Политико-правовые учения Жан Жака Руссо

Детство его было наполнено трагизмом. Родители – протестанты. Мать умерла при родах, воспитывал жестоких отец.

Считал, что научный и технический прогресс развращает людей.

«Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми».

Характеристика естественного состояния, характеристика человека, находящегося в до государственном состоянии.

Описывая естественное состояние человека он отмечает, что это изолированный, живущий вне общества, не нуждающийся в общении с другими, не заинтересованный в познании, «в одном только инстинкте заключалось для него всё, что было необходимо ему чтобы жить. Человек – ещё животное». Угнетение ещё отсутствует, потому что для этого нужна взаимная зависимость людей и один должен нуждаться в другом. Позже общие интересы заставили людей объединяться в стадо, позже эта привычка породила семью. Возникает человеческое общество. Это первобытное об-во «юность мира» - самое счастливое время. Потом между людьми появляются условные или политического неравенства, что характеризует выход из первобытного об-ва. Это – появление частной собственности,появление богатых и бедных.

«Первый, кто оградив участок земли оградил и написал «моё» и нашёл людей настолько простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского об-ва».

Второй этап общественного неравенства – появление публичной власти. Общественные беспорядки вынудили людей вверить власть одному лицу.

Так как неурядицы продолжались и среди них поднимает свою отвратительную голову деспотизм, наступают «перевёрнутое равенство» (равенство в рабстве, все люди равны в своём рабстве и в зависимости от тирана)- это последний предел неравенства и крайняя точка, которая замыкает круг и смыкается с отправной точкой. Здесь отдельные люди становятся вновь равными ибо они суть ничто.

Возникновение гос-ва связано с возникновением частной соб-ти, организацией публичной власти и передачей этой власти деспотической власти.

Гос-во называется заговором богатых, публичная власть – в руках отдельных лиц, что является злоупотреблением властью.

Другая работа Руссо рисует идеальное гос-во – «Об общественном договоре или принципы политического права» 1762 год.

Руссо говорит о том, что цель любой ассоциации – это сохранение прав и свобод личности. Человек должен повиноваться не силе, а праву и законным властям. Основным законом гос-ва должен быть закон, в основе которого лежит соглашение всех людей. Это соглашение не является актом об избрании правительства. В основе этого соглашения должно быть решение народа отдать свои права в пользу этой ассоциации. Это отчуждение прав должно быть абсолютным, полным, в противном случае ассоциация будет или тиранической или не будет в равной степени защищать индивидов. Остаются право на жизнь, им-во. Договаривающиеся стороны становятся единым общественным лицом, создаётся некое коллективное целое, общественная личность «это лицо юридическое, образующееся в результате объединения всех других, некогда именовалось гражданской общиной, ныне же именуется республикой, гос-вом, когда он пассивен, сувереном, когда он активен, державою при сопоставлении его с ему подобными. Члены ассоциации получают имя народа, в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам госв-а». Все приобретают гражданское состояние.

Основой новой соц системы должен стать действительно реализованный общественный договор и результатом этого нового состояния является не естественное равенство людей, а равенство по соглашению и по праву.

Т.о., основой создания нового гос-ва является передача прав в пользу ассоциации (кроме права на жизнь и им-во). Суть общественного договора – заключается равноправное соглашение, в основе гос-ва – действительно реализованный общественный д-р. Теория народного суверенитета стоит на том, что народ стоит у истоков гос-ва и непосредственно исполняет власть (непосредственная демократия).

Общая воля создаётся как совокупность частных воль. Суверенитет – выражение общей воли народа. В связи с этим Руссо говорит о неделимости и не отчуждаемости как свойствах суверенитета. Депутаты не могут быть представителями народа, они являются комиссарами. Они только представляют волю народа. Всякий закон как выражение воли не может быть представлен.

Суверенитет неделим ибо воля либо является общей, либо ею не является. Она являет собой волю народа как целого, либо только его части. В первом случае эта провозглашённая воля есть акт суверенитета и создаёт закон, во втором случае – это лишь частная воля или акт магистратуры, что самое большее – дикрет. У суверена нет никакой власти, кроме законодательной. Закон есть порождение общей воли. Руководящими принципами хорошего законодательства должны быть свобода и равенство, учёт местных особенностей.

Исполнительная власть вырождается только в частных актах, она не относится к сфере действия суверена. Её осущ правительство, избираемое на 2 года, оно приводит в исполнение законы, оно является исполнителем воли народа. У Руссо нет понятия фп, есть «форма организации правительства» (правительство – демократическое (из всех гарждан), аристократическое (из меньшего числа граждан), монархическое(1 чел)).

Руссо против демократического правительства, потому что это будет гос-во без правителя.

Аристократические и монархические правительства – главное чтобы оно действовало в интересах народа. Лучше подходит правительство аристократическое.

В общественном д-ре подробно говорится о ср-вах осущ народного суверенитета:

Наличие народного собрания (не только учредительного, но и постоянно действующего). После созыва собрания деятельность правительства должна быть прекращена. Вопросы: угодно ли суверену сохранить существующую форму правительства, угодно ли народу оставить управление в руках тех, на которых оно теперь возложено. «Когда правительство узурпирует суверенитет, общественное согласие разорвано и все простые граждане не обязаны повиноваться».

Это оказало существенное влияние на идеи якобинцев.

Идеи Руссо нашли воплощения в Конституциях Франции – ст. 10 КФ 1793 ГОДА «НАРОД ПОСТАНОВЛЯЕТ ЗАКОНЫ».

Эта идеология так же присутствует в идеологии революционного марксизма-ленинизма.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В РОССИИ В ПЕРИОД РОЖДЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА (17-18 ВВ)

1.) Политико-правовые учения в период зарождения абсолютизма (2 половина 17-1я половина 18 в.в.)

2.) В период развития абсолютизма (2я половина 18 века –правление Екатерины 2)

В 17 веке появляются первые идеологи абсолютизма. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащёкин (1605г.р.). Был известным дипломатом при Алексее Михайловиче. Был руководителем посольского приказа. Он был ревностным сторонником запада. Есть мысль, что своими идеями он предвосхитил реформы Петра Великого.

Одним из первых обосновал теория меркантилизма, которая исходила из защиты экономических прав купечества, вытеснения иностранных купцов с внутреннего рынка России.

В отношении судебных преобразований считал, что нужно создать систему самоуправления и передать функции управления в руки лучших посадских людей. Создал идею создания союза славянских гос-в.

Семион Полоцкий (1629-1680 г.г.) – был воспитателем царских детей. Считал, что в гос-ве должен быть возвышен авторитет царской власти, вводит понятие церь-солнце (просвещённый монарх, особенно из истории, чтобы не совершать чужих ошибок и править на основе закона). Закон обязателен не только для народа, но и для царя. В законе должна быть воплощена правда. «Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прибытков желает себе»

Юрий Крижанич (1618-1683 годы) – хорват, жил в России. Один из первых выступил с идеей всеславянской солидарности. Состоял на службе у Алексея Михайловича. Констатировал факт, что Россия – потенциально богатая страна, влачит жалкое существование. Это связано с рядом полит, экономич, соц причин. Подходит к анализу гос-ва как некоего живого организма, ведущего самостоятельную жизнь. Он не делит на правящих и подчинённых, нацеленных на общее благо «что полезно голове, то полезно и всем людям». Отсюда вытекает идея о безграничности гос-ва. Забота царя – это благо народа. Он советует взять на себя правителю и заботу о душе народа. Тирания – людодёрство. Посмертная оценка деятельности царя на народном собрании (сейме) – прошение нового царя о недопущении таких ошибок.

Каждое сословие полезно и необходимо. Бояре и дворяне – воюют и пр., крестьянство не должно быть обременено чрезмерными повинностями, помещики должны заботиться о крестьянах. Предпочтение он отдаёт наследственной монархии, король – это Бог на земле, злого короля Блог даёт людям за их грехи. Сущность гос власти должна быть божественной и употребление власти гос-вом – законно. Основной закон – сохранение гос-ва.

Теория о правильных и не правильных фп. Критерий – общее благо и законность (правильные), личное благо и незаконность (не правильные).

Правильные – монархия (Совершенное самовластство, аристократия (боярское), посадское (демократия)

Не правильные (тирания – людодёрство, анархия, ксенархия – правление иностранцев, генекархия – правление женщин)

Лучшая – наследственная монархия.

Признаки хорошей фп:

1. Хорошие дороги

2. Правосудие

3. Твёрдая монета

Феофан Прокопович (1681-1736) – принадлежал к церковной среде, был богослов, философ. «Правда воли монаршей». Придерживается идеи договорного происхождения гос-ва. Описывая до государственное состояние говорит, что люди скорее напоминали неукротимых зверей, однако благодаря естественным законам, разуму и помощи Бога они смогли объединиться в союзы. Народ имеет право остановиться на смешанной фп.

Абсолютная монархия – лучший вариант. По-своему излагает теорию общественного договора, считая, что гос-во создано путём соглашения между людьми. Фп Российского гос-ва была заложена в общественном договоре. Воля народа была определена в соответствии с божественным предначертанием и является незыблемой. Гибель монархии – гибель гос-ва. Именно при наследственной монархии государи будут воспитывать достойных наследников, не будут отвлекаться на династическую борьбу. Чтобы сын продолжил дело своего отца, монарх должен при жизни назначить себе наследника не считаясь с кровным родством (Пётр 1 под его влиянием ввёл такой порядок, издав Указ).

Абсолютная власть монарха не связана никакими законами даже изданными им самим. Не власти в гос-ве, которая может остановить власть монарха. Монарх – глава церкви. Принцип безграничности. Воля самодержца – э то его право. Отрицается любое право подданных на протест, даже похвала запрещена, ибо это уже есть суждение.

Назначена власти монарха – забота об общем благе, а что есть благо,решает сам монарх.

Василий Татищев (1686-1750) – представитель дворянского рода. Участвовал в Полтавском сражении.

Теория естественного права – естественное состояние характеризуется вольностью, но будучи беспредельной, эта вольность выражается в своеволие, поэтому интересы об-ва потребовали её ограничения. Узда для ограничения бывает 3х видов:

1. По природе (власть отца над детьми)

2. По договору (власть монарха над подданными, монархическая власть вырастает из отцовской). Гос-во – это результат общественного договора, при этом народ отдаёт предпочтение монархии.

3. По принуждению

Демократию исключает, потому что она возможна только в маленьком гос-ве, где отсутствует угроза вторжения, она изначально подвержена внутреннему разложению. Аристократия возможна и в больших гос-вах, если нет угрозы вторжения и народ просвещён. Эта фп страдает раздорами между аристократами. Поэтому монархия лучше. Монарх – это господин в доме и его естественные интересы требуют содержания дома в наилучшем порядке.

Цель судебной системы: правосудие должно быть настолько совершенным, чтобы предотвратить опасность бунтов (чтобы не было наказания невиновных, излишней строгости карательных функций).

Иван Тихонович Посошков – «О скудости и богатстве» - анализирует причины бедности и обогащения в России. 1842 год – была опубликована (100 с лишним лет спустя после его смерти). Он был сторонник развития отечественной промышленности, был сторонником политики протекционизма.

Сословная неупорядоченность об-ва приводит к обнищанию народа. Крестьяне слишком обременены повинностями в пользу помещиков,поэтому предлагал отделить земли крестьян от помещичьих, установить поземельное обложение вместо подушного. Царский интерес – в обогащении крестьян.

Купечество поддерживает царскую власть, но оно беспомощно перед боярством и дворянством, соц мир в стране возможен только на основе разграничения сословий и их занятий. Гос-во должно чётко определить права и обязанности каждого из сословий.

Культурный уровень так же считает причиной обнищания. Предлагал обязательное обучение крестьянских детей.

Состояние правосудия- «покуда совершенное правосудие у нас не установится, благополучия у нам не нажить, поскольку все пакости чинятся от не правого суда и не здравого рассуждения». Говоря о реформе суд системы предложил, что каждое сословие должно судиться судом равных. Общесословный состав суда. Кара за суд нарушения должна быть адекватной содеянному. Предлагал ввести принципа равенства всех перед судом. Идея создания всенародной судебной книги (каждое сословие должно высказаться, что хочет видеть от суда). «Суд, единый для всех, какой земледельцу, таков и купцу, богатому, убогому и пр.». реформа судебной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: