внес молодой С.С.Прокофьев, ученик Лядова и Римского-Корсакова, друг Мясковского. Его опера «Игрок», 1-я «Классическая» симфония, «Скифская сюита», цикл «Сарказмы» с их резкими контрастами звуков, необычными аккордами звучали непривычно. Своим духовным отцом считал Римского-Корсакова молодой И.Ф.Стравинский. «Русские сезо­ны» прославили его балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священ­ная». Длительное пребывание русских композиторов за границей оказало огромное влияние на западноевропейскую и американскую музыку.

Рождение массовой культуры. На грани XIX и XX вв. возникает новое явление — массовая культура. Ее основу составляет растущая грамотность широких слоев населения, социальную базу — появление у них свободного времени в результате сокращения рабочего дня и улучше­ния бытовых условий. Материальную базу ей дало развитие техники: по­явление фотографии, способа записи звука, а затем — и движущегося изо­бражения. С изобретением граммофона многие получили легкий доступ к музыке, не требующий специального обучения и способностей: поставить пластинку и наслаждаться музыкой в лучшем исполнении мог каждый. В городских парках летом играли военные и гражданские оркестры, музыка звучала зимой на катках.

Появление кинематографа. Почти сразу же с изобретением «синематографа» видовые фильмы и кинохроника стали с 1896 г. демонст­рироваться в Петербурге и Москве. В 1907 г. развернул свою деятельность первый отечественный кинопредприниматель А.А.Ханжонков. Наши иг­ровые фильмы (пока, конечно, немые) снимались по произведениям классической литературы: «Пиковая дама», «Отец Сергий». На кинофаб­рике Ханжонкова начинал крупнейший кинорежиссер начала века Я.А.Протазанов. Появились первые киноактеры немого кино — кумиры публики Вера Холодная, Иван Мозжухин.

Начало русского спорта. В конце XIX в. образовались первые спортивные клубы, сначала для состоятельных людей, способных платить высокие членские взносы и приобретать дорогостоящие яхты и скаковых лошадей, затем все более доступные, приобщавшие людей к теннису, лыжам, конькам, позже — к футболу. Нередко инициаторами этих клубов были английские инженеры, работавшие на русских предпри­ятиях и принесших с родины любимые виды спорта и навыки его органи­зации. Русские спортсмены принимали участие в первых Олимпиадах и других международных соревнованиях. Особенно славились конькобеж­цы. Очень популярен был велосипедный спорт, а в 10-е гг.XX в. — авиаци­онный. Первые демонстрационные полеты проходили на ипподромах, за­тем стали совершаться дальние перелеты: Петербург—Москва, Одесса-Петербург и т.д., длящиеся по нескольку дней.

Русская культура начала XX в. представляет собой широкий спектр раз­нообразных направлений и школ. Культура стала более массовой, проникла в городские низы. Выросла роль общественности: благотворительности в образовании, меценатства в искусстве, объединения сил самих ученых, педа­гогов и художников. Напряженные духовные искания стали идейной прелю­дией революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: