США в 1976 — 1992 гг

1. Внутренняя и внешняя политика администрации Дж. Картера.

2. США в годы правления Р. Рейгана.

3. Политика администрации Дж. Буша.

В момент прихода Дж. Картера в Белый дом в экономике страны наблюдался период стагфляции. В 1976-1978 гг. президент пытался решить экономические проблемы при помощи кейнсианских методов. Власти заморозили цены на горючее, увеличили зарплаты и социальные расходы, рассчитывая оживить экономику при помощи увеличения потребительского спроса. Но из-за сохранения высоких налогов и сильного регулирования такая политика привела лишь к росту инфляции, сокращению инвестиций, застою в экономике и росту безработицы. В 1979 г. Картер сделал поворот во внутренней политике: были разработаны программы сокращения налогов и предприняты попытки сдержать рост зарплат и социальных расходов. Но противодействие профсоюзов сорвало планы администрации по активизации экономического роста. Начавшийся в 1980 г. структурный кризис вызвал новое ухудшение экономической ситуации и стал одной из причин падения популярности президента.

Вторым источником проблем для Дж. Картера стала внешняя политика. Достижениями его администрации в деле укрепления позиций США стало установление дипломатических отношений с КНР и подписание мирного договора между Египтом и Израилем. Картер продолжил политику разрядки, подписав договор ОСВ-2. В то же время он не сумел эффективно воспрепятствовать действиям СССР по расширению сферы влияния в Африке и Азии. Сильным ударом по престижу США стало свержение режима Сомосы в Никарагуа, а также иранская революция и неудачная попытка освобождения американских заложников в этой стране. Общественность США расценила внешнюю политику президента как мягкотелую.

На выборах 1980 г. Картер проиграл республиканцу Р. Рейгану, причинами победы которого стали недовольство населения политикой Картера, «консервативный поворот» в массовом сознании страны, обещание восстановить пошатнувшийся авторитет США на международной арене.

Правление Р. Рейгана стало кардинальным поворотом во внутренней политике. Его администрация начала проведение глубоких реформ, нацеленных на создание новой экономической и социальной модели. Этот курс получил название «рейганомика» и включал в себя следующие основные направления: снижение налогов на предпринимателей, сокращение государственных расходов (кроме военных расходов), ликвидация ограничений предпринимательской деятельности, проведение рестриктивной финансовой политики.

Планировалось, что уже в 1981 г. в стране возобновится экономический рост, а в 1982-1986 гг. ВВП будет ежегодно увеличиваться на 4,5 %. Но в реальности начало реформ привело к ухудшению экономической ситуации в 1981-1982 гг., росту безработицы и падению доходов населения. Профсоюзы постарались путем забастовок вынудить Рейгана изменить курс. Но президент отказался пойти на уступки и заставил профсоюзы отказаться от требований повышения зарплаты, рост которой до конца 80-х гг. был ниже, чем рост производительности труда. Более серьезной проблемой для Рейгана стало противодействие демократов, имевших большинство в Палате представителей и проваливших ряд программ по сокращению госрасходов. Президенту пришлось сохранить финансирование главных социальных программ и искать самые разные способы экономии средств. Но от сокращения налогов и общей направленности внутреннего курса Рейган не отступил, считая, что альтернативы нет.

Жизнь показала правоту президента. В 1983 г. возобновился экономический рост, в 1984-1989 гг. ВВП ежегодно увеличивался на 4,2 %. Число безработных сократилось, инфляция снизилась более чем в 2 раза, вырос уровень жизни большинства американцев. Но «рейганомика» породила и ряд проблем: резко вырос дефицит госбюджета, низкая инфляция привела к высокому курсу доллара, что создало проблемы с экспортом, усилилось социальное неравенство.

Во внешней политике Рейган в первой половине 80-х гг. при помощи жестких действий старался восстановить авторитет США. В отношении СССР проводилась политика «мира с позиции силы», выразившаяся в усиление идеологического противостояния, увеличении военных расходов и создании новых видов вооружений. Одновременно США увеличили помощь своим союзникам и оппозиционным силам в странах советской сферы влияния. Рейган также вернулся к проведению силовых акций: свержение прокубинского режима Гренады, бомбардировки Триполи и Бенгази, неудачная попытка укрепить прозападный режим в Ливане. После начала перестройки в СССР Рейган пошел на нормализацию отношений с СССР, в 1987 г. подписал с Горбачевым договор РСМД, координировал с Москвой подходы к решению главных международных проблем.

Политика Рейгана была позитивно воспринята американцами, считавшими, что президент вернул стране ее достоинство. В 1984 г. Рейган без труда победил на президентских выборах, а на выборах 1988 г. уверенную победу одержал вице-президент Дж. Буш, пообещавший продолжить политику Рейгана.

В первый год пребывания у власти новый президент выполнял это обещание. Но кризис страховой системы 1989 г. и начавшийся в 1991 г. экономический спад потребовали увеличения госрасходов. В результате была сорвана реализация программ администрации по снижению налогов и поддержке мелкого бизнеса, поскольку это означало увеличение бюджетного дефицита. Бушу пришлось пойти на увеличение налогов и новое сокращение социальных расходов для укрепления финансовой системы, переложить на частные компании финансирование ряда государственных мероприятий. Тем самым президент отступил от политики Рейгана, но не сумел предложить собственный эффективный курс преодоления экономических проблем.

Более успешной была внешняя политика администрации Дж. Буша, благодаря ослаблению СССР и краху социализма в странах Европы. Совместными усилиями США и СССР урегулировали локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки, подтолкнули Израиль и арабские страны к началу переговоров. В 1990-1991 гг. были подписаны договоры об объединении Германии, об обычных вооружениях в Европе, договор СНВ-1. США предоставили СССР экономическую помощь и подтолкнули своих союзников к аналогичным шагам. На Американском континенте США свергли режим Норьеги в Панаме, с 1990 г. начали переговоры с Канадой и Мексикой о создании зоны свободной торговли. Противодействие агрессии Ирака против Кувейта показало, что США стали лидером мира.

Но успехи во внешней политике не могли заслонить внутренних проблем: спад в экономике, высокий дефицит бюджета, увеличение безработицы, сохранение значительных разрывов в уровне доходов населения. Население страны воспринимало Буша как политика, не имевшего ясной программы действий. На президентских выборах 1992 г. он проиграл демократу Б. Клинтону, выдвинувшему обновленный вариант программы Демократической партии, основанный на принципах неокейнсианства и воспринятый американцами как реальная программа нового политического курса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: