double arrow

Вопросы для самопроверки. Вопросы и задания для самостоятельной работы


Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

1. Выделите основные периоды в Отечественной истории.

2. Определите место и значение курса Отечественной истории в рамках образовательного процесса.

1. Укажите имена наиболее прославленных отечественных ученых-историков.

2. В чем выражается научно-практическая сторона исторических знаний?

3. Охарактеризуйте основные методы исторических исследований.

Тема 2. Становление Древнерусской государственности

в IX – начале XIII вв.

Античное наследие в эпоху Великого
переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв.

Цель изучения темы: сформировать у студентов представление остановлении государственной власти и управления в Древнерусском государстве и о системе управления, существовавшей в удельный период российской истории.




Задачи изучения темы:

- выяснить особенности государственного управления в Киевской Руси;

- рассмотреть правовые основы древнерусского законодательства;

- охарактеризовать особенности управления в княжествах в удельный период.

Восточные славяне в древности. Различные точки зрения на вопрос о происхождении восточных славян. Разложение родоплеменного строя и образование племенных союзов. Основы экономической жизни у восточных славян. Древнеславянская община. Язычество и его роль в формировании древнерусской народности. Первые проявления христианства.

Теория и гипотезы возникновения государства у восточных славян. Объединение восточных славян под властью киевских князей. Города-государства Древней Руси, их экономический и политический строй. «Норманнская теория» и антинорманнизм в исторической науке.

Реформы княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава Мудрого. Утверждение Руси на международной арене и укрепление её границ. «Полюдье» и система погостов при сборе дани. Крещение Руси и распространение христианства. «Русская правда» и формирование феодального законодательства.

Культура, общественная мысль и быт Древней Руси. Языческое и христианское начала в древнерусской культуре. Место Древней Руси в системе европейского культурного взаимовлияния.

Русь в сфере западноевропейской торговли и путь «из варяг в греки». Экономические и культурные последствия внешней торговли славян.



Феодальная раздробленность как общая закономерность развития мировой цивилизации. Древнерусские земли в период раздробленности. Особенности их политического и социально-экономического устройства.

Методы: лекция

Литература:1,2.

1. Каковы причины образования государства Киевская Русь?

2. В чём сущность норманнской теории?

3. Выделите и охарактеризуйте период расцвета Киевской Руси.

1. Охарактеризуйте основные формы земледелия у восточных славян.

2. Подготовьте эссе по теме: «Языческие и христианские основы древнерусской культуры».

3. Составьте таблицу, в которой зафиксируйте основные черты и особенности зодчества в русских землях в эпоху раздробленности.

Тема 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в. Возвышение Московского княжества и собирание русских земель

Вокруг Москвы в XIV – начале XVI вв.

Социально-политические изменения в русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.

Цель изучения темы: дать представление об основных этапах борьбы Руси с иноземными захватчиками, эволюции государственного управления в XIV – XVI вв.



Задачи изучения темы:

- рассмотреть особенности системы вассальной зависимости Руси от Орды;

- выяснить и проанализировать причины усиления Московского княжества и формирования централизованного государства;

- изучить функции государственного аппарата Российского государства.

Эпоха монголо-татарского завоевания. Происхождение монгольских племён. Битва на р. Калке. Появление монголо-татар и «Батыев погром». Монголо-татарское иго и его исторические последствия.

Немецкие рыцари и Литва. Натиск рыцарей и шведов на северо-западную Русь. Великий князь Александр «Невский». Укрепление Великого княжества Литовского.

Развитие удельного порядка. Возвышение Московского княжества и его борьба за первенство на Руси. Отношения Руси и Золотой Орды.

Укрепление экономического и политического положения Московского княжества в XIV в. Иван Калита. Церковь и её роль в преодолении феодальной раздробленности. Преподобный Сергий Радонежский. Дмитрий «Донской». Куликовская битва 1380 г. и её историческое значение. Феодальная война в Московском княжестве во II-й четверти XV в.

Политический строй русского государства в конце XV – начале XVI вв. Создание централизованного государства при Иване III и Василии III. Великокняжеский судебник 1497 г.

Возрождение традиционной культуры в Московской Руси XIV – XV вв. Каменное и деревянное зодчество. Иконопись и фресковая живопись. Дионисий, А. Рублев, Д. Черный. Создание летописных сводов.

Методы: лекция

Литература:1,2.

1. Назовите основные события монголо-татарского нашествия на Русь?

2. В чём состояли мероприятия, направленные на централизацию государства в правление Ивана III?

3. Когда завершилось собирание великорусских земель вокруг Москвы?







Сейчас читают про: