Шарль Монтескье получил образование, стал президентом президента Парламента, потом сложил полномочия и отправился в трёхгодичное путешествие.
«Персидские письма» - Иран тогда был символом деспотического правления. Написаны от имени путешественника-перса, увидевшего все эти деспотические порядки. В них содержится прямая критика королевского абсолютизма. Эта работа попала вместе с «О духе закона» в индекс запрещённых книг (для католиков не рекомендовалось изучать). Основными идеями были вера в человеческий разум, полный отказ от религиозных догматов. Возможно, мир был сотворён Богом, но всё что происходит на земле – уже от божественной воли не зависят. Здесь присутствует принципа историзма (все явления рассматриваются в динамике) и историко-сравнительный метод. История, природа развивается в соответствии с неизменными законами, которые являются необходимыми отношениями, вытекающими из природы вещей. Социальный мир гораздо сложнее физического. Если в природе действуют 4 основных закона: стремление к миру, добыча пищи, влечение к сближению, желание жить в об-ве. Говоря же о социальном мире, Монтескье выводит принцип, что каждому народу соответствуют свои законы и в отличии от природного мира в соц мире нет абсолютного критерия возникновения того или иного закона.
Что влияет на дух народа:
1. Физические факторы. (власть климата сильнее всех властей)
2. Почва
3. Связь размеров гос-ва и формы правления (республика – для небольших тер-рий, монархия – для средних, деспотия – для обширных)
Говоря о происхождении гос-ва, Монтескье отмечает, что социальность человека, стремление его к общению, к созданию гос-ва. «Сын родился возле отца, подле него и остался. Вот вам и гос-во и причины его возникновения».
Дух народа определяется природными факторами и определёнными соц нормами. Задача законодателя – приспособиться к установившимся у данного народа отношениям и умеренность должна быть духом законодателя.
Формы правления анализируются по 2м критериям:
1. Природа правления (отношения между народом и правителем)
2. Принципы правления (те человеческие страсти, которые двигают им, пружины гос-ва)
Монтескье называет 4 фп:
1. Демократическая республика (приветствуется им, он говорил, что она имеет ряд недостатком, но всё же она лучше). Верховная власть принадлежит всему народу, народ в некоторых отношениях является государем,а в некоторых – подданным. Принципа правления – наличие любви к отечеству, стремления к равенству. Общественное балго предпочтительнее частного, люди живут своим трудом, царит дух трудолюбия, нет большой роскоши.
2. Аристократия – природа правления – верховная власть в руках группы лиц, существуют самые прискорбные различия между людьми. Принцип правления – умеренность, которая удерживает аристократов от произвола, правление осущ-ся по законам, полит строй стабилен
3. Монархия – природа правления – одно лицо. Умеренное правление по законам. Законы наделяют сословия – дворянство, духовенство, горожан, - правами, которые монарх не может отменить. Принцип правления – честь. «И монархия и подданные готовы личные интересы поставить выше общественных, но только честь связывает их и каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути стремится к общественному благ».
4. Деспотия – худшая фп. Природа правления – отсутствие каких-либо политико-правовых отношения. Есть только отношения господина и рабов. Принцип правления – страх. Единственный движущий принцип – страх. «Когда дикари Луизианы хотят сорвать плод с дерева, они срубают дерево под корень, таково деспотическое правление».
Сам Монтескье (1689-1755г) жил в предреволюционное время (1789 год – революция), он отчасти идеологически подготовил людей. Монархия тогда уже проявляла свои деспотические наклонности.
Цель теории разделения властей – противодействие деспотии.
Право – единственный регулятор всех общественных отношений. Соединение властей – путь к деспотии.
Теория разделения властей способствует гарантии прав и свобод граждан, верховенству права, закона. Разделение властей – критерий для фп (наличие – критерий политичности фп, отсутствие – критерий не политичности фп).
Разделение властей – не только разделение полномочий, но и учёт соотношения соц сил в об-ве. Все сословия должны участвовать в управлении.
Законодательная власть должна принадлежать всему народу. Поскольку тер-рия Франции большая, то должны проводиться выборы в законодательные органы, предлагается 2х палатная система. Исполнительная власть – монарху, он должен обладать правом вето, судебная власть не должна передаваться в руки постояннодействующего органа, судьи и обвиняемые должны быть из одного сословия. Основное занятие судьи – точное применение закона. Подсудимый должен иметь право отвода или избрания себе судей. Людей из народа так же нужно привлекать в качестве судей. Власти должны находиться в состоянии равенства. Исполнительная – право вето, законодательная – контроль з правительством, право определять контингент армии.
Речь идёт не столько о равенстве властей, сколько о равенстве короля, аристократии ибуржуазии.
Монтескье восхищается конституционной монархией в Англии. Которая сохраняет полит свободу народа. Люди в таком госв-е приобретают личное достоинство и богатство.
Большое значение он уделяет свободе личности, потому что лишь в таком гос-ве могут развиваться торговля и капиталистическое развитие.
В целом к религиям безразличен и терпим. Он понимал, какое большое значение имеет религия для воспитания нравственных и моральных качеств.
Теория разделения властей была записана во всех Французских Конституциях.