Учение Эммануила Канта

Политико-правовые учения в Германии к. 18-н. 19 в.в.

1) Учение Эммануила Канта

2) Учение Гегеля

Кант – 1724-1804 г.г. всю жизнь прожил в Кёнигсберге. Был деканом и дважды ректором К-го университета. Был избран членом Российской академии наук.

«Метафизика нравственности» (1797) первая часть Метафизические начала учений о праве, «К вечному миру».

Отношение Канта к религии – невозможно опытным путём доказать наличие или отсутствие Бога, поэтому лучше верить. Человек не в состоянии постичь тайны бытия в полном объёме. Человек принадлежит одинаково и к сфере разумного и к сфере явлений. Источниками права и морали является разум человека. Как разумное существо человек стремится к достижению всеобщей свободы, а без морали невозможно достичь свободу. Эти нормы морали заложены в разуме человека как внутренне побуждение, свободное от внешних воздействий. Эти нормы являются безусловными, императивными. Кант именует их категорическим императивом. Общая идея долга перед лицом человечества, законы нравственной свободы – разные определения даёт Кант, эти нормы связаны с понятием долга. Это нормы должного нравственного поведения. «Поступай так. Чтобы максима твоего поступка (личное правило поведения) могло стать всеобщим законом».

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда бы не относился к нему как к ср-ву».

Право и мораль – это 2 части учения о нравах. «Общие принципы имеют и право и мораль» - принципа категорического императива» (вышеперечисленные). Мотивы могут быть различны (страх, выгода и т.д.). Внешне – человек ведёт себя хорошо, но мораль здесь не при чём (легальное поведение). Либо закон соблюдается по внутреннему убеждению (моральное поведение).

Способы обеспечения – право обеспечивается путём внешнего принуждения, мораль – путём внутреннего. Право у Канта – это совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К совокупности условий Кант относил: когда в гос-ве гарантированы права соб-ти, иные личные права индивидов, когда соблюдение законов гарантировано их принудительным исполнением, когда сущ всеобщее равенство перед законами, когда сущ всеобщий порядок разрешения споров. Задача Канта – очертить сферу, где господствует право свободы, поэтому он считает, что если признавать единственным видом права позитивное право – то это голова без мозга. Пласты права: естественное право (продиктованное разумам) – всеобщий критерий, который всё делит на правовое и не правовое.

Частное и публичное право: частное естественное право – возникает с момента рождения и публичное позитивное право – нуждается во внешнем обнародовании. Естественному состоянию противостоит не об-во. Право в естественном состоянии называется частным, а в гражданском состоянии – публичным.

Ульпиан «Живи согласно праву» - Кант «Не будь лишь средством для других, будь для них так же целью». Кант рассматривает это как правовую честность, сохранение достоинства.

Ульпиан «Не нарушай ничьего права» Кант «… даже если тебе ради этого надо будет прекратить всякую связь с остальными и избегать всякого об-ва»

«Воздавай каждому своё» - «Вступай, если ты не можешь избежать такой связи с другими, в такое сообщество с ними, в котором каждому может быть сохранено своё». Чтобы воля каждого являлась всеобщей законодательной силой. Свобода индивидуума должна быть ограничена законом. Право отождествляется со свободой.

Теория гос-ва Канта базируется на идеи чистого принципа права. Естественное состояние – неправовая организация об-ва, в гос-венном состоянии человек обретает свободу в правовом состоянии.

Кант считает, что гос-во – это множество людей, подчинённых правовым законам, то есть, это исключительно правовая организация. Цель гос-ва – в торжестве идеи права и справедливости. Основа этого – свобода, равенство и самостоятельность каждого члена об-ва.

Большое внимание уделяет теории разделения властей. Он против того, чтобы законодательная власть была вместе с исполнительной. Он за приоритет законод-й над исп-й. законодательная власть суверенна, как выражающая единую волю народа. Она может лишить правителя власти. Правитель является главой исп-й власти, издаёт различные предписания, назначает должностных лиц. «Все фп должны делиться на правильные и неправильные» в зависимости от наличия или отсутствия разделения властей. Соединение властей – деспотическая фп, разделение – республиканская. Требует введения суда присяжных. Глава гос-ва не может быть судьёй

Воля законодателя безупречна, способность к исполнению у верховного правителя неодолима и приговор верховного судьи неизменяем. Верховная власть принадлежит народу. Народ практически бесправен по отношению к верховной власти, казнён или изгнан.

Величайшее преступление – приостановиться действие закона. Надо повиноваться ныне существующей власти каково бы ни было её происхождение. Это возврат в неправовое состояние. «Нет никакого права на возмущение, ещё в меньшей степени на восстание, ещё в меньшей степени посягать на особу монарха и на его личную жизнь под предлогом, что он злоупотребляет властью». Властелин гос-ва имеет только права и не несёт обязанностей. Сопротивление народа законодательной власти – это противозаконный акт. Кант считает,что любые изменения общественного строя возможны только путём реформ только исполнительной власти.

Автократия (абсолютная монархия – нет разделения властей), аристократия, демократия. Автократия наилучшая, по мнению Канта, однако, имеет недостаток в склонности к тирании. Преимущество в её простате (один король, один законодатель). Это та разумная максима.

К аристократическим и демократическим фп у Канта негативное отношение.

По принципу отсутствия разделения властей можно отождествлять автократию с демократией.

Те или иные гос формы могут существовать до тех пор, пока они необходимы. Однако, идее первоначального д-ра соответствует республика (самодержавность закона, независимость закона от лица или группы лиц, наличие системы представительной демократии). Республика – это идеал практического разума.

«К вечному миру» - мирное существование гос-в без всяких войн. Кант считает, что естественное состояние, в котором жили народы было состояние войны. Выход из него лежит через союз гос-в. В его бытность вечный мир невозможен, но полит принципы, международные связи через союз нескольких гос-в приблизят людей к вечному миру. У гос-в нет никаких гарантий вечного мира кроме международного права. Создание союзов приближает людей к нему. Этические мотивы, моральный прогресс, идея целесообразности развития. В начале между гос-вами должно быть заключено соглашение, что приведёт к установлению международного доверия, приведёт к вечному миру. Союз гос-в – это добровольный союз суверенных гос-в, который тем отличается от мирного д-ра тем, что мирный д-р стремится положить конец одной войне, а союз народов заканчивает все войны вообще и навсегда.

Учение Канта – первая значительная правовая доктрина после великой буржуазной революции. Практическая философия Канта утверждала практический подход к человеку (каждый индивид обладает свободной волей, он – цель для другого). Гос-во и об-во у Канта – это условия общественного бытия свободных личностей. Гос-во как гарантия прав и свобод личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: