Серебр век

Наука. Научные достижения второй половины XIX в., а особенно конца XIX – на­чала XX в. сломали устоявшиеся стереотипы, заставили Россию двигаться по ускоренному пути модернизации. Русские ученые совершили открытия величайшей важности в области естествознания и точных наук.«Некоронованным королем мировой физиологии» назвал американский ученый Кеннон И.П. Павлова. Русского исследователя интересовали проблемы физиологии кровообращения, пищеварения и мозга. Лаборатория Ивана Петровича стала мировым центром исследований законов высшей нервной деятельности человека.Международное признание получили биологи И.И. Мечников, создатель теории происхождения многоклеточных организмов и К.А. Тимирязев, определивший пути будущих изысканий в физиологии и генетике растительного мира. В силу человеческого разума, в возможность изменения человеком «богом данного» мира верил и И.В. Мичурин. Его опыты по скрещиванию растений оказались весьма важными для практики земледелия. В России гибриды Мичурина называли «незаконнорожденными». Но их сразу оценили за границей. В 1898 г. на Всеканадском съезде фермеры лучшим сортом вишен назвали «Плодородную Мичурина». Именно этот сорт единственный выдержал суровую зиму.Весьма впечатляют российские технические достижения начала века. Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. получил А.С. Попов за создание первого в мире радиоприемника. Появляется отечественная авиация благодаря таким ученым как И.Е. Жуковский и И.И. Сикорский. Зачинателем русского подводного флота явился профессор Военно-Морской академии И.Г. Бубнов, создатель подводной лодки «Дельфин».Целеустремленно обдумывал возможность полетов в мировое пространство калужский учитель, уроженец Рязанской губернии К.Э. Циолковский. Ему безраздельно принадлежит пальма первенства в разработке теории движения ракет и реактивных приборов. Он даже полагал, что человека можно прообразовать в «лучистую форму», создать некие автотрофные существа, способные непосредственно питаться энергией звезд и заселить космос.Идеи единства, целостности мира привлекали В.И. Вернадского, создателя теории ноосферы, основателя новой научной дисциплины – биогеохимии. Все живое и не живое на земле и в космо­се, по его мнению, взаимосвязано. Мир он рассматривал как коэволюцию (совместное развитие) биосферы и человека. В начале века уже ни один международный форум не обходился без русских ученых. В.В. Марковникову (за заслуги в развитии нефтяной промышленности), И.П. Павлову (за труды по изучению процессов пищеварения), И.И. Мечникову (вместе с немецким исследователем П. Эрлихом за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний) были присуждены Нобелевские премии. Основные тенденции в литературе и искусстве. В конце XIX – начале XX в. неузнаваемо изменилась русская художественная культура. Молодой писатель Скиталец (С.Г. Петров) писал о начале 90-х го­дов: «...отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами».Перемены захватили все области художественного творчества, где как и в обществе шла непримиримая борьбамежду различными течениями и направлениями. Даже по количеству в России никогда не было столько поэтов, писателей, художников, архитекторов, скульпторов. Одни оставались приверженцами реалистически х тенденций, другие предпочитали смелые эксперименты, создавали модернистски е и авангардистские группы и объединения. Однако, нужно помнить, что многие проекты в развитии и распространении русской культуры оказались бы неосуществимыми без помощи русских промышленников-меценатов – С.И.Мамонтова, С.Т. Мо­розова, П.М. Третьякова, П.И. Щукина и многих других. Литература. В начале века именно литература стала «законодательницей мод». Не случайно, термин «серебряный век» изначально относился только к литературе. Хотя в это время в России было немало продолжателей традиций критического реализма, которые считали возможным прийти к новому миропорядку, изменению положения человека в обществе с помощью правдивого обличения. В 1899 г. выходит третий и последний большой роман Л.Н. Толсто­го «Воскресенье», хорошо известны его рассказы «Отец Сергий», «После бала»; рассказы и очерки А.П. Чехова – «Остров Сахалин», «Палата Номер 6», «Человек в футляре». «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал» – писал Горький ЧеховуО деревне убогой и грубой писал И.А Бунин («На край света», «Деревня»); В.Г. Короленко о еврейском погроме в Кишиневе («Дом»), о методах усмирения крестьянского движения, вакханалии смертных казней после революции в документально-публицистических очерках «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление». В этих и очень многих других произведениях звучал громкий протест против существующих порядков, не только унижающих, но и уничтожающих человека как личность.Реалистические тенденции проявились не только в обличении. Лучшие российские семейные традиции, как образец для подражания, не говоря уж о прекрасной русской природе, были излюбленными темами русских литераторов. Первая же книга М.М. Пришвина «В краю не пуганных птиц. Очерки Выговского края» принесла автору признание и как писателя и как ученого. Пришвина избрали в действительные члены Российского Географического общества.Одновременно с реализмом в русской литературе начала ХХ в. распространяются модернистские направления. Их рождение сопровождается эпатажем и скандалом. Светская публика пережила настоящий шок при появлении в 1894 г. однострочного стихотворения Брюсова: «0 закрой свои бледные ноги». И. Бунин вспоминает Емельяна Кохановского, который «...первый поразил Москву: выпустил в один прекрасный день книгу своих стихов, посвященных самому себе и Клеопатре, – так на ней и было напечатано: «Посвящается Мне и египетской царице Клеопатре», – а затем самолично появился на Тверском бульваре: в подштанниках, в бурке и папахе, в черных очках и с длинными собачьими когтями, привязанными к пальцам правой руки. Конечно, его сейчас же убрали с бульвара, увели в полицию, но все равно: дело было сделано, слава первого русского символиста прогремела по всей Москве». Первую волну модернистов называли символистами. Их идеологами признаны Д. Мережковский и К. Бальмонт. В 1880–90-е годы немало появилось произведений, поющих гимны смерти и мраку, где физически ощущается одиночество, отчужденность, бессилие человеческого разума и морали перед зовом плоти и инстинкта, поэтому символистов называли еще и декадентами[2].

«Мы – пленные звери,Голосим, как умеем.Глухо заперты двери,Мы открыть их не смеем – пишет Ф. Сологуб.

Символисты, по их же признанию отрицалистарое, при чем, ради того нового, что нарождается в обществе. Поэтому в творчестве декадентов также воспевается любовь, радости жизни, надежды на будущее. Не случайно, лозунгом счастья стала знаменитая начальная строка из стихотворения Бальмонта: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Творчество символистов – это попытка открыть новые высшие ценности, передать их с помощью символов, особого рода ассоциаций. Это глубокая вера в то, что именно искусство способно обновить мировоззрение, саму жизнь людей.В начале 1910-х годов сформировался русский авангард. Появляется множество новых объединений – акмеизм, аполлонизм, кларизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга». Основной целью этих групп и объединений стало преодоление классическойтрадиции, раздались призывы «сбросить Пушкина с корабля современности». Талантливый поэт Игорь Северянин, основатель эгофутуризма, создавал «поэзы дурного вкуса», на концертах он распевал их на несложные мотивы:

Я – гений, Игорь СеверянинСвоим величьем упоен!Я повсеместно обэкранен,Я повсеместно утвержден.

Русская литература начала века в полной мере отразила «мятежную современность», надежду и отчаяние, стремление к переменам, свободе. Среди выдающихся мастеров были В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.Н. Толстой, М. Горький, каждый со своим неповторимым миром мыслей, вкусов, образов, со своим строем чувств. Театр и музыка. Театр, конечно же, не остался в стороне от общего увлечения экспериментами. Причем, они были настолько удачными, что на многие годы определили развитие не только русского, но и мирового театрального искусства. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко стали выразителями реалистического направления. Станиславский открыл и сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене. Созданная им система учила раскрывать внутренний мир человека в убедительно художественной форме, помогала актеру овладевать техническим мастерством. Эти идеи были воплощены на сцене Московского художественного театра, открытие которого стало большим событием в художественно-театральной жизни страны.Новые принципы режиссуры предложил А.Я. Таиров, который был сторонником «синтетического театра», основой успеха считал виртуозное мастерство актеров. В 1914 г. Таиров организовал Камерный театр.Одним из реформаторов сценического искусства, по праву, считается В.Э. Мейерхольд, ученик Станиславского и основатель, так называемого, «условного театра». Он старался отойти от «ненужной правды», использовал «гротеск», «стилизации», искусство символов, аллегорий, иносказаний.На рубеже XX в. раскрывается разнообразная и плодотворная деятельность многих замечательных русских композиторов – С.И.Танеева, А.С. Аренского, А.К. Глазунова. Вступают в жизнь представители молодого поколения – С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Р.М. Глиэр, Б.Ф. Асафьев. Здесь также шли бурные споры о проблеме «старого» и «нового», традиционализма и новаторства, классического наследия и модернистских исканий и открытий.В это же время началась творческая карьера вокалистов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова. Пожалуй, впервые, высочайшая вокальная техника так органично сочеталась с драматической выразительностью. Недаром их стали называть «поющими актерами».Русская культура «серебряного века» уверенно конкурировала с западноевропейскими собратьями. Огромнейшей популярностью пользовались дягилевские «Русские сезоны». С 1907 г. художественные выставки, концерты неизменно собирали полные залы в Париже.По мере развитии прогресса в каждой стране периодически происходит «переоценка ценностей». Этот естественный, закономерный процесс был обеспечен раскрепощением демократических идей. Свобода творчества стала основой ускоренного развития культуры России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: