double arrow

Учение Огюста Конта


Теория утопического социализма Семсемона

Отрицание частной соб-ти, всеобщий обязательный произв труд, распределение общественно полезного продукта по труду и потребностям – Томас Мор и Томаса Компанеллы.

1760-1825 год. Родился в аристократическом семействе. Он была разочарован результатами французской буржуазной революции.

«Очерк науки о человеке», «о промышленной системе», «Котехизис промышленников», «Новое христианство».

Сенсемон конституирует факт, что к 19 веку наука, просвящение и мораль лежат в основе всех полит изменений в мире. Анализируя историю развития науки и образования. История проходит 3 этапа:

1. Теологический (рабовладельческие и феодальные госв-а)

2. Метафизический этап (крушение феодального об-ва)

3. Этап позитивизм (строй, основанный на науке)

Новый строй рассматривает как закономерный этап развития. Черты нового строя6 наличие промышленного об-ва, в основе которого лежит научно организованная, плановая промышленность. «Нет ничего важнее, чем исполнение плана работ имеющих целью сделать земельные владения человечества более производительными и приятными во всех отношениях».




Новая система находит применение для всех человеческих талантов. Он считает, что капитализм стоит у истоков общественной гармонии. В основе плана – максимальная централизация всей промышленности. Новое об-во должно быть подчинено целям промышленности и прогресса. Политика как наука об об-ве должна превратиться в науку о производстве. Политика –это наука о производстве планирования. Наука о едином хоз плане развития. План полит жизни – это концентрированное выражение всего прогресса человечества. Сен-Симон стремится соединить науку и политику с промышленностью. 3 класса – учёные, собственники, неимущие, паразиты (дворяне, военные, юристы, гос служащие). Свобода личности актуальна лишь когда осуществляется постоянный рост полезных вещей. Рост могущества промышленности – это полное осуществление свободы. Свобода промышленности равносильна социальной свободе, потому что прогресс промышленности – это соц прогресс. Старый феодальный порядок отождествляет с военным режимом, где интересы власти и народа не совпалают, где каждый гражданин видит в правительстве своего врага. Всё изменится когда на место случая и произвола придёт научно обоснованный план. В об-ве должны править не субъективные мнения, а научно обоснованные принципы. В новых общественных порядках мы должны довериться могучим правителям промышленности. В новом управлении независимо от происходждения право управления получают люди, наделённые положительными кач-вами, талантами управления. Относительно пролетариев – редкие из них наделены такими талантами. Они – объект попечения администрации. В основе той или иной фп должна лежать проповедь нравственного совершенствования. Он выступает за сохранение наследственной монархии, совета министров, но между королём и палатами – совет учёных, который разрабатывает планы науч и соц преобразований и совет промышленников, которые дают заключения по проектам, которые следуют из совета учёных, составляют проект гос бюджета и проверяют его исполнение. Путь перехода к этому строю – это добровольный акт короля, где содержится призыв к дворянству передать бразды правления в руки просвещённых промышленников. Король и феодалы правят исключительно в интересах народа.



Сен-Семон не задумывался над понятием личной свободы. Полное игнорирование классовой природы гос-ва. Оказал влияние на идеи марксизма, социализма (народно-хозяйственный план как основа плановой экономики).

Родился в Париже, учился в политехнической школе.

Позитивизм – это изучение реальных фактов, явлений. Важен принцип полезности. В гос-правовой сфере существовал юр позитивизм (Бентал). Социологический позитивизм – гос-во и право рассматриваются как часть жизни об-ва и часть науки об об-ве - социологии. Предметом изучения юр позитивизма является изучение норм права6 толкование, анализ их соотношение. Об-во и события, происх в жизни об-ва никоим образом не влияют на жизнь права. Социологический позитивизм – об-во влияет на право.



Социологический позитивизм Конта. 2 периода: период, связанный с созданием основного труда «Курс позитивной философии» (6 томов) 1839-1842 год , период отступления от позитивизма, поиски идеальной модели об-ва «система позитивной политики». 2 тезиса: мир познать в полноте его невозможно, нужно ограничиваться в исследовании внешней стороной явления, изучать сущее, а не должное. Потому, проводя аналогии позитивизма с естественными науками, мир естествознания ограничивается исследованиями реальных фактов, вторая – определение взаимосвязей между фактами, явлениями.

Философия, по Конту, – базируется на изучении естественных наук. Методы, используемые естественными науками хороши и для соц сферы. Все естественные науки складываются из: 1) фактов 2) изучение и установление связей, причин. Факты устанавливаются непосредственным восприятием, через чувства. Говоря, как возникают законы, КОНТ говорит, что законы определяются путём обобщения фактов, методом индукции. Нужно отказаться от поиска первопричин факта, что он называет бесплодной метафизикой, нужно стремиться к созданию системы положительного знания, которая так же опирается на факты. Вначале – факты, потом связи, потом – социология.

Социологию он делит на 2 части:

1. Статика – изучает условия существования общественных явлений

2. Динамика – описывает факты человеческой жизни. А затем устанавливает причинные связи между этими фактами.

Конт полагает, что основа эволюции об-ва – это изменение общественных взглядов.

3 стадии развития об-ва:

1. Религиозная или теологическая – все явления рассматриваются как некие сверхъестественные, во всём воля Бога. Типично существование об-в военного типа, развиты монархические фп

2. Метафизическая – природа наделяется воображаемыми свойствами. Господствует республиканская концепция. Появляются теории общественного д-ра, естественного права, зарождаются либерально-демократические концепции

3. Позитивная стадия – устанавливается связь между разными частными явлениями и фактами. Появление новой позитивной политики, основанной на подлинной науке, устанавливается об-во промышленного типа. Самое совершенное г-во – это социократия ((власть об-ва). Основа социократии – общественная солидарность и гармония. Все части об-ва должны составлять органическое единство, каждый индивидуум – осознавать себя как часть целого и должен выполнять опр функцию. Об-во должно строиться на уважении низших классов к высшим и наоборот. Исполнять свой долг – основное призвание индивида. В об-ве не должно быть деления на общественные и частные функции, это об-во, где уважительно существует уважение к частной соб-ти, наличие её Конт считает общественной заслугой «соб-ть оплодотворяет промышленность». Банкиры, фабриканты – осн гос деятели.

Организация общественного управления у Конта – несобсвтенники (избирают своих представителей верховными начальниками и диктаторами) и собственники. Приемниками несобсвтенников на посту диктаторов являются крупные банкиры, предприниматели.

Власть должна строиться на моральных принципах, собственники должны воздействовать на другие группы населения. Власть находится в руках собственников. Наличие соб-ков и несоб-ков ведёт к признанию того факта, который реально сущ-т и перспектива развития об-ва – гармоничное развитие и в конце превращение несоб-ов в соб-ов.

Диктатура нового класса (крупных частных соб-ов) неизбежна, он подкрепляет это тезисом о новой религии, в основе которой должен лежать культ человечества. Конт выступает за установление диктатуры соб-ов.







Сейчас читают про: