МАРКС ШТИРНЕР
Анархия – безвластие. Анархизм основан на идее безгосударственного развития об-ва, на идеализации золотого века (время до гос-ва). Как законченная теория анархизм появляется в 40-50е годы 19 века. Проблема свободы личности абсолютизируется, отрицаются все полит системы.
В сер 19 века Германия была экономически отсталым гос-вом, отсутствовала крупная промышленность, нарождающиеся пролетариат и буржуазия осознавали свою полную беспомощность, особенно тяжёлым было положение мелкой буржуазии. Виновником объявлялось гос-во. «Единственный и его собственность» 1845 год – Маркс Штирнер - псевдоним Иогана Каспара Шмидта (1806 – 1856 годы). В центре его построения – человек, которого он называет эгоистом, единственным. Окружающий его мир – это скопление искусственно созданных призраков, фантомов, порождённых сознанием человека. К ним он относит гос-во, правителей, церковь, все полит институты, даже Бога, все эти призраки прибывают вне человека, не являются предметом его непосредственного обладания, более того, они выступают как злой рок для каждого индивида, потому что именно они препятствуют достижению личностью личного блага «Моей задачей должна быть не реализация общечеловеческого, а удовлетворение самого себя». Общее (гос-во, религия и т.д) угнетает человека, сковывает всё, поэтому нужно разрушить призраки, освободить от этих призраков конкретного человека. Основной призрак – гос-во. «Я- смертельный враг гос-ва». Поэтому г-во, по Штирнеру – это сила, способная повелевать членами об-ва, оно принуждает выполнять волю властвующих правителей, самое страшное – оно подавляет волю индивидуума.
Отрицание даже тех законов, в которых принял участие народ. Шитирнер говорит об организации временных союзов эгоистов – средство для увеличения собственной мощи, личной выгоды. Каким образом увязать бескрайний эгоизм члена союза с безграничной волей других эгоистов, ведь никто никому не хочет уступать? Поэтому это – бесперспективная организация. Этим Штирнер ставит себя в тупик и делает вывод, что необщение при сосуществовании невозможно.
Признание насильственной природы г-ва, полная свобода предпринимательства – первоначальная стадия развития капиталистического г-ва.
Родился в крестьянской семье, самоучка, в 1837 году стал удостоен премии за «Очерки об истории демократии». 1840 год – пишет «Что такое собственность»., знакомится с Марксом. «Система экономических противоречий или философия нищеты» - Маркс был разочарован, потому что их взгляды разошлись.
Резкая поляризация об-ва как следствие развитие капитализма, массовое разочарование в системе представительной демократии. Положение народа было крайне тяжёлым. В массовом сознании происходит забвение идеала франц буржуаз революции, возобладала консервативная точка зрения католической церкви. Консервативное развитие породило антиэтатизм (антигос-во) и антиклерикализм (антицерковное).
В ходе революции во Франции Прудон был избран во франц парламент, потом деятельность парламента была прервана, его отправили в тюрьму. «Главные идеи революции 19 века» - за неё посадили в том числе.
«Проповедь революционера», «Война и мир», «Справедливость, рождённая революцией и данная церковью» и др.
Считает, что гос-во – это порочное установление, несущее зло. Возникает оно как порождение невежества, суеверия, а не разума. Гос-во и религию роднит слепая вера в авторитет «подобно религии г-во представляет собой насилие над совестью, административную централизацию и выхолощенные свободы". Касаясь патриархальной теории происх г-ва, он считает, что г-во возникает из худших патриарх черт семьи, кк в семье все бесприкословно подчиняются отцу, так и в г-ве все выполняют волю правителя. Управление одних над другими – есть рабство. Г-во является врагом свободы, которую он понимал как равновесие между правами и обязанностями. Сделать человека свободынм – значит уравновесить, уравнять его с другими. Свобода – в соблюдении равенства в ср-вах производства. Чем больше г-во крепнет, тем больше угасает соц свобода личности. И это связано с природой самого г-ва «оно уподобляется тигру, который будучи обуреваемым жаждой крови, насыщается лишь кровью. Жертвой власти г-ва становится свобода. Гибель свободы неизбежна, потому что власть детально стремится к деспотизму». Личность так же подчинена г-ву, самыми свободными являются нации, где гос власть обладает наименьшим влиянием и силой. Управленцы - это непроизводительная каста. При суверенном г-ве невозможно говорить о свободах и правах, лишь при анархии возможна свобода личности.
Анархия – это самоуправление. Управление - это дело каждого индивида. Только при этом фактически самоуправлении возможна полная свободы индивидуума, контроль лежат на сторонах, на самих индивидуумах. Объединение свободных общин в коммуны, так называемая федерация. Наука управления об-вом сосредоточена в одной из секций академии наук, постоянный секретарь её является премьер министром.
Прудон является сторонником мелкой трудовой собственности, задача об-ва - это не уничтожение крупной соб-ти, а прежде всего – её справедливое распределение. Прудон не является сторонником коммунистических идей, потому что они предполагают насилие при обобществлении собственности. Он – противник насилия. Он считает, что при коммунистический системе орг-ции труда отсутствует стимул к труду. При коммунизме устанавливается режим, который предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека, а жизнь, талант, все особенности человека принадлежат гос-ву. Коммунизм -это эксплуатация сильного слабым.