Культура искусство в совет рос 1917-1922

Октябрьская социалистическая революция открывает новый этап в истории культуры народов России. Этот сложнейший противоречивый этап в истории искусства не может быть однозначно охарактеризован. В данном разделе дается краткая характеристика русского советского искусства, основные этапы его развития.

Не имеет аналогов культурная революция. С одной стороны, декреты советской власти приобщали широкие народные массы к культуре. С другой, четкий классовый принцип не допускал свободы творчества, привел к политизации всей культуры, особенно литературы и искусства. Первое послереволюционное пятилетие (1917-1922) отмечено многообразием и недолговечностью художественных платформ, активностью деятелей левого искусства, которые увидели в новых условиях возможность осуществления самых дерзких новаторских идей. Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью, среди которых были и передвижники, и русские импрессионисты (Рылов, Юон), и мирискусники (Лансере, Добужинский), и «голуборозовцы» (Кузнецов, Сарьян), и «бубнововалетцы» (Кончаловский, Машков, Лентулов). На первых порах заметное место в Отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В. Кандинский и К. Малевич. Идеи революции рождали новые направления. Среди них новый русский революционный авангард “Уновис” (“Утвердители нового искусства”, 1919-1920. Малевич, Шагал, Лисицкий) объявил борьбу за “чистое” искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» (Новое общество живописцев) был близок к бубнововалетцам. “Пролеткульт” принял попытку создания организации новой пролетарской культуры “на руинах прошлого”, отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго, не имея поддержки как у художников, так и у зрителей. Против авангардизма за философскую глубину искусства и традиционный монументализм форм выступили художники объединений «Четыре искусства» (Кравченко, Тырса, Петров-Водкин) и «Маковец» (Чекрыгин, отец Павел Флоренский). Романтизм первых послереволюционных лет в символико-аллегорической форме передали П. Филонов в серии картин «Ввод в мировой расцвет» (1919); К. Юон «Новая планета», Б. Кустодиев «Большевик». Еще в начале XX века предчувствие грядущих перемен в России выразил К. Петров-Водкин (1878-1939) в картине «Купание красного коня» (1912, ГТГ). Угрозу мирной жизни простых людей в годы гражданской войны он передал в картине «1919 год. Тревога» (1934, ГРМ). В революционных событиях Петров-Водкин увидел возможности национального духовного обновления, возрождение русского нравственного идеала, идущего от древнерусской иконописи. Широкие ассоциации вызывает картина «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)” (1920, ГТГ). С философско-евангельскими картинами о самопожертвовании ради человечества перекликается картина “Смерть комиссара” (1928, ГРМ) Патриотический характер носят историко-революционные картины 20-х гг. “Тачанка” М. Грекова, “Допрос коммунистов” Б. Иогансона. Тип нового героя – человека труда, спортсмена и общественника, создают в портретном жанре Г.Г. Ряжский "Рабфаковка" (38d) (ГРМ), А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке". В первое послереволюционное пятилетие, в годы гражданской войны на первый план выступает агитационно-массовое искусство: оформление праздников и митингов, роспись агитпоездов и т.д. (Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Н. Альтман); политический плакат (А. Апсит “Грудью на защиту Петрограда”, Д. Моор “Ты записался добровольцем?”, “Помоги!”. Окна РОСТа (1919-1921, Маяковский и Черемных). Следующее десятилетие (1922-1932) картина искусства остается по-прежнему очень пестрой, но постепенно начинают объединяться небольшие художественные группировки, более четкой становится идейная борьба. В 1922 г. была создана АХРР (Ассоциация художников революционной России), просуществовавшая до 1932 г. Организаторами ее были А. Архипов, Н. Дормидонтов, С. Малютин и другие поздние передвижники. Пропаганда ее «нового курса» привлекла художников разных взглядов на искусство – бывших бубнововалетцев, художников Общества «НОЖ», «4 искусства» и др. АХХРровцы стремились к созданию “документов эпохи”, ставили целью «художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве» (Из Декларации АХРР). Предпочитали тематические произведения бытового жанра.Иную задачу ставило новое объединение ОСТ (Общество художников-станковистов), созданное в 1925 г. и также распущенное в 1932 г. Сюда входили А. Дейнека "Бег" (ГРМ), С. Лучишкин "Шар улетел" (ГТГ), Ю. Пименов, А. Самохвалов "Да здравствует комсомол!" (плакат), Д. Штеренберг "Аниська"(ГТГ). Общество быстро стало популярным среди творческой молодежи. Проповедовали эстетику индустриальных мотивов и здорового образа жизни. В станковую живопись они вводили черты монументального искусства, некую героизацию отвлеченного образа. Наиболее ярким выразителем программы остовцев был А. Дейнека. В картине «Оборона Петрограда» (1928), посвященной теме гражданской войны, графическая четкость рисунка, ритм, динамика, неяркий колорит передают суровость эпохи. Принципы мажорного искусства остовцев отличают картины «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927), «Будущие летчики» (1938, ГТГ).После выхода постановления ЦК ВКП (б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932) последовал разгром левых группировок. Сверху стала насаждаться идеология и метод социалистического реализма. Многие художники вынуждены были эмигрировать на Запад. Под идейным наблюдением партии большевиков были созданы единые творческие союзы - Союз писателей и Союз архитекторов (1932), Союз художников (1957). В искусстве получает отражение культ личности Сталина. Для произведений 30-х годов характерны жизнерадостный оптимизм, лакировка действительности. Популярными становятся темы праздников. (С. Герасимов "Портрет балерины О.В. Лепешинской" (ГТГ), А. Пластов). Искренний патриотизм присутствует в картинах Б. Иогансона «На старом уральском заводе», Ю. Пименова «Новая Москва». В портретном жанре глубокие по психологизму раскрытия образов портреты-картины создают П. Кончаловский - портреты Прокофьева, Мейерхольда, М. Нестеров - портреты В.И. Мухиной, И.П. Павлова, братьев П.Д. и А.Д. Кориных, хирурга Юдина (ГТГ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: