Маркс и Энгельс

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.

Родился Маркс в семье адвоката. Из иудаизма перешёл с отцом в протестантизм. Получил степень доктора философии. Стал редактором газеты.

Энгельс был сыном текстильного фабриканта, одно время жил в Манчестере, написал «Положение рабочего класса в Англии», пришёл к выводу о проведении социалистической революции.

Полное совпадение взглядов. 1864 год – международное товарищество рабочих или первый национал. 1889 год – второй интернационал.

Многие теории базируются на историко-материалистическом подходе.

Основа марксизма – материалистическая ин6терпритация истории, исторический материализм.

Основные идеи:

Именно экономические интересы в об-ве влияют на полит учреждения, полит борьбу (об этом говорили и до Маркса).

М и Э считают, что система произв отношений или способ произ-ва определяет весь строй об-ва и его развитие. Поэтому по отношению к способу произ-ва все другие аспекты жизни об-ва выступают как ср-во,как некое производное (как надстройка и базис). Произв отношения соответствуют опр ступени развития об-ва, развивающиеся произв силы вступают в противоречие с этими произв отношениями, тогда происходит ломка этих произв отношений и возникает новый способ произ-ва, который будет сущ то дех пор, пока сохр равновесие между уровнем произв сил и производительных отношений.

4 способа произ-ва: Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы произ-ва.

Буржуазный способ произ-ва так же не вечен, уже назрело противоречие произв сил и произв отношений.

История всех об-в - это история классовой борьбы.

Пролетариат – это могильщик буржуазии. Существование классов связывается с опр историческими фазами развития, классовая борьба в итоге приводит к установлению диктатуры пролетариата, которая – лишь переход к уничтожению всяких классов и построение межклассового об-ва. Смена строя произойдёт в ходе революции, классовой борьбы, именно насильственная форма уничтожения существующего строя. Революция должна победить во всех остальных капиталистич странах. Цель революции – устранение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового об-ва, расцвет личности. Требуется переходный период к коммунизму.

«Критика Гегелевской философии права» - Маркс пишет, что правовые отношения так же как и формы гос-ва коренятся в материальных жизненных отношениях, поэтому не гос-во определяет собственность, а собственность определяет гос-во. В отличии от Гегеля, который абсолютизирует гос-во.

Возникновение г-ва связывается с общественным разделением труда, возникновением частной соб-ти и появлением классов.

По мнению Энгельса, у гос-ва есть признак классовости власти. Управление общественными делами и классовость власти. При первобытном об-ве власть и органы ещё не выделились в замкнутую корпорацию. С расколом об-ва на классы возникает выделенный аппарат власти, опирающийся на силу, который защищает интересы привилегированного меньшинства.

Гос-во -это публичная власть в классовом об-ве.

Концепция отмирания гос-ва. Она связывается с высшей стадией развития об-ва – коммунизмом. Государственность этой стадии – диктатура пролетариата.

Ленин исходил из того, что всякая диктатура – это власть, опирающаяся на насилие, в условиях России он оправдывал ограничение прав человека и отказ от всеобщего избирательного права ради обеспечения власти рабочих.

Кауцкий – диктатура – это не особая форма власти, которая не опирается на закона, а превращение рабочих в правящий класс. То есть, классовая сущность гос-ва. Приход к власти пролетариата осущ мирным путём через всеобщее избирательное право. Диктатура пролетариата – это торжество демократии. Её гос формой может быть парламентская республика

Завоевание власти пролетариатом невозможно без уничтожения гос мшины «Все пеервороты усовершенствовали эту машину, вместо того, чтобы сломать её» - Маркс. Слом старой военно-бюрократической машины гос-ва, Маркс объявил необходимым и предварительным условием для всякой народной революции. Парижская коммуна рассматривалась как первый опыт власти рабочих, это гос-во, которое должно базироваться на самоуправлении рабочих, всеобщее вооружение народа, формирование законодательных представительных органов. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса. Как форма произв отношений, право буржуазных гос-в рассматривали как оторванное от личности. Маркс считал,что при буржуазном гос-ве в условиях господства частной соб-ти ни о каком праве-равенстве не может быть и речи.

В советский период – полная абсолютизация этого учения.

Другая оценка – полное отрицание марксизма, повлекшего за собой негативные последствия.

Обе эти оценки антиисторичны. Закономерно рассматривать марксизм как результат эпохи.

Рудольф Еринг (1818-1892 год)

«БОРЬБА ЗА ПРАВО», «Цель в праве».

Экономический интерес буржуазии.

Нет стремления без цели. По отношению к природе воля свободна. Главная цель природы – это сохранение жизни. Природа для сохранения человечества использует его собственный интерес и заставляет человека двигаться по надлежащему пути.

Цели Еринг делит на 2 группы:

1. Цели индивида (поддержание личной жизни и пр.)

2. Цели об-ва

Цели индивида для достижения общественных целей носят социальный хар-р, они имеют место в результате осознания индивидом того, что эти цели существуют не только для субъекта, но и для служения всему человечеству. Признавая основным мотивом деятельности человека эгоизм, Еринг говорит, что руководствуясь этим эгоистическим побуждением, индивид удовлетворяет своей деятельностью не только свои эгоистические стремления, но и потребности других членов. Заставить людей действовать в общих целях можно и вознаграждением и принуждением (гос, правовые запреты). Гражданский оборот достигает своей упорядоченности лишь с помощью принуждения.

Гос-во есть само об-во или воплощение организованной принудительной власти.

Право есть система соц целей, гарантируемых принуждением. Не может быть другого права, кроме права разумного, а источником разумного права является разумная и способная к самосохранению власть. Право рождается в борьбе соц интересов и само право есть защищнный интерес.

Еринг устанавливает связь права с гос-вом и частной соб-ю.

Гос-во – это ещё и организация принудительной власти. Признаки гос-ва:

1. Наличие принудительной власти

2. Наличие господства и подчинения, то есть системы управления

Гос-во охватывает всё об-во и является публичным союзом, публичным состоянием. Публичное право существует для определения статуса граждан, порядка отправления принудительной власти, так что гос-во представляется публично-правовой общностью. Г-во имеет абсолютную монополию на принуждение, суверенитет.

Г-во есть об-во как держава регулируемой и дисциплинированной принудительной власти. Г-во – это орудие всего об-ва, цель г-ва – обеспечение общих интересов, преграда частному интересу. Чтобы преодолеть эксцессы эгоизма необходимо принуждение г-ва. Пока существует человечество, необходимо принуждение. Г-во – это высшая ступень соц развития и необходимая форма осуществления власти для человеческих целей.

Верховная цель – не личность, а гос-во. Еринг одобряет вмешательство г-ва в частные дела, он считает, что г-во постепенно охватывает всё жизненное содержание об-ва.

Жизнеспособному г-ву присуще стремление расширить свои территориальные границы за счёт слабых гос-в. И в итоге борьбы между г-вами сложится единое мировое г-во.

С формальной точки зрения, право -это совокупность правил, обеспечиваемых гс-вом и здесь право выступает дисциплиной принуждения. Принуждение и нормы права не дают представления о сущности права. Право содержательный поход – это совокупность индивидуальных и общих интересов, которые образуют жизненные условия об-ва.

Право – это юридически защищённый интерес. Это обеспечение жизненных условий об-ва в форе принуждения. Это система соц целей, гарантируемых принуждением. Право так же обеспечивает равномерность соц движения, право обеспечивает порядок удовлетворения индивидуальных и общих интересов. Право – это результат борьбы интересов индивидов, сословий, групп, классов. «Жизнь права есть борьба. Всякое право в мире добыто путём столкновений, каждое важное правоположение надо было сначала отвоевать тех, кто ему противился и каждое право всё равно, отдельного лица или целого народа, предполагает постоянную готовность его отстаивать. Таким образом, право в своём историческом движении является перед нами картину из ткани, усилий и борьбы». Суть права в эгоизме, в субъективной воле индивидуума. Оплотом права является власть и сила личного интереса. Господство личности он усматривает буквально во всех сферах. Установленный порядок в семье и г-ве - это результат борьбы личности. Цель права - это мир, но путь к нему - это борьба. «В борьбе обретёшь ты своё право».

Различает объективное и субъективное право. Если объективное право -это совокупность правовых норм, то субъективное право «это конкретное приложение правовой нормы к какому-нибудь конкретному правомочию лица». Право в объективном смысле абстрактно, в субъективном - конкретно. Именно в субъективном праве заложена сущность права - это интерес именно в нём идёт борьба за право. Каждый сам защищает правовые основы своего бытия, кроме того, борьба личности за право – это долг перед обществом. Правовой прогресс без этого невозможен. Право невозможно без правовой культуры, энергии, осознающей себя целью для самого себя. «Без борьбы нет права, как без труда нет собственности».

Сильное г-во, связанное правом, уважающее права и свободы индивида, он доказывает, что г-во выступает как хранитель прав и свобод личности, призывает личность бороться за свои права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: