История Древнего мира, том 2. 46 страница

Легисты утверждают свои мерила этических ценностей; на место устоев патриархального домостроя они выдвигают принципы государственного верноподданничества, провозглашая

несовместимость старой конфуцианской и новой морали: «почтительный к родителям чиновник — изменник государю», «прямодушный для государя подданный — жестокий сын для отца» (Хань Фэйцзы).

Если конфуцианцы представляли интересы старой потомственной аристократии, опиравшейся на патриархально-общинные и патриархально-рабовладельческие отношения, если даосы в какой-то степени выражали протест и отчаяние народных масс, а монеты — интересы самоуправляющейся общины полноправных граждан, то легисты были идеологами восходящей имущественной знати, связанной с развитым рабовладением, и новой бюрократии.

Среди философов периода «Чжань го» выделяется как крупнейший мыслитель материалист Ян Чжу (IV в. до н.э.). Ян Чжу вышел из среды небогатых землевладельцев царства Вэй. Учение его вызывало яростные нападки как конфуцианцев, так и даосов и легистов. По учению Ян Чжу, человек состоит из тех же пяти первооснов, что и вся природа, и отличается от других живых существ лишь разумом. Исходя из материалистического понимания природы, он отрицал страх перед богами и страх перед смертью. Бессмертия нет, смерть — естественно-необходимое явление, в котором уравниваются все. Быть равнодушным к смерти — это и значит следовать естественному закону дао.

Ян Чжу отрицал сверхъестественную сущность неба и вмешательство богов в дела мира, выступая против культа предков, призывал радоваться жизни, не надеяться на богов и духов, а самому заботиться о собственном благополучии, удовлетворяя свои потребности и желания. Отражением общественного и психологического перелома, знаменующего торжество отношений частной собственности, является знаменитая инвектива Ян Чжу, не желавшего «ни единым волоском» поступиться в пользу общественных интересов Поднебесной. Не удивительно, что противники Ян Чжу считали его учение антигосударственным. Индивидуалистический идеал избавления от страданий и утверждения разумного наслаждения выступает у Ян Чжу как этический принцип нравственности для господствующего класса рабовладельческого общества, тогда как отказ от безмятежной жизни и наслаждения, почитаемого высшим благом, рассматривается как признак рабского состояния. Смысл жизни — не деятельность, а невозмутимый покой.

Культура времени расцвета рабовладения в Китае.

Помимо чисто технических знаний наиболее раннее развитие получила в Китае астрономия — вероятно, как и в Вавилонии, в связи с разработкой календаря, который необходимо было согласовывать с естественными природными сезонами. Велись записи астрономических наблюдений, например появления комет (впервые в 613 г. до н.э., регулярно — с III в. до н.э.), был составлен звездный каталог, видимые звезды классифицированы по созвездиям. Астрономы умели вычислить наступление лунных затмений и возможность солнечных. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые зафиксировали существование солнечных пятен.

Значительные успехи в области физических знаний были ознаменованы изобретением первого в мире компаса. Он состоял из квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала одно направление, но не север, а юг. Этот прообраз компаса так и назывался — «указатель юга».

Для того времени характерна разработка положений механики о действии и противодействии: «Если вода устремляется, она становится диким потоком, если стрела выпущена, она летит далеко. Но все это обладает силой, действующей назад, и все колеблется в этом противоборстве... Таков дао (естественный порядок) природы» (Цзя И).

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках(Они обусловили и направление строки в традиционном китайском письме, где иероглифы пишутся сверху вниз.) к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретенной китайцами на рубеже нашей эры,— с этого момента писчий материал перестал лимитировать объем письменных текстов.

В конце I в. до н.э. была изобретена тушь. Для передачи всего богатства китайского языка число применявшихся иероглифов было недостаточно (напомним, что в китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны — сходно звучащие слова-однослоги — в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами). Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую. Самым выдающимся писателем-историком был Сыма Цяиь (около 145—86 гг. до н. э.). Отец его был ханьским официальным историографом, сын унаследовал эту должность.

Он много ездил по стране, собирая старые рукописи и фиксируя устные известия. Личные взгляды Сыма Цяня, сочувствовавшего даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором У-ди, Сыма Цянь был приговорен к позорной каре — кастрированию; реабилитированный позднее, он нашел силы возвратиться на служебное поприще с одной целью — завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил свое замечательное произведение «Исторические записки» («Ши цзи») — сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времен. Выдающийся стилист, Сыма Цянь давал картины политических и экономических событий и жизни народа ярко, сжато и со всей доступной ему достоверностью. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы.

По его образцу построен труд второго крупного ханьского историка Бань Гу (32—92 гг.) — «История династии Хань». В противоположность «Ши цзи» труд Бань Гу выдержан в духе ортодоксального конфуцианства, что наложило отпечаток на содержание этого произведения, в частности определило критическое отношение автора к «Запискам» Сыма Цяня как «слишком личным» и даже «клеветническим». Уже в предисловии Бань Гу объявляет Сыма Цяня «еретиком». Поскольку же Бань Гу принадлежал к политически господствовавшей школе, его отрицательная оценка труда своего знаменитого предшественника имела результатом исключение «Ши цзи» из числа «официально признанных» исторических произведений. Идейный антагонизм этих двух самых крупных исторических сочинений является как бы знамением эпохи, ибо принадлежность авторов к остро конфликтующим школам прослеживается почти во всех произведениях времен империи.

В эпоху «Воюющих царств» появляются произведения индивидуального творчества и в поэзии. В царстве Чу жил великий поэт Китая Цюй Юань (340—278 гг. до н.э.). Его лирика славится своей изысканностью и глубиной. Цюй Юань горячо выступал за сплочение всех царств против агрессии Цинь, но из-за интриг при чуском дворе попал в немилость к правителю, был отрешен от высокой должности и сослан в изгнание. Здесь он создал знаменитую оду «Скорбь отлученного» — свою поэтическую исповедь.

Преданный друзьями и подавленный несправедливостью опалы, поэт тяжко скорбит о крушении всех надежд, о глубоком одиночестве: «Как грязен мир!.. Во всей стране нет человека! Всему конец!» По преданию, узнав о победе циньцев над Чу, старый поэт утопился. В лирике Цюй Юаня получило дальнейшее развитие песенно-поэтическое творчество; разнообразные ритмы его стихов тесно связаны с мелодией. Рифма — правило для поэзии Цюй Юаня. Ода «Скорбь отлученного» заложила основу нового песенного жанра крупной формы («фу») — лирическим элегиям и лиро-эпическим одам с прозаическим вступлением. Они получили развитие в следующую эпоху — ханьскую.

В элегическом жанре творил и другой крупнейший чуский поэт — Сун Юй (290—223 гг. до н.э.), усовершенствовавший по сравнению с Цюй Юанем форму и содержание оды. Сун Юй считается первым певцом любви и женской красоты в литературе Китая (в том числе в форме воспевания древнего обряда священного брака — как подражание ритуальной свадебной песне). Мифологические образы, используемые еще Цюй Юанем, у Сун Юя становятся важным художественным средством. В стихах Суп Юя и Цюй Юаня во многом сохраняются стилистические приемы и особенности устной поэтической речи. Вообще литература этого периода еще очень близка к устному словесному творчеству. Именно в этот период были заложены основы для выделения литературы в самостоятельный вид искусства и тем самым сделан шаг к преодолению синкретического этапа в развитии культуры древнего Китая.

При У-ди была создана «музыкальная палата» (Юэфу). Здесь, видимо, в целях создания официальных религиозных гимнов и канонизации песенно-поэтического наследия собирались и обрабатывались народные песни, создавались музыкальные произведения. Некоторые песни «Юэфу» построены на напевах и сюжетах, пришедших из Средней Азии.

В ханьский период получила развитие также и религиозно-философская литература. Основатель конфуцианской теологии Дун Чжун шу создал новую идеалистическую концепцию мира: небо, являясь божеством, действует целенаправленно, поэтому стихийные явления природы предопределяют общественную жизнь человека; они предупреждают, карают или вознаграждают людей. Конфуцианство постепенно превращалось в ортодоксальную бюрократическую религию, строго регламентирующую все государственные функции и нормы поведения людей.

Конфуций был посмертно обожествлен. Культ Конфуция соединился с культом предков, который занял огромное место в конфуцианстве. Обряды и заповеди конфуцианского домостроя требовали подчинения всей жизни на земле подготовке к пребыванию в загробном мире.

Во II в. до н.э. был установлен (в своем первоначальном составе) религиозный канон «Пятикнижие» — своего рода «священное писание» ортодоксального ханьского конфуцианства. В нем получил особое значение постулат о сверхъестественной магической силе особы императора, от поведения которого зависят все явления природы и благополучие страны.

Период несомненного подъема переживают при династии Хань архитектура и изобразительное искусство (особенно глиняная скульптура). Хорошо сохранившиеся памятники относятся главным образом к периоду Цинь-Ханьской империи. О ханьском зодчестве мы знаем по дошедшим до нас керамическим моделям зданий и изображениям на рельефах, которые позволяют заключить, что в это время уже сложились основные особенности архитектуры позднейшего Китая. Ханьские здания — обычно двух- и трехэтажные высокие постройки и башни с многоярусными покатыми кровлями-навесами над каждым этажом, крытые полуцилиндрической черепицей.

Можно сказать, что многие структурно важные черты, характерные для всей системы дальневосточной культуры, были заложены именно в данный период.

Литература:

Степутина Т. В. Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. - М.:Знание, 1983 - с. 517-533

Notes

Во всех музеях мира хранится множество изделий из древней бронзы, но изделий из железа сохранилось гораздо меньше, а те, что сохранились, представляют собой бесформенные комки корродированного металла.

(обратно)

3акалка стального оружия впервые упоминается в «Одиссее», созданной в VIII в. до н. э. Разумеется, получаемый тогда металл значительно отличался от литой стали нового времени.

(обратно)

Далее ряд лекций, относящихся ко второму периоду древности, будет все ещё посвящен обществам раннего типа.

(обратно)

Например, так называемый виссон — тончайшая, прозрачная льняная ткань, изготовлявшаяся главным образом в Египте.

(обратно)

Речь идет, конечно, о кредите в сельском хозяйстве и свободном ремесле; в торговле кредит, разумеется, сохранялся и принимал довольно развитые и сложные формы.

(обратно)

Надо сказать, впрочем, что и в странах Ближнего Востока I тысячелетня до н. э. ростовщичество, хотя и не совсем исчезло, однако играло весьма ограниченную роль по сравнению с прежним временим. Это и там отчасти объяснялось ростом товарности: производства, особенно в городах; отчасти же, возможно, и защитой царских людей от долговой кабалы, осуществлявшейся государственной властью в своих интересах; администрация при надобности могла совершать различные выдачи им в расчете на получение значительной части продукта их труда. Вопрос этот пока недостаточно исследован.

(обратно)

«Цари» в Спарте были подотчетны другим государственным органам; следовательно, ее государственный строй не был монархическим.

(обратно)

С точки зрения свободных греков, это, конечно, все равно было рабство.

(обратно)

К концу второго периода эксплуатация оброчных рабов распространилась и в странах античного пути разлития (о причинах этого будет сказано подробнее в соответствующей лекции).

(обратно)

Колесницы сохранялись лишь как выезд для царя и его ближайших приближенных.

(обратно)

Вместе с племенем мисов, т. е., вероятно, в начале X в. до н. э. Заметим, что если ассирийцы называют «мушками» как «восточных» мушков (протоармян?), так и «западных» мушков (фригийцев), то в «хеттских иероглифических», т. е. лувийских, надписях, по-видимому, различались первые (муска) от вторых (называемых также муса). Этническое название мисов (точнее, в соответствии с более древним греческим произношением, мюсов, греч. Mysoi) сохранилось еще и тысячелетием позже также в нынешней Болгарии, ка Балканах; вероятно, именно оттуда один за другими прибыли и протоармяне («восточные» мушки, муска), фригийцы («западные» мушки, муса), и мисы. Отличие терминов муска и муса зависит, возможно, от характерного армянского суффикса множественного числа -к, отсутствовавшего во фригийском и фракийском; к фракийским племенам, имевшим центр на Балканах, принадлежали и мисы (Mysoi).

(обратно)

Или халды (арм. хагтик, урарт. халиту), они же, вероятно, мосхи («мушкизированные» халибы).

(обратно)

В это же время у ассирийцев и у урартов обозначение «хетты» (Хатти, Хате), на которое претендовали эти и другие государства, стало в конце концов применяться ко всем народам к западу от Евфрата, включая евреев, финикийцев, арамеев, лувийцев и, видимо, также протоармян.

(обратно)

Одна из лувийских областей в горах Тавра на юго-востоке Малой Азии.

(обратно)

Как мы видели выше, в древней Передней Азии предшествовавшего периода процент был значительно выше. Снижение процента — показатель повышения товарности хозяйств и, следовательно, некоторого снижения их зависимости от ростовщического кредита, господство которого в Греции оказалось недолгий. — Примеч. ред.

(обратно)

Впрочем, сами греки видели главный признак города не с торгово-ремесленной деятельности, а в политической самостоятельности поселения, его независимости от других общин. В их понимании городами (полисами) могли считаться и неукрепленные поселки, обладавшие независимостью по причинам военно-политического характера.

(обратно)

Здесь и далее переводы В.В. Вересаева.

(обратно)

Эти столбы воздвигались кредитором на поле должника в знак того, что поле являлось залогом уплаты долга и могло в случае его неуплаты быть отобрано.

(обратно)

В программу Городских Дионисий входили театральные представления. Согласно преданию, в 536 г. до н. э, при Писистрате была осуществлена первая в истории греческого театра постановка трагедии.

(обратно)

Предание рассказывает, что гостивший у Поликрата, тирана о-ва Самос, египетский царь посоветовал ему пожертвовать самым дорогим, что у него было, дабы боги не позавидовали его счастью. Поликрат бросил в море свой перстень, но на следующий день рыбак принес ему в дар большую рыбу, и брошенный перстень нашелся в её брюхе. Египетский царь покинул Поликрата, считая его обреченным, и вскоре тот действительно погиб.

(обратно)

Архонты (букв, «начальствующий») — правящая коллегия должностных лиц, состоявшая из девяти человек. Первый архонт считался председателем коллегии. По его имени в Афинах обозначался год.

(обратно)

Стратегами в Афинах назывались военачальники, командовавшие армией и флотом. Коллегия из десяти стратегов была учреждена Клисфеном.

(обратно)

3евгит — от греч. зевгос — «ярмо», «упряжка». Упряжка из двух волов была главной рабочей силой в хозяйстве крестьянина (возможно, это слово происходит от места, которое воин нанимал в строю. — Примеч. ред.).

(обратно)

Гоплит — пеший воин, имеющий полный комплект тяжелого защитного вооружения: поножи, панцирь, шлем и щит. В отличие от воинов гомеровской эпохи гоплиты сражались в сомкнутом строю, так называемой фалангой.

(обратно)

Феты — букв, «поденщики», «батраки». В этот разряд входили граждане, получавшие менее двухсот мер годового дохода с земли, а также те, у кого земли вообще не было.

(обратно)

Спартиаты — обычное наименование полноправных граждан Спарты в источниках.

(обратно)

По свидетельству Геродота, в спартанской армии, сражавшейся против персов при Платеях (479 г. до н. э.), на каждого полноправного спартиата приходилось по семь илотов.

(обратно)

О жизни и деятельности Ликурга не сохранилось никаких достоверных свидетельств. Не удалось установить с достаточной точностью и время его реформ. Многие из современных историков считают его вымышленной личностью. Наиболее вероятно, что «ликургов строй» в окончательном виде сложился не ранее чем к концу VII — началу VI в. до н. э. — Примеч. ред.

(обратно)

Начиная с древнейших времен Спартой управляли два «царя», принадлежавшие к двум различным династиям. Власть «царей» была пожизненной, но ее сильно ограничивал постоянный надзор со стороны эфоров. Всей полнотой власти «цари» пользовались лишь во время войны в качестве верховных главнокомандующих спартанской армии.

(обратно)

Археологические раскопки на территории Спарты показали, что в VII — первой половине VI в. здесь находился один из самых значительных центров художественного ремесла во всей Греции. Изделия лакейских ремесленников этого времени не уступают лучшим изделиям афинских, коринфских и эвбейских мастеров.

(обратно)

Разумеется, следует иметь в виду, что размеры и численность самих полисных общин могли колебаться в очень широких пределах в зависимости от тех критериев гражданских прав, которые использовались в различных греческих государствах. Если в Афинах: во времена расцвета демократии во второй половине V в. насчитывалось около 45 тыс. полноправных граждан, то в Спарте их число даже и в годы наивысшего подъема её могущества не превышало 9—10 тыс. человек. Впрочем, в Греции существовали и такие полисы, в которых весь гражданский коллектив состоял из нескольких сотен или даже нескольких десятков человек.

(обратно)

Этот принцип был сформулирован уже в древнейшем из всех дошедших до нас политических документов — так называемой «Ретро Ликурга» (около VIII в. до н. э.

(обратно)

В таких случаях проводилось общее голосование, в котором бюллетенями служили глиняные черепки. Отсюда название этой процедуры — остракизм, букв. «черепкование». Каждый из участников голосования писал на своём черепке имя того человека, который, по его мнению, представлял в данный момент наибольшую опасность для государства. Тот, кто собирал таким образом наибольшее число голосов, изгонялся из Афин сроком на десять лет. Изобретение остракизма приписывалось к древности Клисфену. Заметим, что институт остракизма предполагает поголовную грамотность граждан.

(обратно)

Во многих полисах контроль государства над частном собственностью граждан носил систематический характер. Наиболее типичными его проявлениями можно считать различные запреты н ограничения, налагавшиеся на покупку и продажу земли, так называемые литургии- — повинности в пользу государства, выполнявшиеся наиболее зажиточными гражданами; законы против роскоши и т. д.

(обратно)

Существенно отличалась вавилонская религиозная идеология и от той, которая создавалась в мелких государствах и у племен Сирии, Финикии и Палестины. Например, в Вавилонии не могли развиться в качестве общественно значимых и в классовых условиях шаманистические черты первобытной религиозно-магической практики: здесь слабо развиты оракулы, здесь нет народных ораторов-пророков с их ритмическими проповедями. Исключение, по-видимому, составлял лишь город Мари на среднем Евфрате, где был высокий процент западносемитского населения.

(обратно)

Отдельные прирученные экземпляры дромадера упоминаются в текстах уже с начала II тысячелетия до н.э.

(обратно)

Писец, знавший всего лишь сотню-другую знаков (преимущественно слоговых), обозначался как «хурритский писец». К этнической или языковой принадлежности писцов эти обозначения касательства не имели.

(обратно)

Поскольку эры, т. е. точки отсчета во времени, не существовало, постольку датировка велась по знаменательным событиям каждого года; упоминание такого события официально формулировалось для всего государства строго определенным образом.

(обратно)

Многослойными являются также книги так называемых «малых» пророков, и в каждой из них следует выделять основпое ядро и более поздние дополнения и вставки: к VIII в. до н.э. относимы «основные ядра» книг Амоса, Осип, Михея и, возможно, Авдия; многие речения в книгах Наума, Авакума (Хабаккука) и Софогии датируются VII в. до н.э.; пророчества Иоиля, Аггея. Захарии и Малахии (Мал'акя) созданы в VI—V вв. до н.э., когда была также составлена «Книга Ионы», которая не принадлежит к жанру пророчеств, хотя и приписана пророку, жившему в IX в. до н. э. Напротив, книга Малахии, хотя и относится к жанру пророчеств, видимо, приписана никогда не существовавшему лицу.

(обратно)

По другому толкованию. «Гутиум» (т. е. страна кутиев) было вавилонским названием Мидии в высоком стиле, а Угбару был с самого начала сатрапом персов.— Примеч. ред.

(обратно)

Характерно, что излюбленным материалом ваятелей того времени становятся твердые породы камня, с трудом поддающиеся обработке бронзовыми орудиями труда. Полагают, что изобилие литых бронзовых статуэток в эту эпоху также указывает на вытеснение бронзы железом из производственной сферы.

(обратно)

Напомним, что речь идет не о современной Эфиопии, а о так называемой Нильской Эфиопии, или Куше (в совр. Судане).

(обратно)

Слово «сатрапия» — индийского происхождения, поэтому можно предполагать, что такие единицы существовали еще в Мидии. Но, вероятно, там они имели характер мелких областей типа ассирийских и не охватывали всей территории державы, в частности подчиненных царств. — Примеч. ред.

(обратно)

Начало этому явлению было, по-видимому, положено при самом Дарий I, когда его отец Гистасп возглавлял в Средней Азии несколько сатрапий. — Примеч. ред

(обратно)

Они назывались гак потому, что их потери в бою немедленно восполнялись и численность гвардии всегда оставалась неизменной.

(обратно)

В прежнем виде Милет не смог возродиться. Археологические раскопки показали, что прежний отличный порт Милета, откуда в свое время отправлялись многочисленные суда в Черное море, никогда более не отстраивался.

(обратно)

Геродот говорит, что видел их потомков, поселенных около Суз, они и в изгнании сохранили родной язык.

(обратно)

Количество павших врагов, очевидно, действительно было подсчитано, так как афиняне дали обет за каждого убитого принести в жертву Артемиде козу. Так как она оказались не в состоящие сразу выполнить это обещание, то решили ежегодно приносить в жертву по 500 коз (Ксенофонт)

(обратно)

Памятник тираноубийцам был впоследствии возвращен в Афины Александром Македонским.

(обратно)

Во время раскопок в Афинах найдено 542 черепка с именем Фемистокла. Любопытно, что более 190 обнаружены в одном заброшенном колодце. Черенки представляют собой обломки однотипной керамики, явно из одной мастерской. Имя Фемистокла написано всего шестью почеркали. Отсюда очевидно, что черепки были заранее заготовлены его политическими противниками, для раздачи участником голосования.

(обратно)

Персидское правительство охотно поручало управлении подвластными ему греческими городами выдающимся греческим деятелям.

(обратно)

Кимон даже дал сыну имя Лакедемоний.

(обратно)

С 18 до 20 лет юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участвовать в политической жизни.

(обратно)

Так, например, философ Сократ, принципиально уклонявшийся от политической деятельности, все же был однажды членом совета 500.

(обратно)

Правда, по особому разрешению можно было другу или родственнику выступить вместо слишком юного или, наоборот, престарелого. За женщин, разумеется, выступали их опекуны.

(обратно)

Число судей было разным: в зависимости от характера дела иногда превышало 500 и даже 1000 человек.

(обратно)

Читать «по бумажке» в греческом суде дозволялось только документы, тексты законов и заранее записанные при подготовке дела свидетельские показания, и делал это не сам выступавший, а секретарь суда по его просьбе

(обратно)

Опасаясь получить сомнительную репутацию сикофантов, афиняне, выступавшие в качество обвинителей, нередко подчеркивали, что делают это только в отместку за обиды, нанесенные ответчиком им или их близким.

(обратно)

Делами метеков ведал архонт-полемарх.

(обратно)

3емледелием метеки могли заниматься только в качестве арендаторов частновладельческой земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: