double arrow

Накануне Смуты


РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

Антологии и хрестоматии по всему курсу

Учебникии учебные пособия по всему курсу

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1979.
Блонский П. П. Педология. - М. , 1934.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Крупская Н. К. Пед. сочинения. Т. 1-6 / Под ред. Н. К. Гончарова и др. -М. , 1978-1980.
Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. A. M. Арсеньева и др. - М. , 1976.
Макаренко А. С. Избранные пед. сочинения. Т. 1,2. - М. , 1978.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1978 гг. -М. , 1974.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941 гг. / Под ред. Н. П. Кузина и др. - М. , 1980.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961 гг. / Под ред. A. M. Арсеньева и др. - М. , 1988.
Состояние и развитие советской школы и педагогики (1917-1937): Сб. науч. тр. - М, 1978.
Сухомлинский В. А. Избранные пед. сочинения: В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Стааль. - М. , 1979.
Фрадкин Д. А. Педология: мифы и действительность. - М. , 1991.
Черных С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. - М. , 1984.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. - М. , 1980.




Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 1999.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З. И. Васильевой. - М. , 2001.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 2001.
Коджасперова Г. М. История и философия образования в схемах и таблицах. - М., 1998.
Корнетов Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли». — М, 2002.
Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М. , 2002.
Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование; история и современность. -Воронеж, 1999.
Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Ч. 1-2. - СПб. , 2000.
Пряникова В. Г. , Р а в к и н З. И. История образования и педагогической мысли. -М. , 1995.
Степашко Л. А. Философия и история образования. - М. , 1999.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVIII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. , 1985.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX-XX века / Сост. П. А. Лебедев. - М. , 1990.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. - М, 1987.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2 т. -М, 1994.
Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) / Сост. А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков. - М. , 2000.
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. СФ. Егоров. - М. , 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. -М. , 1996.
Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. - М. , 1996.



Период в российской истории с осени 1604 г. по 1618 г. называют Смутой или Смутным временем. На протяжении этих пятнадцати лет страну раздирала гражданская война, а соседи — Речь Посполитая и Швеция, воспользовавшись ситуацией, отторгли от России земли на ее западных и северо-западных границах. Эти полтора десятка лет были
временем, когда на грани своего существования оказалась сама российская государственность — в годы Смуты она практически рухнула.
Один за другим появлялись самозванцы; одновременно существовало несколько царей и правительств, которых поддерживали различные части страны, а центральная власть, по сути, исчезла. Исчезли законность и порядок; по стране бродили шайки "воровских" казаков, вооруженные отряды "польских и литовских людей", военные формирования различных политических лагерей.

В XVII в. Россия вступала обессиленная тяжким грузом предшествующих десятилетий. Кровавые годы опричнины, длительная Ливонская война, набеги крымских татар, эпидемии — всё это привело к тому, что в последней трети XVI в. страну поразил глубочайший экономический кризис. Запустели сотни сел и деревень, население которых либо погибло, либо бежало; заброшенные поля зарастали кустарником и лесом. Именно в условиях кризиса вводится режим заповедных лет — начинает складываться крепостное право.



В 90-х гг. XVI в. экономическое положение постепенно стабилизируется, однако именно в эти годы Россия оказывается перед лицом серьезного политического кризиса. В 1591 г. в Угличе при сомнительных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного 10-летний царевич Дмитрий. Официальная следственная комиссия во главе с боярином князем В. И. Шуйским пришла к выводу, что виной всему была эпилепсия царевича. Но по стране поползли слухи о том, что мальчик был убит по приказу Бориса Годунова. Поэтому во время династического кризиса 1598 г., когда умер последний представитель династии Рюриковичей — царь Федор Иванович, Борису Годунову пришлось бороться за престол, имея репутацию детоубийцы. С ней он и был избран на царский престол.

Династический кризис — очень опасный и чреватый серьезными потрясениями момент в истории любой монархии — привел к обострению борьбы между различными политическими группировками. Избрание нового царя на Земском соборе — событие, небывалое в истории России — также не способствовало умиротворению политических страстей. Ведь избран был далеко не самый родовитый или достойный претендент, а наиболее ловкий интриган, имеющий в глазах общества весьма сомнительную репутацию. Вступление Годунова на трон московских царей для многих представлялось незаконным. Следствием таких настроений было появление уже в 1598 г. слухов о том, что царевич Дмитрий жив и скоро начнет борьбу с Годуновым. Следовательно, в XVII в. Россия вступала в обстановке политической нестабильности.

Интриги и борьба в высших эшелонах власти сами по себе вряд ли могли привести к гражданской войне. Гораздо опаснее для общества было нарастание недовольства среди крестьянского населения страны. Сначала отмена Юрьева дня, а затем введение в 1597 г. урочных лет — 5-летнего срока розыска и возвращения на прежние места беглых — порождали глухое недовольство в крестьянстве, которое при первом удобном случае готово было вылиться в открытый мятеж против властей. И такой случай не замедлил представиться.

В 1601 г., первом году XVII столетия, на Россию обрушилось невиданное бедствие. Всё лето почти непрерывно шли дожди, а затем ударили ранние заморозки: "быст мраз велий и поби весь хлеб, рожь и овес". Начинался голод, хлеб стремительно дорожал. Остатками семян засеяли поля, но в 1602 г. "ничто не взошло: все погибе в земле". К 1603 г. сеять уже было нечем.

Голод 1601—1603 гг. был страшен. Люди ели траву и сено, бывало и людоедство. Многие десятки тысяч россиян погибли от голода. По стране, особенно вблизи Москвы, бродили, грабя и убивая, шайки холопов, которых хозяева, чтобы не кормить, выбросили на улицу. Как записал современник, "умножишась разбойство в земле Рустей".

Борис Годунов пытался смягчить последствия стихийного бедствия, облегчить положение голодающих. Он распорядился раздавать беднякам деньги, чтобы они могли купить себе пропитание; организовывал общественные работы, чтобы помочь людям заработать на хлеб. Наконец, он велел бесплатно раздавать хлеб из государевых житниц. Но все было тщетно.

Борис Годунов и до этого не был популярен. Теперь же общественное мнение объясняло страшные бедствия, обрушившиеся на Россию, божьей карой за грехи царя. Его авторитет стремительно падал. В итоге голод погубил Бориса.







Сейчас читают про: