double arrow

Политико-правовые учения во Франции

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Политико-правовое учение Джона Локка (1632 – 1704 годы).

Локк является последовательным защитником ограниченной конституционной монархии в Англии. Основоположник теории политического компромисса. Король, аристократы, 3е сословие (народ) – 3 основные полит силы. Его семья была противником династии Стюартов. Учился в Оксфордском Университете. Билль о правах 1689 года вобрал идеи в том числе и Дж. Локка. 1690 год – «Опыт о человеческом разуме».

Основа полит взглядов – теория общественного договора. Он говорит о естественном состоянии, носившем упорядоченный характер. Естественное состояние должно было обеспечить полную свободу, неограниченное пользование вещами, но не было механизма для обеспечения этого состояния, поэтому возникает потребность в переходе к гос-ву. Одна из целей создания гос-ва – сохранение частной собственности. Отчуждение индивидов от прав в сторону гос-ва – сущность общественного д-ра по Гоббсу. По Локку – гос-во – это опр полит система. Имеющая следующие признаки:

1. наличие общеустановленного закона,

2. наличие судебных учреждений,

3. наличие силы, способной исполнять приговор

Нет резкого перехода, цель – сохранения свободы и равенства в гос-ве. Цель учения – проследить судьбу прав и свобод в гос-ве. Основой общественного блага является сохранение свободы личности. Потеря этой свободы – потеря всех других прав.

Свобода личности:

1. следовать собственному желанию, когда это не запрещает закон

2. не быть зависимым от непостоянной, неопределённой воли другого человека

Свобода – это не анархия, не право личности на произвол, это – гарантия от произвола другого. Соблюдение законов – не является средством ограничения свободы личности, это условие подлинной свободы. Право и свободу не отделяет. Духовная свобода должна лимитироваться соображениями морали, порядка. Теоретически, за религиозную терпимость, фактически – был противником распространения мусульманства в Англии.

Естественные права граждан – первые ограничения прав гос-ва. Они выше по значению, смыслу, чем само гос-во. Гос-во создано для их обеспечения и сохранения.

Теория согласия – другая форма защиты от узурпации, сохранения свободы личности. В основе любой справедливой власти лежит согласие людей. 2 формы согласия:

1. явно выраженное

2. молчаливое (владение землёй, либо жилищем на тер-рии гос-ва, выразившие согласие – это вечные подданные, они не могут пользоваться свободой естественного состояния, вечно и неизменно быть и оставаться подданными своего гос-ва. У них возможна перемена подданства. Они связаны с гос-вом владением землёй на тер-рии данного гос-ва, «обязательство, лежащее на каждом в силу этого пользования, начинается и кончается вместе с этим подданством»)

Теория согласия (если правительство попирает свободу граждан, то они имеют право на восстание), право народа на восстание. То есть, нарушается общественный д-р, нарушается согласие граждан, власть действует опираясь на грубую силу. «Где кончается закон, начинается тирания». Восстание не должно быть актом меньшинства, оно должно быть направлено против анархии и беспорядков. Народ – судья власти. Революция оправдана когда в стране распад системы правления, высшие должностные лица пренебрегают своими должностными обязанностями, деятельность гос органов стоится на произволе. То есть, гос-во противоречит общественным целям, впадает в естественное состояние, поэтому власть вновь возвращается народу. «Тирания – осуществление власти помимо права».

Это противодействие искушению людей, мечтающих об абсолютной власти. Дж. Локк говорит о законодательной, исполнительной и федеративной власти, которая осуществляет внешнюю деятельность гос-ва. Создание полит об-ва налагает на граждан определённые полит обязанности, поэтому гос аппарат должен быть построен с учётом принципа разделения властей. Внутренняя власть –распространяется на лиц, охваченных общественным д-ом, которые составляют единое целое и эта власть строго регламентирована законом. Федеративная внешняя исполнительна я- касается тех, кто находится за пределами гос-ва. Это связано скорее с разделением функций, нежели с разделением властей по понятию Монтескье. Здесь важно осознание Локком необходимости построения гос машины на основе разделения властей как противодействия тираническому правлению.

Принцип законности – обязательность законов для всех членов об-ва, а особенно для носителей власти, чёткая законодательная регламентация гос деятельности, силу закона должен иметь только акт, получивший санкцию законодательного органа, избранного народом. Моральные соображения законодателей, которые обязаны задуматься, не нарушаются ли этим законом естественные законы природы. Направленность закона должна быть на сохранение общества, то есть, следование общественному благу, закон должен быть ограничен законами природы с целью сохранения человечества. Объём законодательной власти должны быть таким, что право издания закона не должно передаваться никому. Верховная власть всегда должна сохранять частную собственность.

Локк не настаивает ни на одной фп, но абсолютную монархию считает несовместимой с гражданским об-вом.

Многие считают, что с учения Локка начинается современная буржуазная мысль – не отчуждаемость прав личности, священное право частной собственности, принцип законности, принцип разделения властей, принцип суверенности власти и принцип парламентского правления. Считается начальником империализма.

1) Учение Шарля Монтескье

2) Политико-правовое учение Жан Жака Руссо.

Господствующей была идеология абсолютизма – официальная идеология. Она сложилась во времена кардинала Ришелье. Согласно ей можно назвать идеи обожествление королевской власти, безграничности её, идея послушания человеку королю, слепое послушание.

Высказываются идеи легальной монархии, то есть связанной законами (король должен править, опираясь на законы), это было связано с идеей сохранения абсолютизма как фп. Появляются идеи народного суверенитета, идеи происхождения власти из общественного договора. Основное направления – идеология просвещения. На ней была построена вся революционная и дореволюционная проблематика. Эта идеология выражала интересы буржуазии, интересы 3го сословия. Основные идеи – борьба с феодализмом, защита частной собственности. Идея всеобщего равенства, народного суверенитета против суверенитета монарха, отрицание радикальных реформ. Теории естественного права – идеологическая основа. Сюда же относится теория разделения властей. Идеология просвещения была развита и в Германии (Гегель, Кант – так же отрицали революционные методы борьбы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: