double arrow

Восточные поэмы Байрона


Классификация готики.

Существует несколько классификаций готической прозы. Согласно классификации английского исследователя Монтегю Саммерса «готический роман» представлен тремя жанровыми разновидностями:

  1. Роман ужасов,
  2. Исторический,
  3. Сентиментальный.

Автор отечественной монографии М.Б. Ладыгин «Романтический роман» (М., 1981) различает:

    1. «Черный» готический роман,
    2. Аффективный роман, в котором «ужасное» лишь прием для создания у читателя определенного эмоционального настроения, а все «псевдо сверхъестественные» события получают реалистическое правдоподобное объяснение (романы Радклиф),
    3. Ориентальный роман, в котором действие разворачивается не в средневековом замке, а на экзотическом Востоке («Ватек» Бекфорда).

Но наиболее приемлемой сейчас является классификация В. Малкиной.

Она выделяет разновидности жанра исходя из типа конфликта:

  1. «Сентиментально-готический роман». Сюда относятся «Замок Отранто» Уолпола (1764), «Старый английский барон» Клары Рив (1778), романы А. Радклиф и др. В центре – идеальный герой или героиня (иногда оба), которые сражаются со злодеем (иногда несколькими). Характеры почти всегда однозначные: преступник имеет одни отрицательные черты, положительный персонаж не совершает ни одного дурного поступка. Основа сюжета – разгадывание тайны, тяготеющей над обитателями замка. Действие происходит на фоне изображения быта эпохи. Люди из народа – носители суеверия, но в то же время – глашатаи правды. Все таинственные явления в конце романа получают естественное объяснение.
  2. «Черный роман». Это – «Ватек» У. Бекфорда (1786), «Монах» М.Г. Льюиса (1796), «Эликсиры сатаны» Гофмана (1816), «Мельмот-скиталец» Ч.Р. Мэтьюрина (1829). В центре такого романа всегда один герой. У него необычная внешность, он отличается от всех остальных людей (прообраз романтического героя байронического типа). Сверхъестественные силы в этой разновидности жанра действуют как реально существующие. Здесь главное – конфликт добра и зла, борьба человека с инфернальными силами.

Или Восточные повести - создавались в 1813-1816 гг.: «Гяур»(1813), «Абидосская невеста»(1813), «Корсар»(1813, оп.1814), «Лара»(1814), «Осада Коринфа»(1815, оп.1816), «Паризина»(1815, оп.1816).




Основанием для объединения поэм в цикл служит их органическое единство, связанное с развитием образов центральных героев и темой борьбы против феодальной деспотии.

1. Поэмы называются «восточные», так как действие происходит на востоке от Англии. «Гяур» - Греция; «Абидосскую невесту» Байрон назвал «турецкой повестью», «Лара» - неопределенно описанная географическая обстановка, вероятно, феодальная Испания; «Осада Коринфа» - Греция; «Паризина» - Италия, XVвек.



2. Герои восточных поэм отличаются активностью, смысл их жизни – борьба с деспотией и любовь к преданной женщине.

3. С образами главных героев связана тема индивидуализма, то есть единоличного права человека решать, что является добром, а что злом.

4. Во всех поэмах напряженно развивающийся сюжет. Большинство из поэм повторяет одну сюжетную схему: выделяется три действующих лица: герой (изгнанник), его возлюбленная (восточная красавица или прекрасная христианка), антагонист главного героя. В центре действия стоит главный герой. Все внешние события определяются его переживаниями и поступками. Герой любит героиню. Например, Гяур любит Лейлу. Уго любит мачеху Паризину. Но они встречают препятствие в третьем лице. В «Гяуре» - это Гассан, в «Паризине» - отец героя. По такой схеме развивается «Абидосская невеста»: Селим – Зюлейка – Джафир; «Осада Коринфа»: Альк – Франческа – Минотти. Герой разными путями стремится к осуществлению своего чувства. Но обычно становится причиной гибели возлюбленной, а в некоторых случаях и своего трагического конца.

5. Композиция «восточных поэм» связана с традицией баллады; передаются самые напряженные моменты в развитии сюжета. В.М. Жирмунский в монографии «Байрон и Пушкин» назвал такой тип композиции «вершинным». Этот тип композиции ярко представлен в «Гяуре». Сначала изображается всадник, внезапно он поворачивает вспять. Вторая картина представляет странное шествие с мешком, который бросают со скал в море. Затем следует поединок на горной тропе во время которого убивают мусульманина и т.д. Потом в монастыре гяур (иноверец) рассказывает о том, что он любил Лейлу, готовил побег с ней из гарема. Заговор был раскрыт, и ее бросили со скалы в море. Он отомстил: убил человека, по приказу которого погибла любимая им женщина. С тех пор жизнь потеряла для него смысл.



Когда она погибла в море,

Я жить остался. Гнев и горе

Обвили сердце мне змеей.

Отдельные фрагменты в поэме соединяются только в финале. Фрагментарность подчеркивает загадочность героя:

Так умер он, и ничего

О роде, имени его

Мы не узнали

Но Байрон не всегда придерживался этого типа построения. В «Корсаре» события описываются последовательно.

6. Поэма часто представляет собой монолог героя.

Да, умерла моя Леила,

И гибели ее печать

Хранит чело мое. Читать

Ты можешь там следы мученья;

Следы позора, преступленья.

Не содрогайся, погоди,

Меня легко так не суди.

Ведь этот грех свершен не мною,

Хоть я и был тому виною…

Да, суд Гассана был жесток,

Но ведь иным он быть не мог.

Ее измена погубила,

Его же месть моя сразила.

7. Стихотворный размер – 4 или 5 стопный ямб.

«Корсар» (1813)

События развиваются последовательно, но автор сохраняет тайны, связанные с прошлым, и не дает однозначного финала.

Главный герой – Конрад – предводитель корсаров на острове, расположенном в Эгейском море. Корсарство возникло в 12 веке, когда появился обычай выдавать частным лицам специальные патенты на право задержания и даже уничтожения торговых судов враждебных государств. В 18-19 вв. корсарство стало формой борьбы за независимость. В 1809-11 гг. Байрон увидел греческих корсаров, нападавших на турецкие корабли.

Конрад – благородного происхождения. К нему все обращаются – «лорд Конрад». Байрон подчеркивает, что не природные склонности, а душевная трагедия превратили его в отщепенца. С детства Конрад возненавидел людей: они избегали его, клеветали на него, т.к. в его характере было нечто сильное, что заставляло предполагать в нем способность возвыситься над людьми. Люди боялись его.

Он знал искусство власти, что толпой

Всегда владеет, робкой и слепой.

Постиг он приказаний волшебство

И с завистью все слушают его.

Сюжет. Как феодальный владыка Конрад живет вместе с Медорой на острове. Жестко и властно управляет он отрядом корсаров, которые боятся его, но верят в его талант предводителя и беспрекословно подчиняются ему. Конрад решителен и смел, умеет найти уязвимой место врага и молниеносно нанести ему удар. Получив известие о готовящемся нападении кораблей турецкого паши Сеида, Конрад опережает его. Корсары уже близки к победе, но крики из горящего гарема заставляют их броситься на спасение жен и наложниц Сеида.

Конрад выносит из огня любимую жену Сеида Гюльнару. Паша, видя, что отряд корсаров малочислен, вновь бросается в ожесточенную битву. Конрад схвачен, брошен в темницу. Утром его должны казнить. Теперь Гюльнара спасает Конрада. Она убивает спящего Сеида, подкупает стражу и на одной из греческих галер они выходят в море. Их спасают идущие на выручку корсары Конрада. Он отвергает любовь Гюльнары, думает лишь о Медоре. Но она, тоскуя о Конраде, умерла. Он покидает своих сподвижников.

…Дней проходит череда,

Нет Конрада, он скрылся навсегда,

И не один намек не возвестил,

Где он страдал, где муку схоронил.

В жанровом аспекте «Корсар» относится к лиро-эпической поэме, в ней совмещаются повествовательное и лирическое изложение.

В композиционном плане поэма представляет собой фрагмент из биографии героя. Он основывается на загадочности Конрада, которая, связана с одиночеством героя. Таинственно появление Конрада, таинственно его исчезновение в конце. С одиночеством связаны властность, решительность, поиски уединения. Безмерно любит Конрад лишь Медору.

Страсть юных лет, надежды лучших дней,

Ключ нежности и ласки – с нею, с ней,

С единственной, кого любит он мог –

Исчезли вмиг.

Байрон относится к Конраду с симпатией и интересом.

Современники заметили внешнее сходство Конрада и Наполеона – Мицкевич, Пушкин, Стендаль. Действительно в характере Конрада есть черты, поразившие Байрона в деятельности и судьбе Наполеона – одиночество, возвышение над людьми, обреченность, связанная с властолюбием.

Тема Наполеона прозвучала и в 3 песне (1816) «Паломничества». Она решается здесь неоднозначно. Падение Наполеона освободило народы, которые находились под его властью. Но Байрон скептическим относится к победителям Наполеона. Он может быть сравним со львом, которого одолела стая волков.







Сейчас читают про: