Основатель – Иеремия Бентан (1748-1832) он закончил юр факультет, выучился на адвоката. «Конституционный кодекс» 1830 год – произведение состоит из нескольких частей. 1 часть – основные полит принципы, о гос-ве он рассуждает с точки зрения полезности. Цель правительства в любой стране – это наибольшее счастье большинства людей.
Бентан предлагает свою версию деятельности гос механизма, он использует понятие двойного суверенитета. Непосредственно власть принадлежит народу (учредительная власть), верховная власть прибывает в народе. Суверенная учредительная власть и суверенная действующая власть (законодательная – высшая действующая власть и исполнительная власть, которая занимается организацией деятельности суда). Конституция призвана обеспечить иерархию властей (учредительной над действующей, а в рамках действующей – превосходство законодательной власти над исполнительной). Полномочия парламента широки. Он формируется выборным путём. Должность судьи должна быть выборной, судьи не должны заниматься правотворчеством. Когда судья объявляет парламентский акт незаконным, то это не лишает данный акт юр силы, а лишь передаёт этот акт на усмотрение избирателей, то есть, учредителей власти.
Формы гос-ва: отстаивается идея демократического гос-ва, отрицательное отношение даже к английской конституционной монархии «абсурдно доверять высшие полномочия лицам, чьи кач-ва зависят от случайной наследственности». Аристократия основана на ложных принципах (знатность, богатство). Лучшая – демократия, хотя и она не лишена недостатков. Демократическая республика наиболее сообразуется с принципами счастья для большинства людей. Анализирует так же принципы управления гос-вом.
Система искусственных почестей сеет в об-ве иллюзию, что монархия хорошо развивается (эксплуатируются символы короны, трона и пр.). Эти гос-ва пронизаны коррупцией. Это первый опыт политической психологии. Плохому управлению Бентам противопоставляет систему правильного управления, в основе объективного управления лежит знание человеческой природу. Много зависит от субъективных интересов людей. В практических целях законодатель может пренебречь всем, кроме узко эгоистического интереса граждан. Эффективность закона зависит от ориентации на эгоистические интересы. Правительство может служить общему благу только если учреждения устроены так, что стремясь к собственному счастью правители и чиновники не смогут в то же время не служить наибольшему счастью наибольшего числа людей. То есть, совпадение интересов в основе механизма действия гос-ва. В основе – равное, но не всеобщее избирательное право (кроме женщин, необразованных, несовершеннолетних). Должен быть комитет по преемственности, чтобы передавать проекты и положения новому составу. Премьер министр избирается парламентом на 4 года. Для эффективности исп власти должен осущ-ся контроль общественного мнения, законодательных учреждений, для всех чиновников должны вводиться экзамены и должны исследоваться их кач-ва. Во главе судебной системы стоит избираемый парламентом министр юстиции. На должность судьи назначение осущ министр юстиции, судьи помимо сдачи экзаменов должны проходить стажировку. Квази суд присяжных, который заслушивает свидетелей, знакомится с документами дела, осматривает вещественные док-ва, высказывает комментарии по поводу судебного разбирательства. Должно соблюдаться требование, что суд должен быть скорым, оперативным. Предлагает вводить круглосуточное дежурство одного судьи.
В работе Бентама сочетаются принципы представительной демократии с принципами бюрократического правления (с учётом общественного мнения и конституции).
Уже в те годы он говорил о необходимости со стороны гос-ва осущ помощь бедным и нуждающимся. В образование и воспитание вмешательство гос-ва должно быть обязательным.
Бентам принадлежал к направлению юр позитивизма – признавал право только как право волеустановленное. Право – это не свобода, не справедливость, а воля суверена. Субъективное право – это детище закона, право должно чётко выражать мысль о том,что интерес об-ва должен быть равен воле индивида. Источник права – это сумма удовольствий и страданий индивида. Отрицательно относился к естественному праву, считал его устаревшим институтом.
Важный признак права – санкция. Наказание – это не возмездие, а восстановление права, нарушенного преступлением.
В области международного права – «План всеобщего и вечного мира» 1789 год. Идеи направлены против войны, агрессии. Выступая за демократическую фп, он говорит, что народ не допустит при демократии войны на народные деньги, а так же использования войны для узурпации власти. Предлагает создать международную конфедерацию европейских гос-в, во главе которой должен стоять европейский конгресс, куда войдут по 2 представителя от каждого гос-ва. Его идеи оказали влияние прежде всего на те гос-ва, где не осущ-сь буржуазные революции, где была масса пережитков (Россия, Португалия, Греция). Бентам выступал за необходимость проведения буржуазных реформ мирным путём.
Последователь Бентама – Джон Стюарт Миль (1806-1873 год). Был сыном Джеймса Миля, который был современником и сторонником Бентама. Наибольшее счастье для всех людей.
«О свободе», «Мысли о парламентской реформе», «Принципы политической экономики». Миль отходит от теории Бентама, он различал в об-ве не только классы, но и господство одних классов над другими. Он осуждает частную соб-ть, наёмный труд, зависимость рабочих от капиталистов, их антогонизм. Об-во правомочно аннулировать или изменять любое частное право соб-ти ради общего блага. Однако, он не являлся сторонником классового понимания социализма. Считал, что господство одних классов – это эгоистический подход. Его путь – это пропаганда соц принципов, нравственное воспитание, независимо от классовой принадлежности. Было бы хорошо, чтобы рабочие и капиталисты имели в парламенте равное представительство, что позволило бы гениям подняться над корыстными интересами и посвятить себя общему благу. Судьба социализма зависит не столько от объективно обусловленных классовых интересов, а от воли и желания людей. «Субъективный социализм Милля». Социализм для него – далёкий полит идеал. Решать нужно смягчение соц неравенства. Безоговорочное признание народного правления – это лишь часть истины. В работе «О свободе» он пишет о соотношении свободы личности и демократии. Индивидуальную свободу он определял как право гражданина на автономию во всём, что не причиняет об-ву вреда, требующего защитных мер. Выделяет 3 компонента личной свободы:
1. Свобода совести в самом широком смысле слова, то есть, в свободе мысли, чувства, мнения относительно всех предметов практики, науки, права. Возможность выражать, распространять и публиковать свои мнения и идеи.
2. Свобода выбора преследования той или иной цели. Свобода устраивать свою жизнь по собственному усмотрению.
3. Свобода объединения с другими индивидами. То есть, возможность действовать с ними сообща для достижения какой-либо цели.
Цель – уберечь личность от посягательства не только со стороны гос-ва, но и об-ва в целом. Тирания об-ва страшнее всякой полит тирании. Тенденция когда об-во усиливается за счёт личности. «Большинство, довольное существующими порядками не понимает, почему бы эти порядки не могли удовлетворить всех и каждого». Индивидуальность – это основа всякого прогресса. Эта индивидуальность должна быть оберегаема от господства коллективной или сплочённой посредственности. Миль – сторонник расширения демократии, но с другой стороны он предостерегает от опасности представительного правления. Прежде всего – это снижение кач-ва власти и тирания большинства. Власть попадает в руки людей низкого развития, «правительство посредственности суть посредственные правительства». Это снижение кач-ва власти, деятельности правительства.
Истинная демократия – это на деле правление большинства. Когда правит буржуазия или рабочие – это ложная демократия.
Предлагает воспользоваться избирательной реформой Герра: все избиратели делятся на число мест в парламенте. Голосовать можно за депутатов, выдвинутых в определённом округе, в бюллетене избиратель отводит всем кандидатам определённое место (1,2,3 …). Если кандидат поименованный первым, набрал необходимое кол-во голосов, то лишние голоса уходят ко 2,3 … таким образом, необходимо обеспечить пропорциональное представительство не только от большинства, но и от меньшинства. Для обеспечение прав меньшинства необходимо пойти на нарушение принципа равенства.
Миль противник палаты лордов в парламенте, считал, что принципы демократии нужно сочетать с бюрократией (контролирующийся представительными органами и общественным мнением). В этом основа разумного гос-ва.