double arrow

Серебр век


Наука. Научные достижения второй половины XIX в., а особенно конца XIX – на­чала XX в. сломали устоявшиеся стереотипы, заставили Россию двигаться по ускоренному пути модернизации. Русские ученые совершили открытия величайшей важности в области естествознания и точных наук.«Некоронованным королем мировой физиологии» назвал американский ученый Кеннон И.П. Павлова. Русского исследователя интересовали проблемы физиологии кровообращения, пищеварения и мозга. Лаборатория Ивана Петровича стала мировым центром исследований законов высшей нервной деятельности человека.Международное признание получили биологи И.И. Мечников, создатель теории происхождения многоклеточных организмов и К.А. Тимирязев, определивший пути будущих изысканий в физиологии и генетике растительного мира. В силу человеческого разума, в возможность изменения человеком «богом данного» мира верил и И.В. Мичурин. Его опыты по скрещиванию растений оказались весьма важными для практики земледелия. В России гибриды Мичурина называли «незаконнорожденными». Но их сразу оценили за границей. В 1898 г. на Всеканадском съезде фермеры лучшим сортом вишен назвали «Плодородную Мичурина». Именно этот сорт единственный выдержал суровую зиму.Весьма впечатляют российские технические достижения начала века. Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. получил А.С. Попов за создание первого в мире радиоприемника. Появляется отечественная авиация благодаря таким ученым как И.Е. Жуковский и И.И. Сикорский. Зачинателем русского подводного флота явился профессор Военно-Морской академии И.Г. Бубнов, создатель подводной лодки «Дельфин».Целеустремленно обдумывал возможность полетов в мировое пространство калужский учитель, уроженец Рязанской губернии К.Э. Циолковский. Ему безраздельно принадлежит пальма первенства в разработке теории движения ракет и реактивных приборов. Он даже полагал, что человека можно прообразовать в «лучистую форму», создать некие автотрофные существа, способные непосредственно питаться энергией звезд и заселить космос.Идеи единства, целостности мира привлекали В.И. Вернадского, создателя теории ноосферы, основателя новой научной дисциплины – биогеохимии. Все живое и не живое на земле и в космо­се, по его мнению, взаимосвязано. Мир он рассматривал как коэволюцию (совместное развитие) биосферы и человека. В начале века уже ни один международный форум не обходился без русских ученых. В.В. Марковникову (за заслуги в развитии нефтяной промышленности), И.П. Павлову (за труды по изучению процессов пищеварения), И.И. Мечникову (вместе с немецким исследователем П. Эрлихом за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний) были присуждены Нобелевские премии.Основные тенденции в литературе и искусстве. В конце XIX – начале XX в. неузнаваемо изменилась русская художественная культура. Молодой писатель Скиталец (С.Г. Петров) писал о начале 90-х го­дов: «...отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами».Перемены захватили все области художественного творчества, где как и в обществе шла непримиримая борьбамежду различными течениями и направлениями. Даже по количеству в России никогда не было столько поэтов, писателей, художников, архитекторов, скульпторов. Одни оставались приверженцами реалистических тенденций, другие предпочитали смелые эксперименты, создавалимодернистские и авангардистские группы и объединения. Однако, нужно помнить, что многие проекты в развитии и распространении русской культуры оказались бы неосуществимыми без помощи русских промышленников-меценатов – С.И .Мамонтова, С.Т. Мо­розова, П.М. Третьякова, П.И. Щукина и многих других.Литература. В начале века именно литература стала «законодательницей мод». Не случайно, термин «серебряный век» изначально относился только к литературе. Хотя в это время в России было немало продолжателей традиций критического реализма, которые считали возможным прийти к новому миропорядку, изменению положения человека в обществе с помощью правдивого обличения. В 1899 г. выходит третий и последний большой роман Л.Н. Толсто­го «Воскресенье», хорошо известны его рассказы «Отец Сергий», «После бала»; рассказы и очерки А.П. Чехова – «Остров Сахалин», «Палата Номер 6», «Человек в футляре». «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал» – писал Горький ЧеховуО деревне убогой и грубой писал И.А Бунин («На край света», «Деревня»); В.Г. Короленко о еврейском погроме в Кишиневе («Дом»), о методах усмирения крестьянского движения, вакханалии смертных казней после революции в документально-публицистических очерках «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление». В этих и очень многих других произведениях звучал громкий протест против существующих порядков, не только унижающих, но и уничтожающих человека как личность.Реалистические тенденции проявились не только в обличении. Лучшие российские семейные традиции, как образец для подражания, не говоря уж о прекрасной русской природе, были излюбленными темами русских литераторов. Первая же книгаМ.М. Пришвина «В краю не пуганных птиц. Очерки Выговского края» принесла автору признание и как писателя и как ученого. Пришвина избрали в действительные члены Российского Географического общества.Одновременно с реализмом в русской литературе начала ХХ в. распространяются модернистские направления. Их рождение сопровождается эпатажем и скандалом. Светская публика пережила настоящий шок при появлении в 1894 г. однострочного стихотворения Брюсова: «0 закрой свои бледные ноги». И. Бунин вспоминает Емельяна Кохановского, который «...первый поразил Москву: выпустил в один прекрасный день книгу своих стихов, посвященных самому себе и Клеопатре, – так на ней и было напечатано: «Посвящается Мне и египетской царице Клеопатре», – а затем самолично появился на Тверском бульваре: в подштанниках, в бурке и папахе, в черных очках и с длинными собачьими когтями, привязанными к пальцам правой руки. Конечно, его сейчас же убрали с бульвара, увели в полицию, но все равно: дело было сделано, слава первого русского символиста прогремела по всей Москве». Первую волну модернистов называли символистами. Их идеологами признаны Д. Мережковский и К. Бальмонт. В 1880–90-е годы немало появилось произведений, поющих гимны смерти и мраку, где физически ощущается одиночество, отчужденность, бессилие человеческого разума и морали перед зовом плоти и инстинкта, поэтому символистов называли еще и декадентами[2].








«Мы – пленные звери,Голосим, как умеем.Глухо заперты двери,Мы открыть их не смеем – пишет Ф. Сологуб.

Символисты, по их же признанию отрицалистарое, при чем, ради того нового, что нарождается в обществе. Поэтому в творчестве декадентов также воспевается любовь, радости жизни, надежды на будущее. Не случайно, лозунгом счастья стала знаменитая начальная строка из стихотворения Бальмонта: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Творчество символистов – это попытка открыть новые высшие ценности, передать их с помощью символов, особого рода ассоциаций. Это глубокая вера в то, что именно искусство способно обновить мировоззрение, саму жизнь людей.В начале 1910-х годов сформировался русский авангард. Появляется множество новых объединений – акмеизм, аполлонизм, кларизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга». Основной целью этих групп и объединений стало преодолениеклассическойтрадиции, раздались призывы «сбросить Пушкина с корабля современности». Талантливый поэт Игорь Северянин, основатель эгофутуризма, создавал «поэзы дурного вкуса», на концертах он распевал их на несложные мотивы:

Я – гений, Игорь СеверянинСвоим величьем упоен!Я повсеместно обэкранен,Я повсеместно утвержден.

Русская литература начала века в полной мере отразила «мятежную современность», надежду и отчаяние, стремление к переменам, свободе. Среди выдающихся мастеров были В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.Н. Толстой, М. Горький, каждый со своим неповторимым миром мыслей, вкусов, образов, со своим строем чувств.Театр и музыка. Театр, конечно же, не остался в стороне от общего увлечения экспериментами. Причем, они были настолько удачными, что на многие годы определили развитие не только русского, но и мирового театрального искусства.К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко стали выразителями реалистического направления. Станиславский открыл и сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене. Созданная им система учила раскрывать внутренний мир человека в убедительно художественной форме, помогала актеру овладевать техническим мастерством. Эти идеи были воплощены на сцене Московского художественного театра, открытие которого стало большим событием в художественно-театральной жизни страны.Новые принципы режиссуры предложил А.Я. Таиров, который был сторонником «синтетического театра», основой успеха считал виртуозное мастерство актеров. В 1914 г. Таиров организовал Камерный театр.Одним из реформаторов сценического искусства, по праву, считается В.Э. Мейерхольд, ученик Станиславского и основатель, так называемого, «условного театра». Он старался отойти от «ненужной правды», использовал «гротеск», «стилизации», искусство символов, аллегорий, иносказаний.На рубеже XX в. раскрывается разнообразная и плодотворная деятельность многих замечательных русских композиторов – С.И.Танеева, А.С. Аренского, А.К. Глазунова. Вступают в жизнь представители молодого поколения – С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Р.М. Глиэр, Б.Ф. Асафьев. Здесь также шли бурные споры о проблеме «старого» и «нового», традиционализма и новаторства, классического наследия и модернистских исканий и открытий.В это же время началась творческая карьера вокалистов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова. Пожалуй, впервые, высочайшая вокальная техника так органично сочеталась с драматической выразительностью. Недаром их стали называть «поющими актерами».Русская культура «серебряного века» уверенно конкурировала с западноевропейскими собратьями. Огромнейшей популярностью пользовались дягилевские «Русские сезоны». С 1907 г. художественные выставки, концерты неизменно собирали полные залы в Париже.По мере развитии прогресса в каждой стране периодически происходит «переоценка ценностей». Этот естественный, закономерный процесс был обеспечен раскрепощением демократических идей. Свобода творчества стала основой ускоренного развития культуры России.







Сейчас читают про: