Фридрих Ницше

Родился в Германии в семье пастора.

«Греческое гос-во», «Воля к власти», «Как говорил Заратустра».

Принадлежит к философскому направлению, по которому основой всего сущего является жизненное начало, заключающееся в стремлении к власти. Бытие сводится исключительно к соперничеству.

Все живые существа от примитивной клетки до человека составляют опр иерархию сил, которые борются за господство. Об-во - это скопление индивидуумов, отличающихся от животных наличием интеллекта. В основе поведения человека - агрессивные инстинкты. Стремление к власти есть стремление к жизни. Человек – противоречивое существо, в нём соединены и гразь и хаос с одной стороны, с др – творчество и пр. первое присуще простым людям, второе – аристократии, создателям духовных ценностей, которые создаются за счёт изнуряющего труда простых людей. Воля к власти у аристократов разрушающая, у народ – созидающая. Аристократы – соль земли, истинные повелители и по духу и по происхождению. Народ – материал для их творчества. Всемирная история – борьба 2х типов воли: воли власти господ и воли власти раов. Во всех поступках слабых людей проявляются преступные инстинкты: зависть, тяготение к равенству. В отношении равенства Ницше говорит «это добродетель рабского правосознания».

Гос-во – это железные тески, сдавливающие об-во так, чтобы могла начаться дифференциация об-ва, образование новой надстройки. Гос-во создаётся правовым инстинктом сильных, чтобы положить конец бессмысленному неистовству слабых. Поэтому неизбежно, что люди, наделённые инстинктом государственности, смотрят на гос-во как на ср-во, в то время, как остальные (простые) граждане сами являются ср-вом гос цели. Гос-во – это организация, создаваемая стадом хищных животных, победителями и завоевателями, организованная на военный лад и налагающая свои лапы на население.

Он критикует теорию Руссо общественного договора «кто может приказывать, кто господин от природы, кому нужны договоры?»

Господствующий класс должен навсегда покончить с демократией, воспитать в себе волю к авторитетам и традициям. Железные тески для трудящихся.

Россия, по его мнению, прямая противоположность нервности парламентаризма, её могущество будет произрастать и впредь, если его не ослабит введение парламентского идиотства.

Представление о праве основано на идее, что право производно от воли власти.

Право производно от воли власти. Оно несёт отпечаток аристократического неравного строения об-ва. С этой позиции он критикует естественно-правовую теорию. Право потому и существует, что есть неравенство. Произвол, по его мнению, заключается в притязаниях на равные права. Произвол заключается в притязании всех на равенство. Право проистекает из неравных притязаний различных индивидов в зависимости от того, относятся ли они к сильным аристократическим верхам или они – нули. Сам по себе человек, взятый вне контекста его служения верхам, не обладает ни правами, ни обязанностями. «Право – это результат войны и победы, победителю принадлежит всё, нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией». Он не говорит о мирном хар-ре процесса объединения, необходимость и неизбежность объединения европейских гос-в – из борьбы между реальными и возможными претендентами на власть. Этому должна предшествовать большая война между европейскими гос-вами. Он воспевает моральное значение войны «война – матерь всякой морали. Без войны человечество стареет, добреет. Поэтому здоровое об-во должно строиться по принципу устава военной школы. Воин должен стать центральной фигурой милитаристского гос-ва, ибо только такое об-во может утвердить господство самого высшего типа». «Любите мир как ср-во к новым войнам. Не благая цель освещает войну, а благо войны освящает всякую цель».

Ницше критиковал демократические гос-ва, ему была неприятна сама идея правового равенства, свободы. Он считал, что эти идеи в принципе противоречат человеческой природе. Частая смена должностных лиц является помехой для глубоких реформ.

Влияние идей Ницше на фашизм: идея о расе господ и расе рабов, но он не думал, что это найдёт такое выражение. Рассуждая об этих расах он рассуждал о новом аристократическом гос-ве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: