Политико-правовые учения в период развития абсолютизма

1767 год – комиссия. Её созыву предшествовало составление наказа, в котором содержится анализ Российского го-ва. Является компиляцией произведений французских и др. авторов.

Опираясь на теорию естественного права, Екатерина создаёт свою теорию с идеей сохранения абсолютизма и сохранения монархии как лучшей и оптимальной фп для России. «Всякое другое правление было бы для России вредно и разорительно».

Фп вытекает из географического положения, природы – из этого проистекает неограниченность монархич власти. Монарх – источник всякой гос и гражданской власти. Монарх определяет наказание, применяет законы и толкует законы. «Самодержавие погибнет, если государь переменит порядок вещей».

Возможны перемены:

1. Когда сохранятся начальные основания гос-ва, тогда перемены в гос-ве приводят к исправлению недостатков и упрочнению самого гос-ва.

2. Изменения ведут к потере начальных оснований и тогда гос-во разрушается.

Ссылаясь на авторитет Монтескье, она по-своему трактует теорию разделения властей. Она говорит о властях средних, подчинённых верховной власти и зависящих от неё. Гос органы – административными бюрократическими органами. Дают суд именем государя и закона. Поэтому Екатерина не спешила ввести теорию разделения властей в России.

Екатерина создаёт административно-судебные органы, то есть никакого разделения властей.

Достижение общего блага требует подчинения подданных законам. «Вольность есть право всё то делать, что законы позволяют».

Для сохранения законов граждане должны стремиться к общему благу.

Всеобщее благо – это цель гос-ва. Достижение его требует подчинения подданных законам. Т.е., в абсолютистском гос-ве возможно соблюдение прав и свобод. Законы должны быть наполнены стремлением к общему благу. «Чтоб всяк был уверен, что ради общего блага сохранить общие законы». Личное и гос благо едины. Личные интересы каждый индивид должен увязывать с общественными.

Содержание законов не должно быть произвольным. Законоположение должно применять народному умствованию. Мы ничего лучше не делаем, чем то, что делаем вольно, непринуждённо и следуя нашей природной склонности. «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить».

Екатерина тонко рассуждает о праве и законе: закон и обычай охватывает разные пласты отношений. Все изменения в этой сфере нужно осущ в таком порядке: законами исправлять то, что создано законами, а обычаями изменять то, что в своё время ими было введено. Закон нельзя подменять обычаем и наоборот. Законы должны воплощать меру, так как умеренность управляет людьми. Действующие законы должны быть изменены путём медленных и постепенных реформ.

Низкое кач-во судебной систему – важная тема наказа Екатерины. «власть судейская состоит в одном только исполнении законов и существует единственно для того, чтобы не было сомнений в вопросах безопасности граждан». Когда гос-во выдвигает обвинение против гражданина, оно же должно предоставить ему все возможные ср-ва защиты. Недопустимо применение пыток. Обвиняемые в тяжких преступлениях должны иметь возможность выбирать судей или вдвигать отвод. Все правовые предписания должны быть безличными (закон равен для всех». «когда ответчик осуждается, то не судья налагает на него наказание, но закон). Приговоры должны быть написаны чётким, ясным языком, не вызывать сомнений в их справедливости. Если же приговоры будут заключать в себе особое мнение судьи, то люди будут жить в об-ве, не зная точно взаимных друг к другу обязательств.

Абсолютизм – единственный закономерный для русского народа полит строй. С гибелью самодержавия погибнет Россия.

Органом,который может осущ надзор за законностью властей является Синат. Этот орган был подчинён императрице, поэтому понимание законность специфично. «Законно – то, что осуществляется в рамках действия законов». Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию – личные добродетели монарха.

Екатерина говорит об общественной потребности русского народа в монархии. Именно она обеспечивает каждому свободу, равенство, защищает право собственности, но только в случае, если каждый подданный исполняет закон и предан верховной власти.

Священное право частной соб-ти, охрана прав личности, невмешательство гос-ва в личную, частную жизнь граждан, введение свободного суда. Эти идеи были распространены в основном на дворянство. На крестьян крепостных они не распространялись. Сословное деление об-ва Екатерина объясняет разностью проф занятий.

Наказ Екатерины 2 вызвал бурную реакцию в Европе. Наказ был запрещён к опубликованию в предреволюционной Франции. Но потом французы приехали и написали, что просвещённый абсолютизм ничем не лучше абсолютной монархии. В наказе изменяются названия, но не суть вещей, радикально в гос-ве ничего не изменилось.

Амельченко: «Наказ – это классический пример новой правовой доктрины на старое полицейское гос-во».

«Бархатная перчатка российского абсолютизма».

Однако, идеи Екатерины свидетельствуют о том, что она понимала необходимость изменений, н отсутствие соц поддержки и опоры в об-ве свидетельствуют о том, что она немного опередила своё время.

КНЯЗЬ ЩЕРБАТОВ – идеолог дворянской аристократии (1733 – 1790 г.г.). считал, что ЕКАТЕРИНА НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДВОРЯНСТВА. Призывал к тому, чтобы оно было более широко обеспечено правами и свободами.

Критиковал правление Е2: бюрократическую машину, разврат, произвол при дворе («О повреждении нравов России»). Разоблачал так же фальшивость свобод, дарованных наказом «наказ сей к деспотизму ведёт». Является сторонником идеи, что власть монарха должна быть ограничена основательными законами.

Придерживался теории общественного д-ра «при создании гос-ва люди уступили часть свободы и своих прав, дабы другими частями пользоваться безопасно». Касаясь правления П1, говорил, что общественный д-р действовал в добрые петровские времена, правительство же Е2 нарушило д-р, нарушились нравственные устои об-ва, поэтому единственная сила, противостоящая деспотизму – это дворянство. Чтобы государь соблюдал законы нужно учредить совет старших и мудрых, который способствовал бы укреплению добродетелей монарха, его любви к подданным и законам.

Особую роль отводил дворянству. Привилегированность дворянства определяется их рождением, особому воспитанию, просвещению, воспитанию, эта образованность даёт власть над простыми людьми.

«Размышления о законодательстве вообще» - монархи и правители всегда подвергаются искушению запечатлеть своё правление в законах, но многие ли из них составили из них изучить об-ва, которые должны быть основанием для законов? Все ли они пытались соотнести политические и гражданские законы с естественными и божественными законами, учитывали ли они привычки народа, географическое положение гос-ва?

«Путешествие в землю Ампирскую» - Ампирское гос-во основано на сословной организации об-ва, наверху – потомственное дворянство (замкнутая каста, имеющая монопольное право занимать высокие должности), власть императора ограничивается дворянскими указами и законами. Законы готовятся особым производством, состоящим из 5ти департаментов. Законы должны отражать прежде всего интересы дворянского сословия. Таким образом, он подчёркивает, что власть императора должна быть ограничена советом состоящим из дворян, законник должен наблюдать за соблюдением законов в гос-ве. Законы должны носить продворянский хар-р.

Семён Десницкий – (1740-1789) первый юрист-теоретик в России. Первый профессор юриспруденции. Получил образование в Глазго. Отказался от договорной теории происхождения гос-ва. Договор – в основе образования об-ва. Первобытные народы скитались без законов, правительства, свободные и распутные, но для того, чтобы добыть пропитание они сошлись в общежительсвто. Далее появились законы, правительство. Народам на этой стадии необходимо было поступиться частью своих прав. В развитии гос-ва большую роль играли изменения в хоз жизни, как следствие – появление частной соб-ти. Созданные гос-ва должны быть основаны на изрядном законоположении, единстве веры, крепких торговых связях.

«Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» - выступал как сторонник конституционной монархии, идеи отличны от идей наказа. Главное по его мнению, чтобы власти не выходили за свои пределы. Законодательную власть никто кроме монарха осущ не может. Другие – с соизволения монарха. Судительную по всей империи осущ судьи (12) коллегиально, гражданские дела – по сущ законам, а если встречаются пробелы, то руководствоваться справедливостью. При рассмотрении уголовных дел док-ва вины подсудимого не должны ни у кого вызывать подозрение. Судья должен иметь представление о добром и плохом. Судья должен знать судебную практику и законы. Принцип независимости судей – пока не будет узаконен принцип несменяемости судей до смерти, принцип этот обеспечить будет трудно. Так же, приличное здание суда и приличное жалование.

Исполнительная (наказательная) власть должна быть зависима от 2х других. Она должна быть подчинена воеводам, которые бы друг другу не подчинялись, но находились бы под властью монарха. Они так же должны быть подконтрольны судьям. Гражданская власть осущ-ся купцами и художественными людьми (департаменты архитектуры, здравоохранения, цен).

Теорию разделения властей МОНТЕСКЬЕ НЕ РАЗДЕЛЯЕТ, ВСЕ ВЛАСТИ ПРИСПОСОБЛЕНЫ К МОНАРШЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ. ГОС ВЛАСТЬ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ 5Ю ВЛАСТЯМИ, законодательная состоит из Сината (600-800 синаторов), исполнительная принадлежит монарху с правом вето, коллегии с двойным подчинением монарху и парламентам. Наказательная – воеводы, гражданская – художественные люди и купцы. Синат должен быть выборным, каждая административно-территориальная единица должна иметь в Синате своего представителя, заступника и ходатая.

Александр Николаевич Радищев – 1749-1802 г.г. последователь идей Руссо.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ Петербурга в Москву» - был за него приговорён к смерти, но Екатерина его помиловала. Разочаровавшись, совершил самоубийство.

Являлся сторонником общественного д-ра. Считал, что все люди от рождения свободны. Именно общественный строй лишает их прав и свобод в пользу других лиц. Общественное имущ равенство противоречит устоям абсолютизма. Абсолютизм- это строй, основанный на узурпации власти. Власть основана на силе. Именно власть превращает силу в право и повиновение этой власти в обязанность. Повиноваться же люди должны законам.

«На что право, когда действует сила. Может ли оно существовать, когда решение запечатлеется кровью народов?». Во все времена право осущ-сь силой. Будучи строем, основанным на насилии абсолютизм не может считаться законной властью.

Идеологом посвящения можно назвать его лишь отчасти. Он скептически относился к реформам сверху. Он верил в единственную возможность изменения полит строя – крестьянский бунт. «противнейшее человеческому естеству состояние, нарушение законов гос-ва – самодержавие. Неправосудие этого гос-ва как раз и ведёт к суду над этим гос-вом, причём к суду более строгому, чем над обычным преступников».

Самодержавие – результат самодержавной власти, нарушение общественного договора, это даёт народу право на восстание. Естественное состояние человека – это жизнь в об-ве. Именно живя в об-ве, человек раскрывает все свои потенциальные способности, именно живя в об-ве люди понимают, что делать хорошо, а что плохо «не делай другому такого, чего не хочешь чтобы случилось тебе». До появления частной соб-ти об-во было единым. Частная соб-ть разрушила единство всего народа. Радищев определяет закон как выражение общей воли. В его основе должно лежать естественное право. Основа естественных прав личности – это право на частную соб-ть, но чс мелкую, созданную своим трудом, безопасность, вольность и ограничить их можно только законом. Переход к этому – путь революции. Основной формой народного правления является крестьянская община. Унитарное объединение самоуправляющихся общин. В этих общинах должно сущ-ть имущественное равенство, выравнивание доходов, равного права приобретать благосостояние. Равенство им-ва ликвидирует корень гражданских несогласий. Отношение к земле – это общинное владение. Общинное владение – гарантия против неравенства внутри общины. Человек в мире должен оцениваться не по экономическому положению, а по личным кач-вам. Такое гарантирует республиканское устройство, построенное на естественных правах и общественном д-ре между трудящимися. Близок к теории демократии Руссо. Радищев исходил из посыла, что все крестьяне в гос-ве будут соц и политически активны. Власть народа в гос-ве должна быть суверенна. Неделима и неотчуждаема. Так как общественный д-р заключается между равными людьми, он является волей каждого человека, цель такого соглашения – общее благо. В работе «Об опыте в законодательстве» - судить о пользе данной власти может только народ в соборном своём лице.

Для Руссо на первом месте – защита имущественных интересов каждого человека, он допускает мысль что каждый – творец собственной жизни, а для Радищева одно неоспоримое условие – человек должен и стремится жить в об-ве, только в нём человек может совершенствоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: