double arrow

История Древнего мира, том 2. 47 страница

(обратно)

Со второй половины V в. до н.э. в период военных действий стали прибегать к введению чрезвычайного военного налога — эйсфоры.

(обратно)

Судя по «Афинской политии» Аристотеля, феты, представители четвертого имущественного класса, даже в IV в. до н.э. формально не допускались к занятию должностей, кроме судей.

(обратно)

Подлинный текст торжественной речи Перикла не сохранился, а тот, что приводится у Фукидида, сочинен самим историком. Но он стремился передать содержание и дух речи вождя афинской демократии.

(обратно)

Подобные браки не запрещались, но по закону, внесенному самим Периклом в 451 г. до н.э., рожденные в таком браке дети не получали гражданских прав. По иронии судьбы Перикл вынужден был впоследствии просить исключения для своего сына от Аспасии, когда эпидемия унесла двух его сыновей от первого брака.

(обратно)

Унизительной считалась даже должность управляющего частным поместьем, не говоря уже о занятиях кормилицы, повара. Иное дело — получать плату от государства.

(обратно)

Одрисы — одно из фракийских племен.

(обратно)

Из Македонии вывозили необходимый для строительства флота корабельный лес и металлы.

(обратно)

Греки обычно довольствовались сооружением трофея (памятника из захваченного оружия) на поле битвы, покинутом противником.

(обратно)

До тех пор в Греции не было принято называть города именем смертного человека. В последующий, эллинистический период это стало распространенным обычаем.

(обратно)

Миф этот имеет в мире много очень древних аналогий, особенно близкую — у хурритов. — Примеч. ред.

(обратно)

Почти во всех мифологиях световые божества — одновременно покровители предсказателей. — Примеч. ред.

(обратно)

Элегия — первоначально песнь, исполнявшаяся под флейту, в то время как эпос исполнялся под аккомпанемент лиры или кифары.

(обратно)

Потерять щит считалось несмываемым позором.

(обратно)

Анты — выступы продольных стен здания, ограждающие вход, сделанный в его торцовой стороне; периптер — прямоугольное в плане здание, со всех сторон окруженное колоннадой.

(обратно)

Кратер — большой широкий сосуд с двумя ручками, служивший для смешивания вина с водой (пить чистое вино у греков считалось предосудительным).

(обратно)

Амфора — большой сосуд для хранения вина или масла с длинным горлышком и двумя ручками.

(обратно)

По преданию, в Гордионе, прикрепленная к ярму сложным узлом, стояла в храме павозка Гордия, первого царя Фригии, и считалось, что тот, кто развяжет этот узел, овладеет Азией. Александр его разрубил.

(обратно)

Птолемей II женился вторым браком на своей систре, вдове Лисимаха, женщине энергичной и одаренной. Такой кровнородственный брак соответствовал традициям фараонов древнего Египта.

(обратно)

Понт — государство, возникшее в III в. до н.э. на северо-востоке Малой Азии.

(обратно)

Следует заметить, что митраизм, распространившийся в дальнейшем по Средиземноморью, кроме имени божества имел мало общего с культом индоиранского Митры; круг идей и мифов митраизма надо скорее искать и Малой Азии и соседних странах.

(обратно)

Так, Флавий пишет: «Фарисеи пользуются таким влиянием в народе, что им верят даже тогда, когда они говорят против царя или первосвященника».

(обратно)

Некоторые исследователи (У. Олбрайт и др.) полагают, что при выработке своей герменевтической системы фарисеи адаптировали греческую диалектику и опирались в большей мере на филологические методы эллинистических комментаторов, чем на иудейскую традицию.

(обратно)

Может быть, из арамейского хасайа — «благочестивые», но есть и другие толкования.

(обратно)

Как известно, «Новым заветом» называли себя впоследствии раннехристианские общины, и так называется свод произведений христианского канона. Также и «сынами света» называли себя ранние христиане, как в канонической, так и в апокрифической литературе. Кумранское самоназвание «избранники бога» отсутствует в Ветхом завете, но продолжает жить в новозаветном самоназвании христиан. Самоназвание «простецы» или «юные», «малые» также весьма близко раннехристианскому выражению «малые сии», которые в новозаветной литературе противопоставляются «мудрым и разумным», но неправедным.

(обратно)

Ряд видных исследователей относит время деятельности Учителя к середине II в. до н.э., другие — к I в. н.э. в зависимости от принятого ими отождествления «Нечестивого священника».

(обратно)

Термин «халибы», видимо, связан с древнейшим названием железа (хаттское хабалки), которое первоначально монопольно добывалось ими в области их обитания; термин «мосхи», возможно, связан с восприятием ими фригийской культуры (мушки — одно из названий фригийцев

(обратно)

Нами употребляются здесь более поздние формы названий — Иверия, Алвания вместо более древних— Иберия, Албания с целью избежать смешения с одноименными странами — Иберией на Пиренейском и Албанией на Балканском полуострове. Это случайное созвучие не раз давало повод к самым фантастическим гипотезам.

(обратно)

Армянский историк Моисей Хоренский упоминает тут Митридата, хотя ошибочно считает его персидским сатрапом.

(обратно)

Возведение термина «Атурпаткан» к сохранившемуся в некоторых из ассирийских надписей VIII—VII вв. до н.э. названию какого-то из мелких округов Центральной Мидии — «Андарпаттиан» — не выдерживает ни лингвистической, ни исторической критики. Также совершенно не обосновано встречающееся утверждение, будто Атропат — не иранское имя собственное, а титул. Заметим, что в Атропатену обычно не входила горная Кордуэна — страна кардухов, предков курдов.

(обратно)

Точнее, вероятно, на иранском языке, «зашифрованном» арамейскими написаниями отдельных слов (т. е. написано арамейское слово, а на его месте надо читать слово иранское). Такая «гетерографическая» письменность, которой монопольно владели специально обученные писцы, была в ходу от Малой Азии до Индии в течение III в. до н. э. — VII в. н. э.

(обратно)

Восточное (малоазийское) происхождение этрусков весьма вероятно, но окончательно еще не доказано.

(обратно)

Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е Т. 21, с. 120.

(обратно)

Если эти цифры достоверны, то это значит, что в городе-государстве Риме уже тогда было свыше 100 тыс. жителей, не считая рабов. Но скорее всего эти традиционные данные нельзя считать точными.

(обратно)

Такова легендарная дата; на территории самого Карфагена, однако, по мнению ряда видных археологов, пока не найдено археологических памятников старше конца VIII в. до н.э.; другие ученые считают возможным, что финикийские постройки существовали уже в X в. или даже еще раньше, но аргументация остается спорной. — Примеч. ред.

(обратно)

Таков Лике у нынешнего города Аль-Арайш (Ларош). Найдено также безымянное поселение (Карийская стена?) у г. ас-Сувейра (Могадор).

(обратно)

Судя по всему, это право имело большое значение потому, что только человек, рожденный в квиритском браке, мог с момента рождения считаться римским гражданином (квиритом).

(обратно)

По мнению некоторых исследователей, первоначально консулы назывались преторами; иногда полагают, что они не были равноправны и один из них являлся младшим коллегой другого. Версия вполне возможная.

(обратно)

Комиции — буквально «сходка», собрание народа для решения вопросов путем голосования.

(обратно)

В дошедшей до нас исторической традиции подобный закон упоминается трижды — под 509, 449 и 300 гг. до н.э. Неясно, означает ли это возобновление фактически не соблюдавшегося закона или ошибку в самой традиции. Так или иначе, такой закон стал основной гарантией прав личности в римском обществе.

(обратно)

Диктатором называли экстраординарного магистрата, избираемого на 6 месяцев в особо трудных случаях и обладавшего всей полнотой власти.

(обратно)

Героем обороны Капитолия был патриций Марк Манлий. По преданию, он был разбужен гусями, загоготавшими при появлении галльских воинов. Впоследствии Манлий возглавил движение за кассацию (отмену) плебейских долгов и за это был осужден и сброшен с Тарпейской скалы (обрыв Капитолийского холма, предназначенный для таких казней).

(обратно)

Римский легион был воинской частью (а позже соединением) не менее чем из тысячи человек.

Впоследствии легион делился на воинские части — когорты. Когорта, состоявшая сначала из 600 человек, а потом из тысячи, соответствовала полку или отдельному батальону в современных армиях.

(обратно)

Манипул назывался так от лат. manus — «рука», так как он имел значок в форме человеческой ладони на конце древка.

(обратно)

Это была должность, связанная с внутригородскими делами.

(обратно)

Эта цифра показывает огромный рост товарности производства со времен ранней древности вместе с соответствующим падением цены на серебро и увеличением частных состояний.

(обратно)

Имеются в виду люди, сохранявшие греческий образ жизни и греческую культуру; они не обязательно были потомками только греков. — Примеч. ред.

(обратно)

Видимо, речь шла об изъятии в пользу государства соответствующих общинных угодий, поскольку политика «монополий», например, у Гуань Чжуна непосредственно была связана с введением системы обложения семей по имущественному принципу взамен прежней практики налогообложения, когда фискальной единицей являлась община в целом, отдающая государству часть общей продукции общины — 1/9 (в сельской местности) и 1/10 (в городах), или обрабатывающая соответствующую часть земли в пользу государства.

(обратно)

Оглавление

История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. (Сборник)

Лекция 1: Общие черты второго периода Древней истории

Лекция 2: Новоассирийская держава

Лекция 3: Урарту, Фригия, Лидия

Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса

Лекция 5: Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н.э.

Лекция 6: Нововавилонская держава и поздний Египет.

Лекция 7: Мидия и Ахеменидская Персия.

Лекция 8: Греко-персидские войны.

Лекция 9: Расцвет афинской рабовладельческой демократии.

Лекция 10: Предэллинизм на Востоке.

Лекция 11: Пелопоннесская война

Лекция 12: Предэллинизм на западе: Греция и Македония в IV в. до н.э.

Лекция 13: Предэллинизм на западе: кризис полисной демократии и «младшая тирания» в греческих полисах.

Лекция 14: Греческая культура VII ­ IV вв. до н.э.

Лекция 15: Александр и диадохи.

Лекция 16: Эллинистический Египет.

Лекция 17: Эллинизм в Передней Азии.

Лекция 18: Македония, Греция и Северное Причерноморье в период эллинизма.

Лекция 19: Эллинистическая культура.

Лекция 20: Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н.э. - I в. н.э. Кумранская община.

Лекция 21: Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма.

Лекция 22: Этруски и Ранний Рим.

Лекция 23: Карфагенская держава в западном Средиземноморье (I тысячелетие до н.э.)-

Лекция 24: Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э.

Лекция 25: Парфия и греко-бактрийское царство.

Лекция 26: Индия во второй половине I тысячелетия до н.э.

Лекция 27: Расцвет рабовладельческого общества в Китае.

Лекция 28: Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: